Практические советы медитирующим

Опубликовано khantibalo от 29 сентября, 2008 - 12:18
<<Назад
Два направления в медитации
Оглавление Далее>>
Безмерные состояния и их развитие
Перевод Таблица Оригинал
Практические советы медитирующим
Практические советы медитирующим

Переходя от психологического аспекта к практическому, можно сказать, что медитация для мирян может быть двух видов: интенсивная и повседневная. Интенсивная медитация также может быть двух видов: ежедневная сидячая медитация и отдельные периоды непрерывной практики в течение нескольких дней (в обиходе называемые "ритрит" или "затвор").

Ежедневная практика медитации

Прежде всего рассмотрим регулярную ежедневную сидячую медитацию, которой, по возможности, лучше всего заниматься в одно и то же время суток. При помощи старательности и постоянного осознания цели, ради которой вы приступили к практике, нужно постоянно следить, чтобы она не превратилась в некий ритуал. Здесь также могут быть полезными следующие рекомендации.

Что касается внешних условий, то для медитации следует выбрать достаточно тихое место. Лучше всего, если у вас есть в распоряжении небольшая комната, которую можно предназначить для этой цели, но в любом случае, желательно медитировать в одиночестве, если вместе с вами не практикуют другие члены семьи или сожители. Если же вы занимаетесь вместе с другими, следует убедиться, что ум чист по отношению к другим медитирующим, иначе алчность, злоба и другие недоброжелатели вне всяких сомнений украдут плоды медитации.

Проще всего найти тихое время, если встать раньше других, когда ум чист, а тело не уставшее. Человек, искренне практикующий Учение Будды, старается медитировать в одно и то же время, поскольку знает о том, сколько времени требуется на сон для полного восстановления сил.

После подъема и умывания следует сесть в чистой и свободной одежде в месте, предназначенном для медитации. В этом месте можно расположить небольшой алтарь с буддийскими символами, но в принципе его наличие не обязательно. Некоторые считают для себя полезным начать с осознанного подношения цветов, благовоний и свечей. В буддийских странах традиционно принято предварять свою медитацию тихой фразой "Namo tassa bhagavato arahato sammā sambuddhassa" и строфами принятия прибежища и правил нравственного поведения. Если вы знаете строфы выражения почтения Будде, Дхамме, Сангхе на пали, то их также можно продекламировать. [1] Другим полезным предваряющим действием может быть рассмотрение и вдумчивая декламация некоторых истин Дхаммы, например, таких строф:

"Получив драгоценное человеческое рождение, у меня две задачи в практике Учения Будды: принести пользу себе и пользу другим. Ко всем другим существам, человеческим и не-человеческим, видимым и невидимым, большим и малым, далёким и близким, я буду относиться с добротой и желаю им счастья. Пусть они будут счастливы. Пусть они будут счастливы. Пусть они будут счастливы. Я окажу помощь, если они страдают и буду радоваться, когда они счастливы. Пусть я разовью несравненное безмятежное наблюдение, абсолютно непоколебимый ум, спокойствие которого никогда не будет нарушено.

"Заботясь о других, пусть я не забуду о собственном следовании по пути Дхаммы. Комментарий Пусть мне станет доподлинно известно о том, как я, гонимый туда и сюда ветрами каммы, страдал бесчисленное количество жизней во всех сферах существования! Также мне следует помнить о том, сколь коротка и скоротечна эта жизнь. О том, что ум и тело всегда подвержены изменениям, возникая и распадаясь вновь и вновь. О том, что ни ум, ни тело не принадлежат мне, равно как и никакая из их частей. Я также должен обратить внимание на то, сколькими проблемами окружена эта жизнь. Произведённый жаждой, рождённый невежеством, я должен осознать, что смерть неизбежна, а старость и болезни естественны. Я должен приложить усилия, чтобы познать ради собственного блага и блага других, что эта личность, называемая "мною" - всего лишь комплекс ума и материи, в которой нет никакой вечной сущности, как душа или "я".

"Пусть за счёт этой практики я испытаю прозрение в непостоянство, неудовлетворительность, безличность! Пусть я буду одним из тех, кто пребывает в пустотности! И познав эту высочайшую истину, пусть я покажу этот путь другим!"

Во время сидения нужно следить за тем, чтобы тело было выпрямлено, но в то же время расслаблено. Напрягаться не стоит, однако голова не должна свисать, а поясница - выгибаться. Тело следует устойчиво сбалансировать. Хотя поза со скрещенными ногами, когда медитирующий сидит на полумягком мате (например, поза лотоса), является наилучшей, тем, для кого такие позы сложны, можно использовать стул. Сидеть в полном лотосе или в полу-лотосе значительно легче, если подложить под ягодицы твёрдую подушку. Колени в таком случае будут касаться пола, формируя устойчивую позу из трёх точек (два колена и ягодицы). Комментарий

Следует посвящать занятиям одинаковый промежуток времени каждый день до того момента, когда придёт определённое умение в контролировании ума и вы почувствуете, что время практики можно увеличить. Одним из широко применяемых методов является сидение до тех пор, пока не прогорит палочка благовоний. Комментарий Сложив руки на коленях в соответствии с позой для медитации и расслабив их, можно закрыть глаза, или же оставить их чуть приоткрытыми, в зависимости от того, как наиболее комфортно.

Существует много методов, помогающих сосредоточить ум, и основные два были уже вкратце рассмотрены выше. Другие полезные методы включают в себя повторение слова или фразы, в том числе и с использованием чёток. Если практикуется осознанность дыхания (анапанасати), то может быть полезным повторение такого слова как "Buddho" или "Arahaṃ" для успокоения ума. Первый слог следует произносить про себя во время вдоха, а во время выдоха нужно сосредоточиться на втором. Также в качестве полезного инструмента для сосредоточения используется счёт дыханий (обычно не далее, чем до десяти, во избежание блуждания ума). Однако такое подспорье должно быть оставлено, когда сосредоточение улучшается. Во время медитации на фразе можно использовать чётки, отсчитывая при этом одну бусину после каждого повторения.

Если ваш ум всё сильнее сливается с выбранным объектом медитации, то она идёт хорошо. Однако не стоит считать медитацию бесполезной, если в течение какого-либо длинного или короткого периода вы испытываете одну лишь сонливость или отвлечения. Эти препятствия следует встречать лицом к лицу; если их встречать не раздражением и отчаянием, а спокойной отмечающей осознанностью, то они могут быть преодолены и будут преодолены. Для того, чтобы добиться в этом успеха, требуется большая настойчивость и равномерное приложение усилий.

По завершении ежедневной медитации можно провести краткую декламацию, обычно это пожелание другим существам благополучия и посвящение им собственных заслуг. Комментарий В это время можно произнести палийский оригинал или же перевод Метта сутты (Проповедь о доброжелательности)[2], поскольку она достаточно короткая и её легко запомнить. Так как существует несколько различных стилей декламации, будет весьма полезно найти аудиозаписи прочитанных монахами текстов, которые можно выучить.

Также, говоря о декламации, можно посоветовать выучить наизусть несколько проповедей Будды на одном из классических буддийских языков и использовать их в качестве подспорья в собирании ума в том случае, если достичь сосредоточенности не удаётся. В такой момент медитирующий не должен впадать в уныние, а должен просто продолжать сидеть и спокойно декламировать строфы про себя. Именно это буддийские монахи и делают дважды в день в качестве одного из упражнений в развитии ума, и это позволяет воспитать приверженность к практике, чтобы уравновесить интеллектуальную составляющую. Другим полезным методом для преодоления отвлечения является практика медитации при ходьбе, которую можно выполнять в любом месте дома или же на уединённой дорожке в парке. Длины в двадцать или тридцать шагов будет достаточно, поскольку из-за большей длины ум может начать отклоняться, а из-за меньшей может быть больше отвлечений. Следует ходить со своей привычной скоростью, сложив руки спереди у живота, положив правую ладонь на левую. По достижении конца дорожки нужно развернуться в направлении по часовой стрелке.[3]

Здесь не будет лишним произнести несколько слов о приверженности к Трём Драгоценностям, поскольку это всегда является важным моментом в медитации. Тот, кто не является искренним буддистом, никогда не берётся за буддийскую медитацию, по той причине, что не несёт буддийских идеалов в своём сердце. Искреннее принятие Тройного Прибежища и понимание Трёх Драгоценностей тесно взаимосвязаны с буддийской медитацией. По-настоящему убеждённый буддист, который посвящает всю свою жизнь Дхамме, не встретит непреодолимых сложностей в медитации. Благодаря приверженности он преодолевает любое препятствие, которое встаёт на его пути. Он готов к тому, что путь будет долгим и тернистым, поскольку осознаёт, что сам сделал его таковым. Буддист не испытывает колебаний, если путь преграждается и медитация не получает развития, а учителя нет рядом. Он думает так: "Сейчас я испытываю результаты намеренных действий (каммы), совершённых мной в прошлом". И он помнит последние слова Будды: "Всё составное подвержено разрушению. С усердием идите к цели". Все сложности – составные явления (saṅkhārā) и в будущем обязательно претерпят изменения, а пока этого не произошло, многое можно сделать с помощью осознанности, усердия и приверженности.

Если вы не устали после рабочего дня и есть возможность помедитировать вечером, то можно использовать это время для ещё одного периода практики. В любом случае, перед сном полезно помедитировать даже пару минут для того, чтобы заснуть с чистым умом. Можно поразмышлять так: "Когда я засну, нет гарантии, что проснусь". Таким образом, практикующий засыпает с мыслью о возможной смерти, что взращивает положительные качества ума и уменьшает неумелые чувственные состояния. Практика "засыпать с памятованием о смерти", может стать хорошей подготовкой к реальному событию, которое обязательно произойдет когда-нибудь в неопределённом будущем. Это также может вызвать правильные условия для возникновения прозрения, позволяя человеку "умереть", &nbsp;отбрасывая привязанность к вещам, которые ему не принадлежат, а именно – к уму и телу. В это время также можно мысленно повторять фразы или слова Дхаммы, что постепенно уведёт вас в сон. Таким способом человек заканчивает и начинает новый день, практикуя учение Будды. Что может быть лучше, чем всецело посвятить свой день практике учения?

Продолжительные периоды практики медитации

Что касается второго вида интенсивной практики, то здесь многое зависит от того, какие условия доступны медитирующему. На Западе сейчас есть несколько мест, где можно обучиться медитации. Самое важное – это иметь прямой контакт с учителем медитации (книги помогают в начале, но даже совета учителя позже может оказаться недостаточно в некоторым смысле). После того, как это условие осуществлено, остаётся только одно: работать с прилежанием и практиковать, чтобы реализовать его наставления. Если оба эти условия выполнены, то тогда такого человека можно назвать самым счастливым из всех людей.

У многих не будет возможности контактировать с учителем, некоторые, быть может, захотят попробовать провести практику в уединении где-нибудь в тихой части страны. Такое решение следует принимать лишь тем, кто развил мощную осознанность. В противном случае подобная практика может привести к пустой трате времени, и, скорее всего, даже к усилению умственных загрязнений (upakkilesa).

Повседневная жизнь

Что касатеся другого вида медитации, осуществляемой в повседневной жизни, то об этом можно говорить очень долго, поэтому далее я лишь кратко рассмотрю этот вопрос. Прежде всего, не нужно обманывать себя в отношении способностей сосредоточения. Нет никакого смысла притворяться, что вся повседневная жизнь – это практика медитации – если, конечно, практикующий уже не развил мощные силы сосредоточения. Только тот ученик, который прожил много лет в монастыре, следуя монашеской дисциплине, может на самом деле сделать повседневную жизнь подобной медитацией, но вряд ли он станет заявлять об этом другим. Не позволяя гордыне затмить истинное положение вещей относительно собственных достижений в развитии силы ума, следует опираться на честность и признать собственную ограниченность. Это уже большой шаг вперёд. Мирянин, считающий себя уже архатом, на самом деле воздвиг большое препятствие на пути к продвижению, тогда как честный человек по меньшей мере обладает мудростью быть скромным.

Многого можно достичь осознанностью, потому как без неё нет никакой надежды преуспеть в медитации в повседневной жизни. Как самые простые события повседневности можно превратить в объект для медитации? Осознанность, с которой всё начинается, может быть определена как осознанность по отношению к текущей работе. Вначале требуется серьёзное усилие, чтобы быть внимательным по отношению к тому, что нужно сделать, а также не стоит полагать, что такая осознанность всегда будет приятной. Обычно, чтобы избежать скучной и неприятной работы или ситуаций мы обращаемся либо к фантазиям и мечтаниям, либо к воспоминаниям, что является попыткой скрыться от реалий в иллюзиях настоящего, прошлого или будущего. Но для того, кто на самом деле заинтересован в понимании самого себя, подобный уход от действительности не приносит пользы, поскольку вызван заблуждениями, замешанными на таких составляющих как страх, желание и неведение. Хотя при интенсивной практике медитации осознанность может отслеживать каждое отклонение ума, в повседневной жизни лучше стараться возвращать его к текущей работе. Комментарий Не стоит "отправлять" ум куда-либо, ни в мечтания, ни в прошлое, ни в будущее. Будда говорил так, описывая эти состояния:

"Прошлое подобно сну, Будущее – миражу, Настоящее подобно облачному небу."

Памятование о таком сравнении может быть полезным в то время, когда ум мечется между мечтаниями, миражами и облаками, не имеющими никакой постоянной сущности, хотя постоянно изменяющееся настоящее, так похожее на облака в небе - это единственный аспект времени, хоть как-то сравнимый с более реальными предметами. Можно также считать медитацией такое упражнение по развитию осознанности, которое позволяет сдерживать ум "внутри" этого тела, то есть постоянно фокусироваться на каком-либо из его аспектов. Разумеется, практиковать таким образом будут только наиболее искренние буддисты, осознающие пользу такого образа жизни, которая превосходит любые удовольствия этого мира. Данная медитация пресекает не только интерес к внешним объектам, но также и заигрывание с приятными и интригующими идеями.

В самом деле, если работа интересная, то путь осознанности является единственным способом потратить день с пользой. Дни идут и приближают нас к смерти и неопределенному перерождению, и именно сейчас есть шанс практиковать учение Будды. Вместо того, чтобы реагировать на неприятное с раздражением или с обманчивыми фантазиями (или в других ситуациях с алчностью), Путь Осознанности представляет собой срединный путь практики, растворяющий эти старые цепочки нашей привычной реакции. Нет нужды быть ведомым алчностью или ненавистью, или быть охваченным невежеством; и только осознанность покажет путь в обход этих состояний.

Постоянное возвращение ума обратно и освобождение его от запутанности является основой для повседневной практики. Также можно воспользоваться теми редкими случаями в течение рабочего дня, когда ожидается начало работы, встреча, автобус или поезд, в общем, когда вы несколько минут пребываете в одиночестве. Вместо того, чтобы обратиться к чтению газеты или сотовому телефону, или начать беседу с другим человеком, куда лучше потратить время с пользой, обратившись вовнутрь себя. &nbsp;&nbsp; Освобождая внимание от внешних объектов, можно направить его на дыхание или повторение слова или фразы Дхаммы, например, такого значимого слова как "Buddho", "Arahaṃ", и сосредоточиться на этом до тех пор, пока опять не придётся вернуться к работе. Заглядывать вовнутрь себя так часто, как это возможно, окажется крайне полезным, это укрепит практику медитации сидя, что, в свою очередь, развивает умение обращаться вовнутрь.

Осознанность дыхания является особенно хорошим методом для сосредоточения во время путешествий или беспокойных ожиданий автобуса или поезда. Не стоит волноваться и торопиться. Немного внимательности к дыханию является подходящей практикой для таких случаев, поскольку успокаивает суету ума и беспокойные движения тела. Не стоит бесцельно пялиться в окно во время путешествия! Не нужно быть рабом собственных глаз, когда в это время можно немного попрактиковать. Никто не заставляет слушать пустые разговоры окружающих, а потому не нужно быть и рабом своих ушей. Не всегда возможно заткнуть себе уши, но каждый может до какой-то степени отвести внимание от звуков в процессе практики осознанности.

Также осознанность позволяет сосредоточиться на применении медитации противоядий. Похоть, к примеру, уменьшается при мыслях о разлагающемся трупе. Взгляды, которыми удостаивают красивых девушек (или приятных мужчин), оказываются смешными, если подумать о старушках и стариках, которые никогда не станут объектом желания. Только с осознанием того, как похоть сжигает предающегося ей человека, становится ясен смысл отказа от неё.

Подобным образом и обжорство, даже в лёгкой форме, может быть устранено путём созерцания процессов, связанных с перевариванием еды. Разжёванная еда выглядит куда менее аппетитной, чем до этого, аккуратно выложенная на тарелках. Рвотная масса состоит из тех же веществ, участвующих в процессе пищеварения, однако не вызывает влечения. Экскременты, даже положенные на самую изящную золотую тарелку, никогда не будут привлекательными – хотя это остатки еды, которую с таким удовольствием смаковали! Если еда созерцается на этих трёх стадиях, алчность пропадает, и еду можно употреблять как лекарство, сохраняющее тело.

Осознанность также ответственна за чёткое понимание происходящего в момент появления гнева, и помогает перенаправить ум к другим объектам или персонам. Именно осознанность предупреждает человека о появлении ситуации, в которой может возникнуть гнев, позволяет уклониться от неё и находиться в безмятежном наблюдении, или, если развиты Безмерные состояния, в дружелюбном настрое.

Когда зависть поднимает свою уродливую голову, осознанность информирует ум о том, что "появилась зависть", и если не получается зародить сопереживающую радость, то именно осознанность помогает практикующему сохранить безмятежное наблюдение, а если и это не получается, то увести внимание к другим объектам.

Будда был полностью прав, когда говорил: "Осознанность, я говорю вам, полезна всюду."

Исходя из вышесказанного, общественная польза медитации очевидна. Если у кого-либо имеются странные предубеждения насчёт того, что буддизм – это религия медитационного затворничества, не приносящая никакой пользы обществу, то следует понять буддийскую точку зрения, подразумевающую, что общество может быть изменено к лучшему на более менее постоянной основе лишь в том случае, если каждый начинает работать над самим собой. Буддийские идеалы общества приводятся в ряде важных проповедей, адресованных мирянам Буддой, и в них всегда делается акцент на личном развитии как крайне значимом факторе. Вряд ли стоит рассказывать о преимуществах общества, в котором большая часть людей живёт в гармонии с самими собой. Развитие мудрости и сострадания одним человеком оказывает влияние на всю массу материализма вокруг него. Буддисты призывают прежде всего к тому, чтобы обрести покой в собственном сердце, который затем естественным образом распространится по миру. Попытка добиться мира другим образом никогда не приведёт к стабильному миру, поскольку корни алчности, ненависти и невежества всё ещё будут сковывать сердца людей. Нет результатов? Только у тех, кто не практикует. Тот, кто берётся за развитие осознанности, вскоре замечает сам, насколько это помогает в решении жизненных проблем.

Хотя сейчас с лёгкостью можно отправиться в любые путешествия, посетить далёкие и интересные места, путь к Ниббане всё так же труден. Но даже если путь иногда кажется скучным, где осознанность - единственная путеводная звезда, то хотя бы с помощью размышления человек понимает, что цель прекрасна и в значительной мере ценна не только для себя, но и для других.


Примечания

1. См. The Mirror of the Dhamma, WHEEL No. 54 a/b.

2. См. The Practice of Loving-kindness (Metta), trans. Ñanamoli, WHEEL No. 7.

3. Традиция "держаться правой стороной" уважаемых личностей и предметов имеет под собой психологическое обоснование. Также слово "право" (в отношении стороны) имеет общий корень со словом "правильный" (хороший, верный).

<<Назад
Два направления в медитации
Оглавление Далее>>
Безмерные состояния и их развитие

Редакция перевода от 24.05.2015 19:14