Так я слышал. Однажды Благословенный находился в Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики.
И там почтенный Сарипутта обратился к монахам: "Друзья монахи!".
"Друг!", ответили те монахи почтенному Сарипутте.
Почтенный Сарипутта сказал:
"Обладающий истинным взлядом, обладающий истинным взглядом", - так, друзья, говорят.
Каким образом последователь благородных обладает истинным взглядом и является тем, чей взгляд прямой, кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме и пришёл к этому благому явлению?"
"Друг, мы даже пришли бы издалека, чтобы узнать у почтенного Сарипутты смысл этого утверждения.
Будет хорошо, если почтенный Сарипутта объяснит смысл этого утверждения.
Услышав его от почтенного Сарипутты монахи запомнят сказанное."
"Тогда, друзья, слушайте и тщательно внимайте, я буду говорить."
"Да будет так, друг", ответили те монахи почтенному Сарипутте.
Комментарий говорит, что вопросы, которые дост. Сарипутта задаёт в начале, указывают на желание дать объяснение. Комментарий пытается дать объяснение тому, почему дост. Сарипутта повторил вопрос дважды и заключает, что причина в использовании этого выражения многими людьми - от небуддийских учителей до последователей Будды, имеющих личный опыт. Т.е. понимать это нужно как "одни говорят "обладающий истинным взглядом", другие говорят "обладающий истинным взглядом"". Вопрос, который он затем задаёт, состоит в том, как последователь благородных обладает истинным взглядом с точки зрения смысла и характеристики.
Затем комментарий даёт определение слову sammādiṭṭhi, являющемуся ключевым для этого наставления и также от которого оно берёт своё название. Это слово означает прекрасный и заслуживающий восхваления взгляд, а также человека, обладающего таким взглядом (видимо основа sammādiṭṭhin). Этот взгляд бывает двух видов:
- мирской истинный взгляд: знание собственности поступка (камма) и знание, согласующееся с 4 реальностями для благородных. Это мудрость с влечениями.
- надмирской истинный взгляд: мудрость, связанная с благородными путями и плодами
khantibalo: слово sammādiṭṭhi также является фактором Б8П, на странице, посвящённой этому фактору, приведены другие определения слова в комментариях.
Далее комментарий даёт интересную классификацию людей, обладающих истинным взглядом. Всего их три вида.
1. Обычный человек (простолюдин)
- небуддисты, которые исповедуют принцип каммы (khantibalo: пример - огнепоклонники, по этой причине принимаются в орден Будды без испытания). Придерживаются взглядов о личности.
- буддисты, которые исповедуют принцип каммы и, благодаря знанию, согласующемуся с 4 реальностями, не придерживаются взглядов о личности
2. Учащийся в системе Будды
Видимо речь о вошедшем в поток и выше, потому что о нём говорится, что он обладает неизменным истинным взглядом, видимо в том смысле, что ничего не может его поколебать.
3. Закончивший обучение в системе Будды
Он обладает истинным взглядом человека, закончившего обучение.
Однако здесь, согласно комментарию речь о человеке, обладающем таким истинным взглядом, который ведёт к цели и гарантирует судьбу (из объяснённого далее ясно, что речь о 3 виде).
Далее разбираются остальные определения этого человека:
- чей взгляд прямой: потому что этот взгляд не уходит в крайности чувственных удовольствий и изнурения себя и также он устраняет все виды сгорбленности
- кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме: речь о девятеричном надмирском состоянии (4 пути, 4 плода и ниббана)
- пришёл к этой истинной дхамме: устранил все загрязнения ума, покинул круг перождений и посредством благородного пути пришёл к истинной дхамме - ниббане
- Оставить комментарий
- 77 просмотров