Два направления в медитации

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Предисловие
Оглавление Далее>>
Практические советы медитирующим
Перевод Таблица Оригинал
Два направления в медитации
Два направления в медитации

В буддийской медитации можно выделить два наиболее явных направления. Когда практика получает должное развитие, становится видно, как они взаимно дополняют друг друга.

Тем, кто часто отвлекается, и чей ум слишком активен, лучше всего внимательно отслеживать сумасшедшие акробатические трюки "обезьяньего ума". Комментарий На самом деле, ум, в совокупности с поддерживающими его факторами, состоит из серии появляющихся и угасающих с невероятной быстротой ментальных событий. Поэтому в самом начале практики такой вид осознанности (sati) подразумевает тщательное рассмотрение других "умов" (которые, разумеется, находятся в индивидуальном потоке сознания). Таким образом, практикующий развивает способность заглянуть в ум и увидеть, куда тот отправился. Ушёл ли он в прошлое, в будущее или находится в настоящем? Обратился ли он к телу или к чувствам, или, быть может, к распознаванию или к умственным конструкциям и сознанию? Посредством метода "куда он ушёл?" отвлечённый ум постепенно попадает под наблюдение внимательного ума, вплоть до того момента, когда осознанность сформирует прочное основание для дальнейшего развития. Развитая яркость ума, хоть будучи и мирским качеством, является совершенно необходимым и развиваемым качеством в этой практике. Однако оно должно уравновешиваться спокойствием поглощённостей, джхан. Когда ум успокаивается, следует приступить к практике джхан, которые, в свою очередь, станут основой для появления подлинного прозрения. Этот метод называется "мудрость, ведущая к успокоению".

Другие методы, подходящие тем, чей ум изначально менее активен, включают в себя сорок классических объектов медитации (см. приложение); эти методы, в совокупности с более сложными видами медитационной практики, подразумевают использование одного из предложенных объектов для сосредоточения. Это может быть собственное тело или его часть, цвет или образ, слово или фраза, абстрактное понятие и так далее. Комментарий Все эти методы подразумевают строгое, но спокойное воспитание ума, когда при каждом случае его отклонения, он мягко возвращается на место (разумеется, путём осознанности), чтобы продолжить сосредоточение на выбранном объекте.

Некоторые люди имеют ошибочное представление о том, что такой вид практики должен сразу же приводить к спокойствию. Начав практиковать, они могут быть удивлены наличием куда большего количества проблем, нежели предполагалось изначально. Во-первых, это происходит потому, что они никогда прежде не заглядывали в собственный ум и не знали его привычное состояние; а во-вторых, попытка воспитать ум похожа на перемешивание палкой заболоченного пруда или же на попытку добыть пламя, вороша прутом тлеющую золу и пепел. Ум похож на дикого слона, который долгое время по привычке бродил по джунглям желаний, и которого очень не просто приручить или же привязать к столбу практики посредством верёвки осознанности. Однако прилежание и старание со временем помогут достичь плодов спокойствия.

Все эти сорок объектов относятся ко второму типу практики, посредством которой достигается успокоение ума, а затем развивается мудрость. По этой причине они называются методиками "спокойствия-ведущего-к-прозрению" и очень важны в нашем обезумевшем веке. Для их полного разъяснения следует обратиться к труду "Путь очищения" (на пали – "Висуддхимагга"), хотя даже большие познания учения этой книги не могут заменить личного контакта с наставником.

<<Назад
Предисловие
Оглавление Далее>>
Практические советы медитирующим

Редакция перевода от 24.05.2015 19:20