Вечерняя церемония

Опубликовано khantibalo от

Тхеравада - это буддийская школа, распространённая в настоящее время на территории Таиланда, Шри Ланки, Мьянмы (Бирмы), Лаоса и Камбоджи. В 20 веке эта школа начала распространяться и за пределами Азии. Основой буддизма Тхеравады является Палийский канон, называемый также Типитака ("Три корзины"). Учение палийского канона, на которое опирается буддизм Тхеравады, имеет следующие особенности:

  • отсутствие культа гуру, держателей линий, перерождающихся учителей и т.п.
  • отсутствие тайных учений, посвящений, инициаций, передач, мистики, таинств и т.п.
  • отсутствие мантр и молитв
  • бесплатное распространение учений
  • акцент на личную практику и личное достижение

Занятия в московской общине Тхеравады обычно начинаются с ритуальной части. В дни еженедельных занятий в процессе ритуальной части мы стараемся воспроизвести те церемонии, которые проводятся в храмах и монастырях Таиланда в первой половине дня.

Будда не установил никакой программы для утренней и вечерней церемонии. Им установлен только порядок некоторых процедур, которые осуществляются в монашеской общине. Таким образом, программа ритуальной части является плодом буддистов той или иной страны (в нашем случае - Таиланда).

В нашей общине в ритуальную часть входит вечерняя церемония, принятие прибежища и правил, а также чтение паритта-сутт. Всё это включает в себя декламацию вслух текстов на языке пали - том самом языке, на котором написан Палийский канон. Тем самым мы сохраняем общность со всеми буддистами Тхеравады, где бы они ни были. Мы декламируем тексты по сборнику, который составлен на основе тайского монашеского служебника Монпхитхи. У языка пали нет собственного письма, поэтому в каждой стране палийские тексты записывают местным алфавитом. В нашем сборнике тексты из тайского служебника записаны латиницей в соответствии с общепринятым стандартом записи пали, используемом на западе.

Основная тема вечерней церемонии - приветствие Трём драгоценностям, выражение им почтения и также воспоминание об основных учениях Будды. Также в вечернюю церемонию входит 1 монашеская рефлексия, по традиции нашей общины она читается только монахами при их присутствии. Вечерняя церемония не содержит мантр и не является молитвой.

Выражение почтения заслуживающим почтения является по словам Будды счастливым предзнаменованием (СНп 2.4) и также в Дхаммападе 195-196 говорится о невозможности счесть благодеяния того, кто почитает заслуживающих почитания - будд и их учеников. В то же время, в одной из своих последних проповедей Будда говорит, что ритуальное почитание является незначительным по сравнению с почитанием путём практики его учения (ДН 16).

В процессе церемонии будут поклоны алтарю и монаху - они совершаются прихожанами по желанию и не обязательны. Петь вместе со всеми также не обязательно. Все тексты в сборнике снабжены переводами. Последняя версия служебника со свежими переводами доступна здесь.

Перед началом церемонии совершаются подношения: ведущий зажигает свечи и благовония, символизирующие мудрость и собранность ума. Также подносятся цветы, они символизируют нравственность.