Вопросы Алаваки - 1

Опубликовано khantibalo от

Комментарий говорит, что с теми, кто приходил посмотреть на его роскошный дворец, Алавака жестоко расправлялся. Но в данном случае он решил напакостить Будде, задав ему каверзные вопросы.

10. Āḷavakasuttaṃ

"Отшельник, я задам тебе вопрос.
Если не сможешь ты ответить мне, я или сделаю тебя сумасшедшим, или расколю твоё сердце, или, взяв за ноги, переброшу тебя через Ганг."

Будда ответил на угрозу следующим образом:

10. Āḷavakasuttaṃ

"Друг, я не вижу никого в мире с его божествами, марами и брахмами, в этом народе с его отшельниками и брахманами, правителями и простыми людьми, кто бы мог сделать меня сумасшедшим, расколоть моё сердце, или, взяв за ноги, перебросить через Ганг.
Тем не менее, друг, спрашивай, о чем хочешь."

Этой фразой он говорит, что даже самые сильные существа в мире божеств, брахм и людей не могут ему навредить, чего уж говорить о более слабых, и предложил задавать вопрос себе как всеведущему. Такое предложение может дать только Будда - ни ученики, ни паччекабудды не обладают всеведением, которое могло бы помочь ответить на любой вопрос. На том Алавака стал задавать свои вопросы.

Эти вопросы и ответы на них Алавака узнал от своих родителей, которые были учениками Будды Кассапы. Со временем он забыл ответы на них, но чтобы сами вопросы не пропали, велел записать их на золотом листе и хранил у себя дома. Эти вопросы относятся исключительно к сфере будд, кроме них никто ответить не может.

10. Āḷavakasuttaṃ

Тогда яккха Алавака обратился к Благословенному следующей строфой:
"Что для человека является высшим богатством? Что, когда им хорошо занимаются, приносит счастье?
Что имеет самый сладкий вкус? Какой образ жизни живущего зовётся наилучшим?"

Всего в этой строфе 4 вопроса. И вот как Будда на них отвечает:

10. Āḷavakasuttaṃ

[Будда]: "Убеждённость является высшим богатством для человека; Дхамма, когда её хорошо практикуют, приносит счастье.
[Высшая] реальность обладает сладчайшим вкусом; образ жизни живущего мудро зовётся наилучшим."

Убеждённость - высшая ценность для человека

Слово saddhā означает как доверие Будде на ранних этапах практики, так и убеждённость, которая возникает на продвинутых этапах, когда какие-то вещи в учении Будды становятся предметом личного опыта. Объясняя эту строфу комментарий приводит в пример ценности этого мира - золото, деньги и прочее. Они позволяют избавиться от голода и жажды, дают возможность приобрести имущество и завести знакомство. Подобно этому убеждённость в учении Будды позволяет приобрести мирские и надмирские плоды, устранить страдания от рождения и прочего. Она избавляет от бедности благими качествами и приобрести ценности, такие как памятование и другие факторы постижения. Кроме того, благодаря убеждённости в учении Будды человек совершает разные благодеяния, такие как дарение, следование нравственному поведению и это приводит к мирскому благополучию. Поэтому сказано, что убеждённость является высшей ценностью.

В строфе дословно сказано "для мужчины". Комментарий говорит, что через упоминание наивысшего здесь охватывается всё, т.е. женщины тоже включаются.

Хорошо практикуемая Дхамма ведёт к счастью

Комментарий к нашему наставлению говорит, что слово "Дхамма" означает 10 путей благотоворных поступков, либо это практика дарения, нравственного поведения и медитации. В комментарии к ДН 1 говорится, что здесь это просто синоним puñña - добродетельных поступков. Здесь, вообще говоря, можно так и написать "[благотворное] поведение" вместо "Дхамма".

Счастье может быть человеческое, божественное и высшее счастье ниббаны. В пример приводятся персонажи джатак.

[Высшая] реальность имеет самый сладкий вкус

Согласно комментарию здесь подразумевается ниббана, однако говорится, что и правдивость тоже подходит, потому что благодаря ей могут совершаться чудеса ("заклятие правдой" в джатаках) и даже происходить выход за пределы старости и смерти. Правдивость является одним из 10 совершенств бодхисатты.

Её вкус является самым сладким среди всех вкусов (в комментарии они перечисляются) - наивысшим, самым превосходным. Два вкуса - вкус воздержания и правдивости - позволяют уму развиваться через спокойствие и прозрение и они приводят к незагрязняющему счастью, имеующему вкус освобождения.

Образ жизни живущего мудро зовётся наилучшим

Есть три вида людей:

  1. слепой - (по подкомм.) тот, кто не знает что является мирским и надмирским благом
  2. одноглазый - кто знает только мирское благо
  3. двуглазый - кто знает мирское и надмирское благо

(аналогично для собственного и чужого блага)

Из них мудро живёт лишь двуглазый человек. Если он мирянин, то он не ленив в мирских делах, принял прибежище, соблюдает принципы нравственности и день особых предписаний. Если он монах, то он соблюдает принципы нравственности так, что у него нет угрызений совести.

Образ жизни такого человека является наилучшим.