Питание

Опубликовано khantibalo от

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Те монахи восхитились и возрадовались словам почтенного Сарипутты и сказали: "Хорошо, друг". Затем они задали ему следующий вопрос: "Но друг, возможен ли другой способ, которым последователь благородных обладает истинным взглядом и является тем, чей взгляд прямой, кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме и пришёл к этому благому явлению?"
"Возможен, друзья.

Монахи задали почтенному Сарипутте другой вопрос, потому что почтенный Сарипутта по словам самого Будды в МН 141 был мастером в объяснении четырёх реальностей для благородных и также потому, что отвечая на первый вопрос, он показал, что могут быть и другие способы.

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Друзья, когда последователь благородных познаёт питание, возникновение питания, прекращение питания и путь, ведущий к прекращению питания, - этим образом он обладает истинным взглядом и является тем, чей взгляд прямой, кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме и пришёл к этому благому явлению.
Что такое, друзья, питание, возникновение питания, прекращение питания и путь, ведущий к прекращению питания?
Есть эти четыре вида питания для выживания существ, которые уже есть, и для поддержки тех, кто стремится к существованию.
Какие четыре?
Материальная пища - грубая или утончённая, во вторых соприкосновение, в третьих воление, в четвёртых - сознание.

Комментарий говорит, что стремятся к существованию те существа, которые родившись в яйце или чреве ещё не покинули их. Когда покинули - считаются теми, что уже есть. Самопроизвольно рождающиеся и рождающиеся из влаги считаются стремящимися к существованию в первый момент ума, начиная со второго они уже есть. Даются и альтернативные варианты, например: это архаты, которые родились и больше не родятся и все прочие существа, которые ищут нового существования.

Далее будут рассмотрены четыре вида питания и будет объяснено как каждый из них поддерживает существ, в чём состоит опасность каждого из видов, как устраняется желание к каждому из видов и что происходит при устранении этого желания.

Материальная пища

Дост. Сарипутта говорит, что эта пища может быть грубой и утончённой. В комментарии даётся длинный список существ в порядке возрастания утончённости их пищи:

  1. животные: от пищи крокодилов до пищи птиц
  2. люди: от пищи нецивилизованных людей до пищи поворачивающего колесо царя
  3. божества: от пищи земных божеств до пищи божеств, имеющих власть над творениями других

Материальная пища питает материальные составляющие тела живого существа следующей восьмёркой: четыре первоэлемента, цвет, запах, вкус и питательная сущность. Хотя тело порождается каммой, именно материальная пища поддерживает существ и именно благодаря ей они выживают в течение многих лет.

Опасность материальной пищи состоит в желании её приобретения. Из-за этого желания мирянам приходится работать и сталкиваться с различными видами страданий в этом процессе. Если отрешившиеся от мирской жизни в результате этого желания приобретают пищу неразрешённым способом, таким как врачебная практика и т.п. их порицают в этом мире и в следующей жизни им уготован дурной удел.

Желание по отношению к материальной пище устраняется путём отношения к ней как к плоти своего собственного сына (СН 12.63), употребляя её именно так, как объяснено в МН 2:

Paṭisevanā pahātabbāsavā

Основательно рефлексируя, он использует полученную как подаяние еду не для развлечения, не для опьянения, не для того, чтобы поправиться, не для внешней привлекательности, но только для выживания и продолжения существования этого тела, для устранения неудобства, для поддержания возвышенного образа жизни, думая: "Так я уничтожу старые ощущения [голода] и не создам новых ощущений [от переедания], так я буду поддерживать себя, не заслуживая порицания и жить легко".

С устранением желания в отношении питания постигается оно само и его основа. В СН 12.63 говорится, что когда постигается материальная пища, постигается и 5 струн чувственных удовольствий. Соответствует невозвращению.

Соприкосновение

Комментарий говорит, что речь о соприкосновении в шести сферах чувств. Согласно МН 148 когда есть способность чувственного восприятия и объект чувств возникает соответствующий вид сознания. Сочетание их трёх является соприкосновением.

Соприкосновение питает три вида ощущений: приятное, неприятное и ни приятное ни неприятное. Комментарий говорит о трёх видах соприкосновения, соответствующих этим трём видам ощущений.

Соприкосновение поддерживает существ через соприкосновение с предметом чувств, будучи основой трёх видов ощущений.

Опасность соприкосновения состоит в том, что если те, кто наслаждаются соприкосновением в сферах чувств, пытаются завладеть чужим имуществом, жёнами и прочим, их подвергают наказанию в этой жизни и в следующей их ждёт дурной удел.

Желание по отношению к соприкосновению устраняется путём отношения к нему как источнику страданий. Приводится метафора с коровой, с которой сняли шкуру и которую кусают мелкие существа, где бы она ни находилась.

С устранением желания в отношении соприкосновения постигается оно само и его основа. В СН 12.63 говорится, что когда постигается соприкосновение, постигаются три вида ощущения. Соответствует архатству.

Воление

Согласно комментарию это камма, ведущая к быванию в том или ином мире. Она питает три вида бывания: в мире страсти, в тонкоматериальном мире, в нематериальном мире.

Эти воления связаны с влечениями и могут быть благотворными и неблаготворными.

Воление поддерживает существ посредством накопления благотворной и неблаготворной каммы, являясь таким образом корнем бытия.

Опасность воления состоит в опасности трёх уровней бытия, к быванию в которых приводит благотворная и неблаготворная камма.

Желание по отношению к волению устраняется путём отношения к нему как к тому, что тащит в три вида бывания, подобно двум сильным мужчинам, которые хватают третьего и тащут к яме с раскалёнными углями.

С устранением желания в отношении воления постигается оно само и его основа. В СН 12.63 говорится, что когда постигается воление, постигаются три вида жажды. Соответствует архатству.

Сознание

Согласно комментарию здесь подразумевается сознание (момент ума) воссоединения. В момент воссоединения ума сознание питает три остальных умственных совокупности и 30 видов материального.

Сознание поддерживает существ путём сознавания, приводя к появлению умственно-материального.

Опасностью сознания являются все виды опасностей, которые возникают при появлении в новом состоянии бытия благодаря воссоединению ума.

Желание по отношению к сознанию воссоединения устраняется путём отношения к нему как к удару копьём, к порождению совокупностей как к появлению ран, к рождению и всевозможным страданиям как к мучительным ощущениям из-за ран.

С устранением желания в отношении сознания постигается оно само и его основа. В СН 12.63 говорится, что когда постигается сознание, постигается умственно-материальное. Соответствует архатству.

Возникновение и прекращение питания

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

С возникновением жажды возникает питание, с прекращением жажды питание прекращается. Путём прекращения питания является лишь этот благородный восьмеричный путь: надлежащий взгляд, надлежащее намерение, надлежащая речь, надлежащая деятельность, надлежащие средства к существованию, надлежащее усилие, надлежащее памятование, надлежащая собранность ума.

Комментарий объясняет как жажда порождает 4 вида каммически приобретённого питания и 4 вида питания, которые не приобретены каммически.

Жажда в прошлой жизни порождает сознание воссоединения. В момент воссоединения ума порождается питательная сущность - это каммически обусловленная физическая пища, порождённая жаждой. С моментом ума воссоединения связаны соприкосновение, воление и ум/ сознание. Это каммически приобретённое питание соприкосновения, воления и сознания соответственно.

4 вида питания, которые не приобретены каммически, обуславливаются жаждой следующим образом. Жажда порождает 8 видов сознания, сопровождающихся алчностью. Эти виды сознания порождают материальное, в которых имеется питательная сущность и это есть питание как физическая пища. Соприкосновение и воление, сопровождающие эти 8 видов сознания являются вторым и третьим видом питания, а само сознание, сопровождающееся алчностью, является четвёртым видом питания.

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Друзья, когда последователь благородных познаёт таким образом питание, возникновение питания, прекращение питания и путь, ведущий к прекращению питания, он полностью устранил предрасположенность к страсти, рассеял предрасположенность к отвращению, упразднил предрасположенность к взгляду и самомнению "я есть", устранил неведение и породил знание, уже в этом зримом мире положил конец страданию. Этим образом последователь благородных обладает истинным взглядом и является тем, чей взгляд прямой, кто имеет непоколебимую приверженность Дхамме и пришёл к этому благому явлению."

Комментарий предлагает читателю вывести 4 реальности для благородных самостоятельно. У khantibalo получилось так:

  1. 4 вида питания являются страданием
  2. жажда является тем, что порождает это страдание
  3. прекращение жажды является тем, что прекращает это страдание
  4. путём прекращения страдания является благородный восьмеричный путь