Развитие факторов постижения, эпилог

Опубликовано khantibalo от 3 ноября, 2020 - 20:11

4 способа установления памятования приводят к совершенству 7 факторов постижения следующим образом:

  1. Когда монах с помощью памятования о дыхании отслеживает любую из четырёх опор (тело, ощущения, ум, явления опыта), у него устанавливается непрерывное памятование. В этот момент у него возникает памятование как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  2. Пребывая в памятовании он с помощью мудрости различает и исследует это явление. Из самой сутты, комментария и подкомментария не ясно о каком явлении речь - либо речь о памятовании (т.е. с помощью памятования исследует памятование - странно, либо речь о выбранной опоре). Комментарий говорит, что исследование происходит с позиции трёх характеристик - изменчивости, неудовлетворённости и безличности. В этот момент у него возникает различение явлений как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  3. В процессе различения и исследования у него возникает неослабное усердие. В этот момент у него возникает усердие как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  4. У того, у кого есть усердие, возникает неземной восторг. Комментарий говорит, что это восторг без умственный загрязнений, намекая на джхану. В этот момент у него возникает восторг как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  5. Благодаря восторгу успокаивается тело и ум. В этот момент у него возникает расслабление как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  6. С расслаблением тела и ощущением удовольствия, ум собирается. Комментарий говорит, что здесь он как будто в состоянии поглощённости. В этот момент у него возникает собранность ума как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.
  7. Монах пристально и с безмятежностью наблюдает этот собранный ум. В этот момент у него возникает безмятежное наблюдение как фактор постижения и монах развивает его до полного совершенства.

Комментарий даёт следующее объяснение:

8. Ānāpānassatisuttavaṇṇanā

Так памятование о теле монаха, ухватившегося за тело [одним из] 14 способов, является памятованием как фактор постижения, связанное с памятованием знание является различением явлений как фактор постижения, связанное с тем же телесное и умственное усердие является усердием как фактор постижения, восторг, расслабление и однонаправленность ума являются собранностью ума как фактор постижения, в этих шести факторах постижения срединность, являющаяся неотставанием и не обгоном есть безмятежное наблюдение как фактор постижения.
Ведь подобно тому, как колесничий при равномерном движении лошадей не подгоняет, думая "эта отстаёт" и не сдерживает, думая "эта спешит", видя всех их пребывает в покое, так и эта срединность в шести факторах постижения, являющаяся неотставанием и не обгоном, называется безмятежным наблюдением как фактор постижения.

Резюмируя, Будда говорит, что монах развивает эти 7 факторов на 4 опорах "основываясь на уединении, затухании, прекращении, приходя к отрешению", а это в свою очередь приводит к совершенству ясное знание и освобождение.

Комментарий даёт здесь следующее объяснение:

8. Ānāpānassatisuttavaṇṇanā

Но здесь памятование практикующего, ухватившегося за дыхание является мирским, мирское дыхание развивает мирское установление памятования, мирское установление памятования развивает надмирские факторы постижения, надмирские факторы постижения развивают ясное знание, освобождение, плод и ниббану.
Так во фрагменте мирского объяснено мирское, во фрагменте надмирского объяснено надмирское.
Но старший монах [Махадхаммараккхита] сказал: "здесь не так, в этой сутте надмирское приведено выше, мирское дыхание развивает мирское установление памятования, мирское установление памятования развивает мирские факторы постижения, мирские факторы постижения развивают надмирское ясное знание, освобождение, плод и ниббану. Ведь здесь слова "ясное знание и освобождение" подразумевают ясное знание, освобождение, плод и ниббану."

Развитие факторов постижения подробно описывается в комментарии к МН 10 (конспект).