Принятие прибежища и правил

Опубликовано khantibalo от

Страница 21

Далее в нашей программе - принятие прибежища и этических правил. Принятие прибежища - это то, что делает человека мирским последователем Будды. Об этом говорит сам Будда в Маханама сутте (АН 8.25):

5. Mahānāmasuttaṃ

Сидя в одной стороне сакья Маханама обратился к Благословенному с такими словами: "Почтенный, каким образом некто является мирским последователем?"
Маханама, в случае, когда некто пришёл к Будде как к прибежищу, пришёл к Дхамме как к прибежищу, пришёл к Сообществу как к прибежищу, он является мирским последователем.

Таким образом, чтобы стать мирским последователем Будды нужно принять Три драгоценности - Будду, Дхамму и Сообщество (Сангха) в качестве прибежища. Нигде в каноне нет точного определения что это значит, поэтому мы обращаемся к комментарию к МН 4

Комментарий к МН4 - Saraṇagamanakathāvaṇṇanā

Прибеганием к прибежищу является возникновение умственного состояния, свободного от пороков, с убеждённостью и приверженностью к ним [Трём Драгоценностям] в форме принятия их наиболее ценными (направляющим идеалом).

Из этого фрагмента следует, что акт принятия прибежища является умственным и состоит в том, что Три драгоценности принимаются как направляющий идеал. Для того, чтобы принять что-либо в качестве направляющего идеала, необходимо точное понимание этого. В данном случае необходимо понимание качеств Трёх драгоценностей. Они уже были перечислены в процессе утренней церемонии. Сейчас скажем о них кратко:

  1. Будда - тот, кто самостоятельно без учителя (см. наставление Упаке в МН 26) открыл путь прекращения страданий и объяснил его людям
  2. Дхамма - в речах самого Будды под этим подразумаевается учение, практика которого приводит к прекращению страданий, а также ниббана как конечная цель. Согласно поздней литературе - Висуддхимагге и комментариям - это учение Будды в текстах, а также девять надмирских состояний - 4 пути и 4 плода и ниббана. 4 пути являются разработкой авторов поздних текстов и в речах Будды отсутствуют.
  3. Сообщество (Сангха) - согласно определению, которое даёт сам Будда в СН 11.3, это сообщество последователей Будды, состоящее из 8 типов личностей, сгруппированных в четыре пары. Сутты (АН 8.59), и комментаторская литература сходятся на том, что в это число входят достигшие четырёх плодов: плод вхождения в поток, плод однократного возвращения, плод невозвращения и плод архатства.
    В том, что из себя представляют остальные 4 типа личностей есть расхождение. Согласно суттам это четыре вида практикующих для достижения этих плодов, что фактически делает членами Сообщества всех последователей Будды. В Абхидхамме и комментаторской литературе утверждается, что непосредственно перед достижением каждого из четырёх плодов есть отдельное состояние "пути" и 4 достигших этих путей и составляют недостающую четвёрку. Эта концепция отсутствует в речах самого Будды. [Само понятие четырёх путей вводится, судя по всему, ещё и также присутствует в Патисамбхидамагге и Ниддесе - книгах Кхуддака никаи.] В самом каноне также приводится формула, которую зачитывают миряне принимая прибежище в Трёх драгоценностях, и в ней на этом месте стоит монашеский орден (СНп 1.7 и др), а не 8 типов личностей.

В каноне зафиксированы случаи, когда мирянин, услышав наставление Будды, провозглашает себя его мирским последователем, объявляя о принятии прибежища в трёх драгоценностях. Но сам Будда нигде не устанавливает, что мирянин обязан публично заявлять об этом кому-либо. Тем не менее, сейчас существует традиция, согласно которой, если буддисты-миряне собрались вместе, они хором зачитывают каноническую формулу прибежища, тем самым подтверждая свою приверженность ему. В случае если они пришли в храм/монастырь или пригласили монахов к себе домой, принято, что эту формулу зачитывают монахи, а миряне повторяют за ними строку за строкой.

Среди некоторых буддистов бытует мнение, что монах в процессе этой церемонии "дарует" прибежище и пока мирянин не получил его от монаха, он не может считаться мирским последователем. Возможно здесь есть влияние буддизма Махаяны с его посвящениями. В буддизме Тхеравады оснований для такого взгляда нет ввиду отсутствия каких-либо подтверждений в суттах и Винае.

Если миряне пригласили монахов домой или пришли в монастырь, после формулы прибежища монахи обычно зачитывают формулу 5 правил. Это минимальный свод правил поведения для буддистов-мирян, которому им рекомендуется следовать, чтобы считаться нравственными. В Маханама сутте содержится вопрос Будде на эту тему:

5. Mahānāmasuttaṃ

Почтенный, каким образом мирской последователь является нравственным?
В той мере, Маханама, как мирской последователь [Будды] воздерживается от уничтожения живых существ, воздерживается от взятия неданного, воздерживается от дурного сексуального поведения, воздерживается от ложной речи, воздерживается от употребления опьяняющих веществ, ведущих к беспечности, в той мере, Маханама, мирской последователь является нравственным.

В комментарии к МН 9 (конспект) даются строгие определения этих поступков. Формула, которую миряне зачитывают вслед за монахами, содержит слово sikkhāpada, в обиходе мы называем это правилом или предписанием. Под влиянием буддизма Махаяны некоторые ошибочно называют это обетами. Однако наше исследование палийских комментариев показало, что основное понимание его древними авторами - "путь к обучению". Для мирян в буддизме Тхеравады есть только советы Будды, т.е. правила дисциплины для них носят рекомендательный характер и никакие обеты не предусмотрены.

Чтобы монахи зачитали формулу прибежища и правил мы вместе зачитаем на языке пали просьбу к ним на странице 21.