Медитация

Опубликовано khantibalo от

Будда объявил, что открыл путь прекращения страданий. Уже в своей первой проповеди он описал происхождение страданий, которое состоит в том, что умственная жажда приводит ко всё новым и новым состояниям бытия (т.е. к перерождению) и страданиям, которые преследуют существ в них. Путём прекращения страданий является благородный восьмеричный путь, который позволяет положить конец этой жажде.

Жажда является умственным фактором и для того, чтобы очистить ум от неё, необходимо во-первых отказаться от дурных поступков на уровне тела и речи. Это соответствует нравственному поведению, о котором мы уже говорили. Остальную часть работы необходимо провести на уровне ума. Ум обычного человека не развит и не тренирован. Та самая жажда разрастается в нём и порождает различные страдания уже в этой жизни и также приводит к возрождению в новых состояниях бытия. Задача практикующего благородный восьмеричный путь состоит в развитии и тренировке ума, благодаря которой жажда устраняется.

На языке пали развитие ума называется bhāvanā. Это развитие похоже на развитие тела. Чтобы наше тело могло быстро бегать или высоко прыгать, нам нужно делать специальные упражнения. Так и для развития ума есть различные упражнения и Будда объясняет их в своих наставлениях. В речах самого Будды многие из них описаны лишь кратко, поэтому за подробными объяснениями часто приходится прибегать к комментаторской литературе. В труде "Висуддхимагга" описано 40 предметов медитации. Там также даётся классификация человеческих темпераментов и какие предметы медитации подходят для каких.

Общим принципом буддийской медитации является достижение успокоения ума, при котором он длительное время не уходит с предмета медитации, а затем практика прозрения, когда предмет медитации рассматривается с точки зрения трёх характеристик: непостоянства, неудовлетворённости и безличности. Пристальное наблюдение этих характеристик в тех предметах, которые мы считаем собой и своими, в конечном итоге приводит к пресыщению ими, аналогично тому, как люди, взрослея, пресыщаются детскими игрушками. Жажда к ним затухает и ум освобождается.

Наиболее распространёнными предметами буддийской медитации являются следующие

  1. дыхание (конспект)
  2. дружелюбие (конспект)
  3. смерть (конспект)

Кроме того, важные предметы медитации даются в МН 10 (конспект) и АН 10.60 (конспект).

По окончании медитации мы зачитываем завершающие строфы начиная со страницы 18.