Благотворное и неблаготворное

Опубликовано khantibalo от

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Почтенный Сарипутта сказал:
"Друзья, когда последователь благородных познает неблаготворное и корень неблаготворного, познаёт благотворное и корень благотворного, - этим образом он обладает истинным взглядом и является тем, чей взгляд прямой, кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме и пришёл к этому благому явлению.
А что, друзья, неблаготворно, что является корнем неблаготворного, что благотворно, что является корнем благотворного?
Друзья, убийство живых существ неблаготворно, взятие неданного неблаготворно, ненадлежащее сексуальное поведение неблаготворно, ложная речь неблаготворна, ссорящая речь неблаготворна, грубая речь неблаготворна, пустая болтовня неблаготворна, жажда чужой собственности неблаготворна, недоброжелательность неблаготворна, неистинные взгляды неблаготворны.

Неблаготворные поступки рассматриваются по комментарию к этому тексту в отдельном разделе "неблаготворные поступки".

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

А что является корнем неблаготворного?
Алчность является корнем неблаготворного, отвращение является корнем неблаготворного, заблуждение является корнем неблаготворного. Вот что, друзья, называется корнем неблаготворного.

Корни неблаготворного рассматриваются в отдельном разделе "3 корня неблаготворного".

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

А что, друзья, благотворно?
Воздержание от убийства живых существ благотворно, воздержание от взятия неданного благотворно, воздержание от ненадлежащего сексуального поведения благотворно, воздержание от ложной речи благотворно, воздержание от ссорящей речи благотворно, воздержание от грубой речи благотворно, воздержание от пустой болтовни благотворно, воздержание от желания чужой собственности благотворно, воздержание от недоброжелательности благотворно, истинные взгляды благотворны.

Комментарий говорит, что есть три вида воздержания: воздержание при появлении возможности, воздержание благодаря принятию к соблюдению (правил) и воздержание благодаря уничтожению (умственных загрязнений).

Воздержание при появлении возможности объясняется как воздержание от дурных поступков у тех, кто не принял никаких правил нравственного поведения, но когда возникает возможность совершить дурной поступок, он думает о своём происхождении, сословии, возрасте, занятиях и прочем как мирянин Чаккана со Шри Ланки:

Kusalakammapathavaṇṇanā

Якобы когда он был ребёнком, его мать заболела
и врач сказал, что нужно свежее заячье мясо.
Тогда брат Чакканы послал его, наказав: "Милый, иди и поохоться в поле".
Он пошёл туда.
В то время пришёл заяц, чтобы поесть молодые колосья. Увидев Чаккану он быстро побежал, но запутался в лиане и издал звук "кири, кири".
Чаккана пошёл на звук и поймал его с мыслью: "Я сделаю лекарство для матери".
Затем он снова подумал: "Для меня не подобает лишать жизни другого ради жизни моей матери".
И тогда Чаккана отпустил зайца со словами: "Иди, питайся травой и водой вместе с другими зайцами в лесу".
Когда брат спросил его: "Милый, ты достал зайца?" тот рассказал ему о произошедшем.
Брат стал его поносить.
Он (Чаккана) отправился к матери и с устремлением произнёс "заклятие правдой": "С момента моего рождения не помню, что намеренно лишил жизни живое существо".
Его мать немедленно выздоровела.

Воздержание благодаря принятия к соблюдению (правил) совершается тогда, когда человек не нарушает даже ценой жизни, вспоминая о принятии принципов нравственности. В комментарии это иллюстрирует история одного мирянина:

Kusalakammapathavaṇṇanā

Якобы получив правила обучения в присутствии старейшины Пингалы Буддараккхиты, жившего в монастыре Амбария, этот мирянин пахал поле.
Случилось, что пропал один из его буйволов. В поисках он стал подниматься вверх по горе Уттараваддхамана. Там его схватила большая змея.
Мирянин подумал: "Отрублю-ка я ей голову острым топором".
Затем у него возникла такая мысль: "Мне это не подобает, ведь я нарушу правило обучения, принятое в присутствии моего почтенного учителя".
И трижды подумал: "Я расстанусь с жизнью, но не с правилом обучения" - на этом он выбросил висевший на плече острый топор в лес.
Животное немедленно отпустило его и ушло прочь.

Воздержание путём уничтожения умственных загрязнений означает, что у тех, кто достиг благородных путей, не возникает даже мысли об убийстве и прочем.

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

А что является корнем благотворного?
Отказ от алчности является корнем благотворного, отказ от отвращения является корнем благотворного, отказ от заблуждения является корнем благотворного. Вот что, друзья, называется корнем благотворного.

Корни благотворного рассматриваются в отдельном разделе "3 корня благотворного".

Дост. Сарипутта резюмирует раздел о благотворном и неблаготворном

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Когда последователь благородных познает таким образом неблаготворное и корень неблаготворного, познаёт таким образом благотворное и корень благотворного, он полностью устранил предрасположенность к страсти, рассеял предрасположенность к отвращению, упразднил предрасположенность к взгляду и самомнению "я есть", устранил неведение и породил знание, уже в этом зримом мире положил конец страданию. Этим образом последователь благородных обладает истинным взглядом и является тем, чей взгляд прямой, кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме и пришёл к этому благому явлению."

Комментарий говорит, что здесь понимается практикующий, занимающийся медитацией на 4 реальностях для благородных и описано его освобождение вплоть до пути архатства. 4 реальности присутствуют здесь следующим образом:

  1. реальность, являющаяся страданием: 10 благотворных и 10 неблаготворных путей поступков либо это эти 20 за вычетом жажды чужой собственности
  2. реальность, порождающая страдание: все корни благотворного и неблаготворного либо это жажда чужой собственности и корень неблаготворного "алчность"
  3. реальность, прекращающая страдание: нефункционирование корней и путей поступков
  4. реальность, являющаяся путём прекращения страдания: полное постижение страдания, устранение порождающего его и постижение прекращения

Когда последователь благородных таким образом познал пути поступков и их корни, он всемерно устранил предрасположенность к страсти и рассеял предрасположенность к отвращению. Это соответствует пути невозвращения.

Упразднение предрасположенности к взгляду и самомнению "я есть" соответствует устранению присвоения и отождествления с пятью совокупностями (khantibalo: это моё, я являюсь этим, это является мной). Эта предрасположенность аналогично взгляду, потому что она возникает с идеей "я есть". В СН 22.89 показывается, что хотя присвоение и самоотождествление с 5 совокупностями может быть устранено, фоновое самомнение может оставаться, если не достигнуто архатство.

"Породил знание" означает, что практикующий достиг пути архатства, и этим путём он "устранил неведение", которое является корнем цикла (обусловленного возникновения). Тем самым практикующий "уже в этом зримом мире" пресёк страдание, приносимое циклом.

В этом разделе объяснён путь невозвращения и путь архатства.