Определение шести шестёрок

Опубликовано khantibalo от

1. Шесть внутренних сфер чувств

6. Chachakkasuttaṃ

Сфера зрения, сфера слуха, сфера обоняния, сфера чувства вкуса, сфера осязания, сфера рассудка.

2. Шесть внешних сфер чувств

6. Chachakkasuttaṃ

Сфера образного, сфера звуков, сфера запахов, сфера вкусов, сфера осязаемых предметов, сфера познаваемых явлений.

Сферы чувств разбираются в различных главах Висуддхимагги. У нас составлен конспект этих материалов.

Комментарий к этому наставлению пытается дать объяснение сферы рассудка и познаваемых явлений. Под сферой рассудка предлагается понимать умственные состояния трёх уровней бытия (мира страсти, тонкоматериального и нематериального мира). Определение сферы познаваемых явлений запутанное, но судя по всему оно включает в себя все внешние явления.

3. Шесть разновидностей сознания

6. Chachakkasuttaṃ

При условии зрения и образного возникает сознание зрения, при условии слуха и звуков возникает сознание слуха, при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния, при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса, при условии осязания и осязаемых предметов возникает сознание осязания, при условии рассудка и познаваемых явлений возникает сознание рассудка.

Эти разновидности сознания возникают при условии внутренней и внешней сферы чувств.

4. Шесть разновидностей соприкосновения

6. Chachakkasuttaṃ

При условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение;
при условии слуха и звуков возникает сознание слуха, сочетание их трех – соприкосновение;
при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния, сочетание их трех – соприкосновение;
при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса, сочетание их трех – соприкосновение;
при условии осязания и осязаемых предметов возникает сознание осязания, сочетание их трех – соприкосновение;
при условии рассудка и познаваемых явлений возникает сознание рассудка, сочетание их трех – соприкосновение.

Они возникают как сочетание внутренней сферы, внешней сферы и соответствующей разновидности сознания. В Висуддхимагге объясняется, что соприкосновение в одной сфере обусловлено не только этой сферой, но и сферой рассудка:

Saḷāyatanapaccayāphassapadavitthārakathā

Ведь соприкосновение зрения порождается от способности зрения, от образного, от сферы рассудка, которая называется зрительным сознанием и от сферы познаваемых явлений, состоящей из остальных связанных явлений. И в каждом случае объяснение должно быть составлено таким же образом.

5. Шесть разновидностей ощущения

6. Chachakkasuttaṃ

При условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение;
при условии слуха и звуков возникает сознание слуха, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение;
при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение;
при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение;
при условии осязания и осязаемых предметов возникает сознание осязания, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение;
при условии рассудка и познаваемых явлений возникает сознание рассудка, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение.

Ощущение возникает при условии соприкосновения в шести сферах. Определение и подробная классификация ощущений даётся в разделе о 5 совокупностях.

6. Шесть разновидностей жажды

6. Chachakkasuttaṃ

При условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение, от ощущения в качестве условия [возникает] жажда;
при условии слуха и звуков возникает сознание слуха, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение, от ощущения в качестве условия [возникает] жажда;
при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение, от ощущения в качестве условия [возникает] жажда;
при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение, от ощущения в качестве условия [возникает] жажда;
при условии осязания и осязаемых предметов возникает сознание осязания, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение, от ощущения в качестве условия [возникает] жажда;
при условии рассудка и познаваемых явлений возникает сознание рассудка, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение, от ощущения в качестве условия [возникает] жажда.

Жажда возникает при условии ощущения. Объяснение жажды есть в разделе об обусловленном возникновении. Здесь следует отметить, что условием жажды также является неведение, потому что она не возникает у тех, у кого неведение прекращено. Они испытывают те же ощущения, но жажда по отношению к ним не возникает.