Перед тем, как объяснять собственно шаги практики Будда описывает общую схему, согласно которой развитие памятования о дыхании способно привести к совершенству 4 способа установления памятования, развитие этих 4 способов приводит к совершенству 7 факторов постижения, а развитие факторов постижения приводит к совершенству ясное знание и освобождение.
Далее объясняются предварительные этапы практики. Первый из них состоит в том, что нужно уйти в пустынное место, сесть прямо и установить памятование перед собой. После этого следует вдыхать и выдыхать с памятованием. Этот шаг не входит в 16 шаговую формулу. (Есть подозрение, что даваемая в Висуддхимагге техника счёта дыханий относится именно к этому шагу.) Далее приводится 16-шаговая последовательность. Затем Будда разбирает подробно 4 четвёрки, из которых она состоит.
Первая четвёрка
Первая четвёрка состоит в следующем:
- распознавание длительных вдохов и выдохов
- распознавание коротких вдохов и выдохов
- дыхание ощущая всё тело
- дыхание с успокоением процессов телесного конструирования
Завершая объяснение первой четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает тело как тело. В качестве обоснования он утверждает, что вдыхание и выдыхание в этом случае является определённым телом. По словам комментария речь здесь о четырёх первичных элементах, каждый из которых представляет собой некую совокупность ("тело"). И здесь вдыхание и выдыхание относится к той совокупности, которую образует элемент вибрации (ветра).
Предлагается и альтернативный вариант, согласно которому дыхание следует относить к сфере осязаемых предметов, а она в свою очередь входит в совокупность тел, в ту её часть, которая относится к "производной материи" из 25 (24) составляющих от сферы образного до грубой пищи.
При этом он отслеживает тело как тело "пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение". Разбор этой фразы даётся в комментарии к ДН 22 (конспект).
Вторая четвёрка
Вторая четвёрка состоит в следующем:
- дыхание, ощущая восторг
- дыхание, ощущая счастье
- дыхание, ощущая процессы умственного конструирования
- дыхание, успокаивая процессы умственного конструирования
Завершая объяснение второй четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает ощущения как ощущения. В качестве обоснования он утверждает, что пристальное внимание к дыханию здесь является определённым ощущением.
Комментарий говорит, что слова "определённым ощущением" следует понимать как "одним из трёх видов ощущений" - приятного, неприятного и нейтрального. И речь здесь именно о приятном ощущении.
На справедливый вопрос "почему внимание названо ощущением, ведь оно им не является" даётся ответ, что такова особенность построения предложения и под словом "внимание" здесь следует понимать ощущение. В первых двух шагах этой четвёрки по словам комментария говорится о [приятных] ощущениях, которые возглавляются восторгом и счастьем соответственно. (прим. khantibalo: "возглавляются" означает, что указан главный пункт списка, который вообще говоря может состоять из нескольких пунктов) Опираясь на Патисамбхидамаггу комментарий утверждает, что ощущение входит в процессы умственного конструирования, таким образом обосновывая включение их в число ощущений.
Третья четвёрка
Третья четвёрка состоит в следующем:
- дыхание, ощущая ум
- дыхание, удовлетворяя ум
- дыхание, делая ум устойчивым
- дыхание, освобождая ум
Завершая объяснение третьей четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает ум как ум. В качестве обоснования он утверждает, что памятованием о вдохе и выдохе не может заниматься забывчивый и не осознающий человек.
Комментарий говорит, что поскольку в процессе практики этих шагов монах делает опорой какое-то представление (nimitta) дыхания, установив на эту опору памятование и осознанность, в его уме происходит отслеживание ума как ума. Но забывчивый и не осознающий не может установить памятование и осознанность на эту (и любую другую) опору.
Четвёртая четвёрка
Четвёртая четвёрка состоит в следующем:
- дыхание, отслеживая изменчивость
- дыхание, отслеживая затухание
- дыхание, отслеживая прекращение
- дыхание, отслеживая отрешение
Завершая объяснение четвёртой четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает явления как явления. В качестве обоснования он утверждает, что этом случае монах с помощью мудрости видит устранение алчности и огорчения и наблюдает с безмятежностью.
Комментарий говорит, что аналогично формуле в ДН 22 под алчностью и огорчением здесь следует понимать препятствия чувственного желания и недоброжелательности соответственно. Здесь в целом речь о практике прозрения. В ДН 22 отслеживание явлений опыта описывается, начиная с как раз с 5 препятствий. Именно поэтому здесь используется отсылка на первые два под именами алчности и огорчения. Знание устранения включает в себя знание изменчивости, затухания, прекращения, отрешения, перечисленные в четвёрке. Мудрость прозрения следует за этим знанием.
Резюмируя объяснение 4 четвёрок Будда говорит, что таким образом памятование о дыхании приводит к совершенству все 4 способа установления памятования.
Подробно памятование о дыхании разбирается в 8 главе Висуддхимагги (конспект).
- Оставить комментарий
- 34 просмотра