Пролог

Опубликовано khantibalo от

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Так я слышал. Однажды Благословенный находился в Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики.
И там почтенный Сарипутта обратился к монахам: "Друзья монахи!".
"Друг!", ответили те монахи почтенному Сарипутте.
Почтенный Сарипутта сказал:
"Обладающий истинным взлядом, обладающий истинным взглядом", - так, друзья, говорят.
Каким образом последователь благородных обладает истинным взглядом и является тем, чей взгляд прямой, кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме и пришёл к этому благому явлению?"
"Друг, мы даже пришли бы издалека, чтобы узнать у почтенного Сарипутты смысл этого утверждения.
Будет хорошо, если почтенный Сарипутта объяснит смысл этого утверждения.
Услышав его от почтенного Сарипутты монахи запомнят сказанное."
"Тогда, друзья, слушайте и тщательно внимайте, я буду говорить."
"Да будет так, друг", ответили те монахи почтенному Сарипутте.

Комментарий говорит, что вопросы, которые дост. Сарипутта задаёт в начале, указывают на желание дать объяснение. Комментарий пытается дать объяснение тому, почему дост. Сарипутта повторил вопрос дважды и заключает, что причина в использовании этого выражения многими людьми - от небуддийских учителей до последователей Будды, имеющих личный опыт. Т.е. понимать это нужно как "одни говорят "обладающий надлежащим взглядом", другие говорят "обладающий надлежащим взглядом"". Вопрос, который он затем задаёт, состоит в том, как последователь благородных обладает надлежащим взглядом с точки зрения смысла и характеристики.

Затем комментарий даёт определение слову sammādiṭṭhi, являющемуся ключевым для этого наставления и также от которого оно берёт своё название. Это слово означает прекрасный и заслуживающий восхваления взгляд, а также человека, обладающего таким взглядом (видимо основа sammādiṭṭhin). Этот взгляд бывает двух видов:

  1. мирской надлежащий взгляд: знание собственности поступка (камма) и знание, согласующееся с 4 реальностями для благородных. Это мудрость с влечениями.
  2. надмирской надлежащий взгляд: мудрость, связанная с благородными путями и плодами

khantibalo: слово sammādiṭṭhi также является фактором Б8П, на странице, посвящённой этому фактору, приведены другие определения слова в комментариях, из которого взят перевод "надлежащий".

Далее комментарий даёт интересную классификацию людей, обладающих надлежащим взглядом. Всего их три вида.

1. Обычный человек (простолюдин)

  • небуддисты, которые исповедуют принцип каммы (khantibalo: пример - огнепоклонники, по этой причине принимаются в орден Будды без испытания). Придерживаются взглядов о личности.
  • буддисты, которые исповедуют принцип каммы и, благодаря знанию, согласующемуся с 4 реальностями, не придерживаются взглядов о личности

2. Учащийся в системе Будды

Видимо речь о вошедшем в поток и выше, потому что о нём говорится, что он обладает неизменным надлежащим взглядом, видимо в том смысле, что ничего не может его поколебать.

3. Закончивший обучение в системе Будды

Он обладает надлежащим взглядом человека, закончившего обучение.

 

Однако здесь, согласно комментарию речь о человеке, обладающем таким надлежащим взглядом, который ведёт к цели и гарантирует судьбу (из объяснённого далее ясно, что речь о 3 виде).

Далее разбираются остальные определения этого человека:

  • чей взгляд прямой: потому что этот взгляд не уходит в крайности чувственных удовольствий и изнурения себя и также он устраняет все виды сгорбленности
  • кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме: речь о девятеричном надмирском состоянии (4 пути, 4 плода и ниббана)
  • пришёл к этой истинной дхамме: устранил все загрязнения ума, покинул круг перождений и посредством благородного пути пришёл к истинной дхамме - ниббане