Безмерные состояния и их развитие

Опубликовано khantibalo от 29 сентября, 2008 - 12:19
<<Назад
Практические советы медитирующим
Оглавление Далее>>
Развитие терпения
Перевод Таблица Оригинал
Безмерные состояния и их развитие
Безмерные состояния (брахмавихары) и их развитие

Путь к этой цели пролегает через так называемые "Безмерные состояния",[4] которые преобразовывают глубоко укоренённые в уме образы поведения из неумелых состояний в умелые, в соответствии с Дхаммой. Как уже было отмечено выше, цель человека, как и других существ, заключается в достижении условий, ведущих к состоянию счастья. Таким образом, человеку нужно действовать так, чтобы его поступки приносили счастье. Ему следует, в частности, обращаться с другими так, как он хотел бы чтобы другие обращались с ним, поскольку каждое живое существо дорого самому себе и желает собственного счастья и благополучия. Комментарий Нельзя ожидать, что счастье само по себе возникнет из ниоткуда или из самого себя, не может возникнуть оно и в случае причинения вреда людям и другим живым существам. Каждое существо хочет жить и боится смерти, и это правдиво для каждого из нас и для всех существ. Комментарий

Только тот, кто постоянно ведёт праведную и милосердную жизнь, доподлинно дорог самому себе, поскольку его поступки приносят большую пользу и большое счастье. Остальные люди, хотя и считают, что любят себя очень сильно, на самом деле являются своими худшими врагами. В действительности они поступают с собой так, как этого бы пожелали только их враги. Комментарий

Правильное поведение основывается на хорошо дисциплинированном уме, который постепенно освобождается от притеснений алчности, ненависти и невежества. Относиться к своему соседу также доброжелательно, как и к самому себе, кажется простым только на словах. Особая заслуга учений Будды в том, что они всегда указывают на то, как метод можно превратить в опыт, а методом здесь является умственная тренировка Безмерных состояний. Слово "умственный" здесь следует понимать не в узком смысле, как обозначение процессов ума, а в широком, с учётом и интеллекта и эмоций.

Всего существует четыре Безмерных состояния: дружелюбие, сострадание, сопереживающая радость и безмятежное наблюдение. Эти четыре объекта медитации очень популярны в буддийских странах, особенно первый. Далее рассмотрим каждое из этих состояний:

Дружелюбие (mettā) – это неэгоистичная любовь, которую можно распространить на любого. Это особенно легко сделать, когда практикующий развил состояния медитативных поглощений (jhāna), в которых качество дружелюбия становится всеобъемлющей чертой характера. Обычно считается в порядке вещей, когда люди "любят" только тех немногих, к кому они привязаны узами брака и т.п. Такая любовь, включающая в себя чувственное желание, является ограниченной, а те, кто находятся за её пределами, обычно либо игнорируются, либо отвергаются. Чувственная любовь, таким образом, не только связана с привязанностью (алчностью), но также и с недоброжелательностью и невежеством, поэтому человек, который довольствуется такой любовью, платит за это большую цену. Любовь без привязанности для многих почти непостижима, но она куда более возвышенна, нежели вышеупомянутая; отсутствие привязанности позволяет ей быть безграничной, не привязанной к той или иной группе живых существ. Поскольку её можно сделать безграничной, охватив каждого, то не встаёт и вопроса о том, связаны ли три корня порока (tīṇi akusala-mūlāni) с такой любовью или нет.

Дружелюбие можно развивать постепенно, включая его в ежедневные занятия медитацией, но насколько практикующий в этом преуспел станет видно только в повседневной жизни. Это облегчает жизнь, так как делает тех, кто ранее был объектом неприязни или ненависти, в начале, не имеющими никакого значения, а затем, по мере совершенствования, объектом возрастающего дружелюбия. Таково лекарство Будды от болезней ненависти и неприязни. И, наконец, следует помнить о двух врагах этой практики: "близком" – то есть чувственной привязанности, которую обычно называют "любовью", и "далёком" – ненависти (dosa). Практикуя дружелюбие следует помнить об этих двух. Сострадание (karuṇā) означает умение замечать страдания других существ. Оно преодолевает бесчувственное пренебрежение к бедственным состояниям людей и других обитателей нашего мира. Более того, это качество должно проявляться в повседневной жизни как готовность оставить на время свои дела и, по возможности, оказывать поддержку и помогать тем, кто страдает. Преимуществом этого является уменьшение эгоизма путём понимания бед других людей. Таковым было лекарство Будды против жестокости, ведь как может тот, кто видит, сколь велики страдания живых существ, приносить им вред? У сострадания также есть два врага: "близким" врагом является собственная печаль, тогда как "далёким" – жестокость.

Сопереживающая радость (mudita) – это радость по отношению к чужим успехам, достижениям и счастью. Она побеждает как завистливое отношение к другим, так и зависть, которая может возникнуть, когда человек узнаёт о радости других. В повседневной жизни это качество должно проявляться в виде спонтанной радости, когда человек узнаёт о том, что кто-то чего-то достиг или что-то приобрёл, не важно, материальное или нет. Преимуществом этого качества является открытость по отношению к другим людям и нежелание действовать у них за спиной. Человек, развивающий сопереживающую радость, завоёвывает много преданных друзей, создавая тем самым гармонию в личной жизни. Это лекарство Будды против ревности и зависти, которые могут быть полностью остановлены. Ближним врагом здесь является счастье от собственных приобретений, а дальним - недовольство чужими успехами или безразличие к ним.

Безмятежное наблюдение (upekkhā) развивается для преодоления ситуаций, в которых человек должен признать, что у него не имеется сил что-либо изменить. Оно преодолевает беспокойство и бессмысленное возбуждение по отношению к чужим делам или же тем случаям, в которых нельзя ничего исправить. В повседневной жизни это проявляется как умение встречать тяжелые ситуации со спокойствием и непоколебимым умом. Преимущество такого развития заключается в упрощении жизни из-за отказа делать бессмысленные действия. Таковым было лекарство Будды против беспокойства и возбуждения. "Близким" врагом безмятежного наблюдения является равнодушие, а "дальним" – алчность и негодование, которые заставляют человека действовать неумело.

Ум, в котором четыре безмерных хорошо развиты как в медитации, так и в процессе реального применения в повседневной жизни, уже достиг достаточно многого.

Кроме того, здесь можно отметить три качества, называемых Совершенствами (pāramī). Поскольку они тоже имеют глубокое влияние на медитацию, их практикуют многие стремящиеся к просветлению буддисты.


Примечания

4. См. Ньянапоника, "Четыре возвышенных состояния", WHEEL No. 6. Комментарий

<<Назад
Практические советы медитирующим
Оглавление Далее>>
Развитие терпения

Редакция перевода от 05.04.2015 20:54