Строфа 2 и половина третьей строфы

Опубликовано khantibalo от 30 декабря, 2020 - 19:43

8. Mettasuttaṃ

 

"Удовлетворённым"

Удовлетворённость разбирается в комментарии к СНп 2.4, для которого у нас составлен конспект.

"Необременительным"

Обременительный монах - это тот, который строит недовольную рожу, когда ему подали еду и отдаёт её саманерам и мирянам. Такого монаха миряне сторонятся. Когда монах с радостным и уверенным лицом принимает что подали вне зависимости от количества и качества дара, миряне понимают, что его легко поддерживать, он необременителен и заботятся о нём сами.

"С немногими обязанностями"

Он не является человеком, который любит работать, любит разговаривать, любит компании и т.п. Он не из тех, кто полностью поглощён работой по монастырю, наставлением саманер и прочим. Исполнив дела по уходу за телом и монашескими принадлежностями, он полностью сосредоточен на главном деле монаха (развитии ума).

"Довольствующийся малым"

8. Mettasuttavaṇṇanā

 

"Со спокойными способностями восприятия"

Под способностями здесь понимается зрение, слух, обоняние, чувство вкуса, осязание и рассудок. Эти его способности не возбуждаются под влиянием страсти к приятным объектам или ненависти к неприятным.

"Рассудительный"

Это слово указывает на мудрого монаха, который знает об охране своей нравственности, знает как обращаться с монашескими принадлежностями и также знает подходящее среди следующего: место проживания, место сбора подаяния, речь, человек, пища, климат и положения тела. (список из Висм.)

"Скромный"

В нём отсутствует следующие виды наглости:

  1. 8 видов телесной наглости, которые представляют собой дурное телесное поведение в присутствии других людей. Он посредством действий тела нарушает установленные Буддой правила поведения на собрании, в трапезной, в бане и на сборе подаяния.
  2. 4 вида словесной наглости, которые представляют собой дурное речевое поведение в присутствии других людей. Сюда входит чтение проповеди  без просьбы, ответ на вопрос без разрешения старшего монаха или находясь между домами мирян, он говорит: "Ты, такой-то и такой-то, что у тебя там? Рисовая каша или что [другое?] поесть или пожевать? Что ты мне дашь? Что мы будем есть сегодня? Что мы будем пить?"
  3. множество видов умственной наглости - это дурные мысли, а именно мысли чувственных желаний (недоброжелательности, жестокости и т.п.), которые не проявляются в виде поступков

"Не заискивающий перед семьями"

Желая получить монашеские принадлежности, монах не должен имитировать настроение мирян: печалиться когда они печалятся, радоваться когда они радуются. И также он не должен с готовностью включаться в их работу.

 

Первая часть наставления заканчивается на первой строке третьей строфы:

8. Mettasuttaṃ

 

Здесь говорится, что монах, стремящийся достичь ниббаны, не должен совершать даже незначительных дурных поступков тела, речи и ума, не говоря уже о значительных. Их опасность в этой жизни состоит в осуждении со стороны мудрых людей.