4 реальности для благородных

Опубликовано khantibalo от

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Те монахи восхитились и возрадовались словам почтенного Сарипутты и сказали: "Хорошо, друг". Затем они задали ему следующий вопрос: "Но друг, возможен ли другой способ, которым последователь благородных обладает истинным взглядом и является тем, чей взгляд прямой, кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме и пришёл к этому благому явлению?"
"Возможен, друзья.
Когда, друзья, последователь благородных познаёт страдание, возникновение страдания, прекращение страдания и путь, ведущий к прекращению страдания, - этим образом он обладает истинным взглядом и является тем, чей взгляд прямой, кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме и пришёл к этому благому явлению.
А что же является страданием, что является возникновением страдания, что является прекращением страдания, что является путём прекращения страдания?
Рождение мучительно, старость мучительна, смерть мучительна, печаль, плач, боль, муки, отчаяние - мучительны, связь с неприятным мучительна, разлучение с приятным мучительно, неполучение желаемого мучительно, короче говоря, пять присваиваемых совокупностей мучительны. Это называется страданием.
Что является возникновением страдания?
Жажда, которая вызывает возобновляемое бытие, сопровождаемая наслаждением и пристрастием, ищущая наслаждений то здесь, то там, - то есть жажда чувственных удовольствий, жажда бытия, жажда небытия - это называется возникновением страдания.
Что является прекращением страдания?
Безостаточное затухание и прекращение, отречение, отбрасывание, освобождение от этой жажды и не полагание на неё - это называется прекращением страдания.
Что является путём, ведущим к прекращению страдания?
Лишь этот благородный восьмеричный путь: надлежащий взгляд, надлежащее намерение, надлежащая речь, надлежащая деятельность, надлежащие средства к существованию, надлежащее усилие, надлежащее памятование, надлежащая собранность ума - это называется путём, ведущим к прекращению страдания.
Когда, друзья, последователь благородных познаёт таким образом страдание, возникновение страдания, прекращение страдания и путь, ведущий к прекращению страдания, он полностью устранил предрасположенность к страсти, рассеял предрасположенность к отвращению, упразднил предрасположенность к взгляду и самомнению "я есть", устранил неведение и породил знание, уже в этом зримом мире положил конец страданию. Этим образом последователь благородных обладает истинным взглядом и является тем, чей взгляд прямой, кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме и пришёл к этому благому явлению."

За объяснением этого раздела комментарий отправляет к 16 главе Висуддхимагги (конспект).