Строфа 2 и половина третьей строфы

Опубликовано khantibalo от

8. Mettasuttaṃ

удовлетворённым и необременительным, с немногими обязанностями, довольствующимся малым,
со спокойными способностями восприятия, рассудительным, скромным, и не заискивающим перед семьями.

"Удовлетворённым"

Удовлетворённость разбирается в комментарии к СНп 2.4, для которого у нас составлен конспект.

"Необременительным"

Обременительный монах - это тот, который строит недовольную рожу, когда ему подали еду и отдаёт её саманерам и мирянам. Такого монаха миряне сторонятся. Когда монах с радостным и уверенным лицом принимает что подали вне зависимости от количества и качества дара, миряне понимают, что его легко поддерживать, он необременителен и заботятся о нём сами.

"С немногими обязанностями"

Он не является человеком, который любит работать, любит разговаривать, любит компании и т.п. Он не из тех, кто полностью поглощён работой по монастырю, наставлением саманер и прочим. Исполнив дела по уходу за телом и монашескими принадлежностями, он полностью сосредоточен на главном деле монаха (развитии ума).

"Довольствующийся малым"

8. Mettasuttavaṇṇanā

Он не похож на некоторых монахов со многими вещами, которые, когда настало время уходить, уходят только после того, как они нагрузили многих людей свёртками для ношения на голове, свёртками на ношения на поясе и прочим, содержащими сосуды для подаяния, одежды, тряпки, масла, сахар и прочее. Этот [довольствующийся малым монах], когда пришло время уходить, берёт с собой только 8 принадлежностей: сосуд для подаяния, три части одеяния, бритву, иголку, пояс и фильтр, и взяв только их уходит как птица берёт с собой свои крылья. Здесь под словом "довольствующийся малым" подразумевается именно такой монах.

"Со спокойными способностями восприятия"

Под способностями здесь понимается зрение, слух, обоняние, чувство вкуса, осязание и рассудок. Эти его способности не возбуждаются под влиянием страсти к приятным объектам или ненависти к неприятным.

"Рассудительный"

Это слово указывает на мудрого монаха, который знает об охране своей нравственности, знает как обращаться с монашескими принадлежностями и также знает подходящее среди следующего: место проживания, место сбора подаяния, речь, человек, пища, климат и положения тела. (список из Висм.)

"Скромный"

В нём отсутствует следующие виды наглости:

  1. 8 видов телесной наглости, которые представляют собой дурное телесное поведение в присутствии других людей. Он посредством действий тела нарушает установленные Буддой правила поведения на собрании, в трапезной, в бане и на сборе подаяния.
  2. 4 вида словесной наглости, которые представляют собой дурное речевое поведение в присутствии других людей. Сюда входит чтение проповеди  без просьбы, ответ на вопрос без разрешения старшего монаха или находясь между домами мирян, он говорит: "Ты, такой-то и такой-то, что у тебя там? Рисовая каша или что [другое?] поесть или пожевать? Что ты мне дашь? Что мы будем есть сегодня? Что мы будем пить?"
  3. множество видов умственной наглости - это дурные мысли, а именно мысли чувственных желаний (недоброжелательности, жестокости и т.п.), которые не проявляются в виде поступков

"Не заискивающий перед семьями"

Желая получить монашеские принадлежности, монах не должен имитировать настроение мирян: печалиться когда они печалятся, радоваться когда они радуются. И также он не должен с готовностью включаться в их работу.

 

Первая часть наставления заканчивается на первой строке третьей строфы:

8. Mettasuttaṃ

И пусть он не делает ни малейшей вещи, которую мудрые бы осудили.

Здесь говорится, что монах, стремящийся достичь ниббаны, не должен совершать даже незначительных дурных поступков тела, речи и ума, не говоря уже о значительных. Их опасность в этой жизни состоит в осуждении со стороны мудрых людей.