И каким же образом развивают и каким же образом совершенствуют памятование о дыхании, что оно дает великолепные плоды, великолепные преимущества?
Здесь, монахи, монах уходит в лес, под крону дерева, или в пустынное место, садится, скрестив свои ноги, держит тело прямо и устанавливает памятование перед собой.
Постоянно памятуя, он вдыхает, и памятуя, он выдыхает.
(1) Делая длинный вдох, он познаёт, что он делает длинный вдох; делая длинный выдох, он познаёт, что он делает длинный выдох; (2) делая короткий вдох, он познаёт, что он делает короткий вдох; делая короткий выдох, он познаёт, что он делает короткий выдох. (3) Он учится: "я буду вдыхать, ощущая всё тело", он учится: "я буду выдыхать, ощущая всё тело". (4) Он учится: "я буду вдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования", он учится: "я буду выдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования".
(5) Он учится: "я буду вдыхать, ощущая восторг", он учится: "я буду вдыхать, ощущая восторг". (6) Он учится: "я буду вдыхать, ощущая счастье", он учится: "я буду выдыхать, ощущая счастье". (7) Он учится: "я буду вдыхать, ощущая процессы умственного конструирования", он учится: "я буду выдыхать, ощущая процессы умственного конструирования". (8) Он учится: "я буду вдыхать, успокаивая процессы умственного конструирования", он учится: "я буду выдыхать, успокаивая процессы умственного конструирования".
(9) Он учится: "я буду вдыхать, ощущая ум", он учится: "я буду выдыхать, ощущая ум". (10) Он учится: "я буду вдыхать, удовлетворяя ум", он учится: "я буду выдыхать, удовлетворяя ум". (11) Он учится: "я буду вдыхать, собирая ум", он учится: "я буду выдыхать, собирая ум". (12) Он учится: "я буду вдыхать, освобождая ум", он учится: "я буду выдыхать, освобождая ум".
(13) Он учится: "я буду вдыхать, отслеживая непостоянство", он учится: "я буду выдыхать, отслеживая непостоянство". (14) Он учится: "я буду вдыхать, отслеживая затухание", он учится: "я буду выдыхать, отслеживая затухание". (15) Он учится: "я буду вдыхать, отслеживая прекращение", он учится: "я буду выдыхать, отслеживая прекращение". (16) Он учится: "я буду вдыхать, отслеживая отрешение", он учится: "я буду выдыхать, отслеживая отрешение".
Вот таким образом развивают и таким образом совершенствуют памятование о дыхании, что оно дает великолепные плоды, великолепные преимущества.
Перед тем, как объяснять собственно шаги практики Будда описывает общую схему, согласно которой развитие памятования о дыхании способно привести к совершенству 4 способа установления памятования, развитие этих 4 способов приводит к совершенству 7 факторов постижения, а развитие факторов постижения приводит к совершенству ясное знание и освобождение.
Далее объясняются предварительные этапы практики. Первый из них состоит в том, что нужно уйти в пустынное место, сесть прямо и установить памятование перед собой. После этого следует вдыхать и выдыхать с памятованием. Этот шаг не входит в 16 шаговую формулу. (Есть подозрение, что даваемая в Висуддхимагге техника счёта дыханий относится именно к этому шагу.) Далее приводится 16-шаговая последовательность. Затем Будда разбирает подробно 4 четвёрки, из которых она состоит.
Первая четвёрка
Каким образом, о монахи, памятование о дыхании, когда его развивают и совершенствуют, приводит к совершенству все четыре способа установления памятования?
(I) Когда бы монах, (1) делая длинный вдох, ни познавал, что он делает длинный вдох; делая длинный выдох, ни познавал, что он делает длинный выдох; (2) делая короткий вдох, ни познавал, что он делает короткий вдох; делая короткий выдох, ни познавал, что он делает короткий выдох, (3) ни учился "я буду вдыхать, ощущая всё тело", ни учился: "я буду выдыхать, ощущая всё тело", (4) ни учился "я буду вдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования", ни учился "я буду выдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования", - в это время он отслеживает тело как тело, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение.
Я говорю вам, монахи, что это вдыхание и выдыхание является определённым телом среди тел.
Вот почему монах в этом случае отслеживает тело как тело, пылко осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение.
Первая четвёрка состоит в следующем:
- распознавание длительных вдохов и выдохов
- распознавание коротких вдохов и выдохов
- дыхание ощущая всё тело
- дыхание с успокоением процессов телесного конструирования
Завершая объяснение первой четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает тело как тело. В качестве обоснования он утверждает, что вдыхание и выдыхание в этом случае является определённым телом. По словам комментария речь здесь о четырёх первичных элементах, каждый из которых представляет собой некую совокупность ("тело"). И здесь вдыхание и выдыхание относится к той совокупности, которую образует элемент вибрации (ветра).
Предлагается и альтернативный вариант, согласно которому дыхание следует относить к сфере осязаемых предметов, а она в свою очередь входит в совокупность тел, в ту её часть, которая относится к "производной материи" из 25 (24) составляющих от сферы образного до грубой пищи.
При этом он отслеживает тело как тело "пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение". Разбор этой фразы даётся в комментарии к ДН 22 (конспект).
Вторая четвёрка
(II) Когда бы монах (5) ни учился "я буду вдыхать, ощущая восторг", ни учился "я буду вдыхать, ощущая восторг", (6) ни учился "я буду вдыхать, ощущая счастье", ни учился "я буду выдыхать, ощущая счастье", (7) ни учился "я буду вдыхать, ощущая процессы умственного конструирования", ни учился "я буду выдыхать, ощущая процессы умственного конструирования", (8) ни учился "я буду вдыхать, успокаивая процессы умственного конструирования", ни учился "я буду выдыхать, успокаивая процессы умственного конструирования", - в это время он отслеживает ощущения как ощущения, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение.
Я говорю вам, монахи, что это пристальное внимание к дыханию является определённым ощущением среди всех ощущений.
Вот почему монах в этом случае отслеживает ощущения как ощущения, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение.
Вторая четвёрка состоит в следующем:
- дыхание, ощущая восторг
- дыхание, ощущая счастье
- дыхание, ощущая процессы умственного конструирования
- дыхание, успокаивая процессы умственного конструирования
Завершая объяснение второй четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает ощущения как ощущения. В качестве обоснования он утверждает, что пристальное внимание к дыханию здесь является определённым ощущением.
Комментарий говорит, что слова "определённым ощущением" следует понимать как "одним из трёх видов ощущений" - приятного, неприятного и нейтрального. И речь здесь именно о приятном ощущении.
На справедливый вопрос "почему внимание названо ощущением, ведь оно им не является" даётся ответ, что такова особенность построения предложения и под словом "внимание" здесь следует понимать ощущение. В первых двух шагах этой четвёрки по словам комментария говорится о [приятных] ощущениях, которые возглавляются восторгом и счастьем соответственно. (прим. khantibalo: "возглавляются" означает, что указан главный пункт списка, который вообще говоря может состоять из нескольких пунктов) Опираясь на Патисамбхидамаггу комментарий утверждает, что ощущение входит в процессы умственного конструирования, таким образом обосновывая включение их в число ощущений.
Третья четвёрка
(III) Когда бы монах (9) ни учился "я буду вдыхать, ощущая ум", ни учился "я буду выдыхать, ощущая ум", (10) ни учился "я буду вдыхать, удовлетворяя ум", ни учился "я буду выдыхать, удовлетворяя ум", (11) ни учился "я буду вдыхать, собирая ум", ни учился "я буду выдыхать, собирая ум", (12) ни учился "я буду вдыхать, освобождая ум", ни учился "я буду выдыхать, освобождая ум", - в это время он отслеживает ум как ум, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение.
При забывчивости, без осознания, нет развития памятования о вдохе и выдохе, говорю я.
Вот почему монах в этом случае отслеживает ум как ум, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение.
Третья четвёрка состоит в следующем:
- дыхание, ощущая ум
- дыхание, удовлетворяя ум
- дыхание, делая ум устойчивым
- дыхание, освобождая ум
Завершая объяснение третьей четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает ум как ум. В качестве обоснования он утверждает, что памятованием о вдохе и выдохе не может заниматься забывчивый и не осознающий человек.
Комментарий говорит, что поскольку в процессе практики этих шагов монах делает опорой какое-то представление (nimitta) дыхания, установив на эту опору памятование и осознанность, в его уме происходит отслеживание ума как ума. Но забывчивый и не осознающий не может установить памятование и осознанность на эту (и любую другую) опору.
Четвёртая четвёрка
(IV) Когда бы монах (13) ни учился "я буду вдыхать, отслеживая непостоянство", ни учился "я буду выдыхать, отслеживая непостоянство", (14) ни учился "я буду вдыхать, отслеживая затухание", ни учился "я буду выдыхать, отслеживая затухание", (15) ни учился "я буду вдыхать, отслеживая прекращение", ни учился "я буду выдыхать, отслеживая прекращение", (16) ни учился "я буду вдыхать, отслеживая отрешение", ни учился "я буду выдыхать, отслеживая отрешение", - в это время он отслеживает явления как явления, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение.
С помощью мудрости увидев устранение алчности и огорчения, он пристально наблюдает с безмятежностью.
Вот почему монах в этом случае отслеживает явления как явления, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение.
Таким образом, монахи, памятование о дыхании, когда его развивают и совершенствуют, приводит к совершенству все четыре способа установления памятования.
Четвёртая четвёрка состоит в следующем:
- дыхание, отслеживая изменчивость
- дыхание, отслеживая затухание
- дыхание, отслеживая прекращение
- дыхание, отслеживая отрешение
Завершая объяснение четвёртой четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает явления как явления. В качестве обоснования он утверждает, что этом случае монах с помощью мудрости видит устранение алчности и огорчения и наблюдает с безмятежностью.
Комментарий говорит, что аналогично формуле в ДН 22 под алчностью и огорчением здесь следует понимать препятствия чувственного желания и недоброжелательности соответственно. Здесь в целом речь о практике прозрения. В ДН 22 отслеживание явлений опыта описывается, начиная с как раз с 5 препятствий. Именно поэтому здесь используется отсылка на первые два под именами алчности и огорчения. Знание устранения включает в себя знание изменчивости, затухания, прекращения, отрешения, перечисленные в четвёрке. Мудрость прозрения следует за этим знанием.
Резюмируя объяснение 4 четвёрок Будда говорит, что таким образом памятование о дыхании приводит к совершенству все 4 способа установления памятования.
Подробно памятование о дыхании разбирается в 8 главе Висуддхимагги (конспект).
- Оставить комментарий
- 78 просмотров