Вторая половина 3 строфы, 4 и 5 строфа

Опубликовано khantibalo от

8. Mettasuttaṃ

[И пусть он думает:] радостные и в безопасности пусть все существа будут радостны сердцем.

Закончив объяснение подхода к предмету медитации Будда начал объяснять саму практику распространения дружелюбия. По словам комментария он должен был помочь монахам рассеять страх божеств, а также как предмет медитации, порождающий состояние поглощённости ума, которое можно использовать как основу прозрения.

Комментарий объясняет эти полстрофы как пожелание всем дышащим существам телесной и умственной радости, а также прекращения всех страхов. В этой строфе даётся 3 варианта распространения дружелюбия:

  • пусть все существа будут радостны
  • пусть они будут в безопасности
  • пусть они возрадуются сердцем

Подробное исследование практики дружелюбия находится в Патисамбхидамагге.

8. Mettasuttaṃ

Какие бы ни были существа, хрупкие или прочные, все без исключения,
длинные, большие, средние, мелкие, маленькие, толстые,

8. Mettasuttaṃ

видимые и невидимые, живущие близко и далеко,
явившиеся на свет и стремящиеся к появлению: пусть все существа будут радостны сердцем.

Комментарий говорит, что некоторым может быть достаточно тех мыслей, которые описаны во второй половине 3 строфы, которая охватывает всех существ в совокупности. Но для других для достижения успеха требуется классификация совокупности существ по двойкам и тройкам.

Слово pāṇabhūta (существа) охватывает здесь всех дышащих существ (pāṇa) и всех прочих. Тем самым охватываются существа на всех уровнях бытия и имеющие как 5, так и 1 или 4 совокупности.

 

1 двойка: хрупкие - прочные. Под хрупкими подразумеваются существа с жаждой и страхом. Под прочными подразумеваются араханты.

2 двойка: видимые - невидимые. Под видимыми понимаются те, кто попали в поле зрения глаза. Невидимые - это существа за горой, за морем, в другом мировом элементе.

3 двойка: живущие близко - живущие далеко. Здесь даётся несколько вариантов понимания. Например это существа в теле практикующего и за его пределами. Или это существа в доме и вне дома практикующего и т.д.

4 двойка: явившиеся - стремящиеся к проявлению. Комментарий здесь даёт 2 варианта понимания. Согласно первому речь об арахантах, которые явились и не появятся более и всех остальных, которые стремятся к новому состоянию бытия. Согласно второму - стремящимися к проявлению являются существа, находящиеся в чреве или яйце, а вышедшие из него, являются явившимися. Комментарий даёт объяснение и для других видов рождения (из влаги и проч.)

 

Комментарий утверждает, что хотя в сутте это не сформулировано как три тройки, наставление следует понимать именно так:

1 тройка: длинные (- средние - короткие). Речь о длине тела. В тексте дано только одно слово "длинные", но согласно комментарию здесь подразумеваются также и существа со средней длиной тела и с коротким телом. Под длинными существами понимаются наги (змеи), рыбы, ящерицы и прочие.

2 тройка: большие - средние - мелкие. Речь о размере тела. В качестве примера больших существ приводятся слоны и некоторые водные обитатели, в качестве средних приводятся - лошади, буйволы и другие домашние животные, в качестве мелких - те существа, которые от рождения меньше обычного: карлики.

3 тройка: маленькие - (средние) - толстые. Под маленькими понимаются невидимые для обычного глаза существа. Под толстыми - существа с округлым телом, такие как черепахи.

 

В отношении существ, разделённых по этим группам, следует применять то же распространение дружелюбия тремя вариантами, как было объяснено во 2 части 3 строфы.