Развитие факторов постижения, эпилог

Опубликовано khantibalo от
8. Ānāpānassatisuttaṃ
И каким образом четыре способа установления памятования, когда их развивают и совершенствуют, приводят к совершенству семь факторов постижения?
(1) Когда бы монах ни отслеживал тело как тело, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение, то у него устанавливается непрерывное памятование.
Когда у монаха установлено непрерывное памятование, то возникает "памятование" как фактор Постижения.
Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(2) Пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого явления.
Когда, пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого явления, то возникает "различение явлений" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(3) У того, кто различает, изучает, производит исследование этого явления, возникает неослабное усердие.
Когда у того, кто различает, изучает, производит исследование этого явления, возникает неослабное усердие, то возникает "усердие" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(4) В том, у кого проявилось усердие, возникает неземной восторг.
Когда в том, у кого проявилось усердие, возникает неземной восторг, то возникает "восторг" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(5) У того, кто наполнен восторгом, успокаивается тело и успокаивается ум.
И когда тело и ум того, кто наполнен восторгом, успокаиваются, то возникает "расслабление" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(6) У того, чьё тело расслаблено, кто испытывает удовольствие, собирается ум.
И когда у того, чьё тело расслаблено, кто испытывает удовольствие, собирается ум, то возникает "собранность ума" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(7) Он пристально с безмятежностью наблюдает собранный таким образом ум.
И когда он пристально с безмятежностью наблюдает собранный таким образом ум, у него возникает "безмятежное наблюдение" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
Когда бы монах ни отслеживал ощущения как ощущения ... ум как ум... явления как явления, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение, то его памятование устойчиво и непрерывно.
Когда его памятование устойчиво и непрерывно, то возникает "памятование" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
Пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого явления.
Когда, пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого явления, то возникает "различение явлений" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
У того, кто различает, изучает, производит исследование этого явления, возникает неослабное усердие.
Когда у того, кто различает, изучает, производит исследование этого явления, возникает неослабное усердие, то возникает "усердие" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
В том, у кого проявилось усердие, возникает неземной восторг.
Когда в том, у кого проявилось усердие, возникает неземной восторг, то возникает "восторг" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
У того, кто наполнен восторгом, успокаивается тело и успокаивается ум.
И когда тело и ум того, кто наполнен восторгом, успокаиваются, то возникает "расслабление" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
У того, чьё тело расслаблено, кто испытывает удовольствие, собирается ум.
И когда у того, чьё тело расслаблено, кто испытывает удовольствие, собирается ум, то возникает "собранность ума" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
Он пристально с безмятежностью наблюдает собранный таким образом ум.
И когда он пристально с безмятежностью наблюдает собранный таким образом ум, у него зарождается "безмятежное наблюдение" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
Таким образом четыре способа установления памятования, когда их развивают и совершенствуют, приводят к совершенству семь факторов постижения.
И каким образом семь факторов постижения, когда их развивают и совершенствуют, приводят к совершенству ясное знание и освобождение?
Здесь, монахи, монах развивает памятование как фактор постижения, основываясь на уединении, затухании, прекращении, приходя к отрешению.
Он развивает различение явлений как фактор постижения ... усердие как фактор постижения ... восторг как фактор постижения ... расслабление как фактор постижения ... собранность ума как фактор постижения ... безмятежное наблюдение как фактор постижения, основываясь на уединении, затухании, прекращении, приходя к отрешению.
Таким образом семь факторов постижения, когда их развивают и совершенствуют, приводят к совершенству ясное знание и освобождение.
Так сказал Благословенный.
Радостные сердцем, монахи восхитились его словам.
Закончено восьмое наставление о памятовании о дыхании.

4 способа установления памятования приводят к совершенству 7 факторов постижения следующим образом:

  1. Когда монах с помощью памятования о дыхании отслеживает любую из четырёх опор (тело, ощущения, ум, явления опыта), у него устанавливается непрерывное памятование. В этот момент у него возникает памятование как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  2. Пребывая в памятовании он с помощью мудрости различает и исследует это явление. Из самой сутты, комментария и подкомментария не ясно о каком явлении речь - либо речь о памятовании (т.е. с помощью памятования исследует памятование - странно, либо речь о выбранной опоре). Комментарий говорит, что исследование происходит с позиции трёх характеристик - изменчивости, неудовлетворённости и безличности. В этот момент у него возникает различение явлений как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  3. В процессе различения и исследования у него возникает неослабное усердие. В этот момент у него возникает усердие как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  4. У того, у кого есть усердие, возникает неземной восторг. Комментарий говорит, что это восторг без умственный загрязнений, намекая на джхану. В этот момент у него возникает восторг как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  5. Благодаря восторгу успокаивается тело и ум. В этот момент у него возникает расслабление как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  6. С расслаблением тела и ощущением удовольствия, ум собирается. Комментарий говорит, что здесь он как будто в состоянии поглощённости. В этот момент у него возникает собранность ума как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  7. Монах пристально и с безмятежностью наблюдает этот собранный ум. В этот момент у него возникает безмятежное наблюдение как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.

Комментарий даёт следующее объяснение:

8. Ānāpānassatisuttavaṇṇanā

Так памятование о теле монаха, ухватившегося за тело [одним из] 14 способов, является памятованием как фактор постижения, связанное с памятованием знание является различением явлений как фактор постижения, связанное с тем же телесное и умственное усердие является усердием как фактор постижения, восторг, расслабление и однонаправленность ума являются собранностью ума как фактор постижения, в этих шести факторах постижения срединность, являющаяся неотставанием и не обгоном есть безмятежное наблюдение как фактор постижения.
Ведь подобно тому, как колесничий при равномерном движении лошадей не подгоняет, думая "эта отстаёт" и не сдерживает, думая "эта спешит", видя всех их пребывает в покое, так и эта срединность в шести факторах постижения, являющаяся неотставанием и не обгоном, называется безмятежным наблюдением как фактор постижения.

Резюмируя, Будда говорит, что монах развивает эти 7 факторов на 4 опорах "основываясь на уединении, затухании, прекращении, приходя к отрешению", а это в свою очередь приводит к совершенству ясное знание и освобождение.

Комментарий даёт здесь следующее объяснение:

8. Ānāpānassatisuttavaṇṇanā

Но здесь памятование практикующего, ухватившегося за дыхание является мирским, мирское дыхание развивает мирское установление памятования, мирское установление памятования развивает надмирские факторы постижения, надмирские факторы постижения развивают ясное знание, освобождение, плод и ниббану.
Так во фрагменте мирского объяснено мирское, во фрагменте надмирского объяснено надмирское.
Но старший монах [Махадхаммараккхита] сказал: "здесь не так, в этой сутте надмирское приведено выше, мирское дыхание развивает мирское установление памятования, мирское установление памятования развивает мирские факторы постижения, мирские факторы постижения развивают надмирское ясное знание, освобождение, плод и ниббану. Ведь здесь слова "ясное знание и освобождение" подразумевают ясное знание, освобождение, плод и ниббану."

Развитие факторов постижения подробно описывается в комментарии к МН 10 (конспект).