[Алавака:] "Как обретают мудрость? Как приобретают богатство?
Как добиваются славы? Чем привязывают к себе друзей?
Как, уходя из этого мира в следующий, в той жизни не печалятся?"
[Будда]: "Кто доверяется Дхамме Достойных (арахантов) с целью достижения ниббаны,
тот, избегающий беспечности и сообразительный, обретает мудрость желанием слушать.
Свершая должное, исполняя обязанности, будучи энергичным, приобретают богатство;
правдивостью обретают славу и дарением привязывают к себе друзей".
"Обладающий доверием домохозяин, наделённый этими четырьмя качествами:
правдой и мудростью, твёрдостью и щедростью, в той жизни не печалится.
Задавая вопрос Алавака взял за основу слово "мудрость" из предыдущей строфы. Его вопросы связаны с причиной - какова причина мудрости и прочего.
Кто убеждён в Дхамме Достойных (арахантов) с целью достижения ниббаны
Комментарий говорит, что под Дхаммой понимаются совершённые в прошлом благие поступки (поступок или поведение - одно из значений слова "дхамма") и в дальнейшем 37 "крыльев постижения". Убеждённость в том, что они ведут к достижению ниббаны и уже привели к ней арахантов - будд, паччекабудд и учеников.
Тот, небеспечный и сообразительный, обретает мудрость желанием слушать
Однако одной убеждённости для достижения ниббаны недостаточно. Тот, кто имеет убеждённость, приходит, придя встречается, встретившись прислушивается, прислушиваясь слышит благое учение (см. МН 70). Так начиная с прихода и вплоть до слушания он обретает желание слушать.
Ученик благодаря убеждённости приходит к учителю и исполняет обязанности по отношению к нему. Учитель становится довольным и хочет что-то рассказать. Так по мере внимательного слушания ученик обретает знание. Он также обретает знание благодаря отказу от беспечности, который соответствует памятованию в процессе слушания, и благодаря сообразительности, которая соответствует знанию что хорошо сказано, а что плохо. Благодаря такому слушанию он не забывает что он услышал и в его знании нет лишнего.
Дхамма, которую он слушает, является причиной обретения мудрости. Не забывая услышанное благодаря отказу от беспечности, он исследует смысл услышанных утверждений и со временем достигает высшей реальности.
Находят сокровище
Свершая должное - совершая подходящие дела для обретения мирского и надмирского богатства
Неся своё ярмо - не отлынивает от ответственности благодаря усердию.
Прикладывая усилия - старается, не обращая на жару и холод не больше внимания чем на стебельки травы (ДН 31).
Находят сокровище - мирское сокровище, подобно маленькому казначею (Дж 4) и надмирское сокровище, подобно монаху Махатиссе, который достиг архатства за 12 лет, изгоняя всякими способами лень и сонливость.
правдой обретают славу - как в смысле обычной правдивости так и в смысле высшей реальности (но объяснение этого запутанное, возможно речь о достижениях благородных плодов)
дарением привязывают к себе друзей - дарением трудно отдаваемых предметов или 4 сплачивающих предмета: щедрость, добрая речь, полезное поведение и беспристрастность (АН 8.24).
Какой домохозяин после смерти не горюет
Это домохозяин, который имеет описанную выше убеждённость и который имеет следующие 4 качества
- правдивость - та самая, которой обретают славу
- мудрость (дхамма) - та самая мудрость, которая обретена желанием слушать
- твёрдость - то, что объяснено через приложение усилий и не отлынивание от исполнения своих обязанностей
- щедрость - то дарение, которым привязывают друзей
- Оставить комментарий
- 66 просмотров