Памятование о дыхании

Опубликовано khantibalo от 2 ноября, 2020 - 22:17

Перед тем, как объяснять собственно шаги практики Будда описывает общую схему, согласно которой развитие памятования о дыхании способно привести к совершенству 4 способа установления памятования, развитие этих 4 способов приводит к совершенству 7 факторов постижения, а развитие факторов постижения приводит к совершенству ясное знание и освобождение.

Далее объясняются предварительные этапы практики. Первый из них состоит в том, что нужно уйти в пустынное место, сесть прямо и установить памятование перед собой. После этого следует вдыхать и выдыхать с памятованием. Этот шаг не входит в 16 шаговую формулу. (Есть подозрение, что даваемая в Висуддхимагге техника счёта дыханий относится именно к этому шагу.) Далее приводится 16-шаговая последовательность. Затем Будда разбирает подробно 4 четвёрки, из которых она состоит.

Первая четвёрка

Первая четвёрка состоит в следующем:

  1. распознавание длительных вдохов и выдохов
  2. распознавание коротких вдохов и выдохов
  3. дыхание ощущая всё тело
  4. дыхание с успокоением процессов телесного конструирования

Завершая объяснение первой четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает тело как тело. В качестве обоснования он утверждает, что вдыхание и выдыхание в этом случае является определённым телом. По словам комментария речь здесь о четырёх первичных элементах, каждый из которых представляет собой некую совокупность ("тело"). И здесь вдыхание и выдыхание относится к той совокупности, которую образует элемент вибрации (ветра).
Предлагается и альтернативный вариант, согласно которому дыхание следует относить к сфере осязаемых предметов, а она в свою очередь входит в совокупность тел, в ту её часть, которая относится к "производной материи" из 25 (24) составляющих от сферы образного до грубой пищи.

При этом он отслеживает тело как тело "пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение". Разбор этой фразы даётся в комментарии к ДН 22 (конспект).

Вторая четвёрка

Вторая четвёрка состоит в следующем:

  1. дыхание, ощущая восторг
  2. дыхание, ощущая счастье
  3. дыхание, ощущая процессы умственного конструирования
  4. дыхание, успокаивая процессы умственного конструирования

Завершая объяснение второй четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает ощущения как ощущения. В качестве обоснования он утверждает, что пристальное внимание к дыханию здесь является определённым ощущением.

Комментарий говорит, что слова "определённым ощущением" следует понимать как "одним из трёх видов ощущений" - приятного, неприятного и нейтрального. И речь здесь именно о приятном ощущении.

На справедливый вопрос "почему внимание названо ощущением, ведь оно им не является" даётся ответ, что такова особенность построения предложения и под словом "внимание" здесь следует понимать ощущение. В первых двух шагах этой четвёрки по словам комментария говорится о [приятных] ощущениях, которые возглавляются восторгом и счастьем соответственно. Опираясь на Патисамбхидамаггу комментарий утверждает, что ощущение входит в процессы умственного конструирования, таким образом обосновывая включение их в число ощущений.

Третья четвёрка

Третья четвёрка состоит в следующем:

  1. дыхание, ощущая ум
  2. дыхание, удовлетворяя ум
  3. дыхание, делая ум устойчивым
  4. дыхание, освобождая ум

Завершая объяснение третьей четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает ум как ум. В качестве обоснования он утверждает, что памятованием о вдохе и выдохе не может заниматься забывчивый и не осознающий человек.

Комментарий говорит, что поскольку в процессе практики этих шагов монах делает опорой какое-то представление (nimitta) дыхания, установив на эту опору памятование и осознанность, в его уме происходит отслеживание ума как ума. Но забывчивый и не осознающий не может установить памятование и осознанность на эту (и любую другую) опору.

Четвёртая четвёрка

Четвёртая четвёрка состоит в следующем:

  1. дыхание, отслеживая изменчивость
  2. дыхание, отслеживая затухание
  3. дыхание, отслеживая прекращение
  4. дыхание, отслеживая отрешение

Завершая объяснение четвёртой четвёрки Будда говорит, что когда монах занимается этой практикой, он на самом деле отслеживает явления как явления. В качестве обоснования он утверждает, что этом случае монах с помощью мудрости видит устранение алчности и огорчения и наблюдает с безмятежностью.

Комментарий говорит, что аналогично формуле в ДН 22 под алчностью и огорчением здесь следует понимать препятствия чувственного желания и недоброжелательности соответственно. Здесь в целом речь о практике прозрения. В ДН 22 отслеживание явлений опыта описывается, начиная с как раз с 5 препятствий. Именно поэтому здесь используется отсылка на первые два под именами алчности и огорчения. Знание устранения включает в себя знание изменчивости, затухания, прекращения, отрешения, перечисленные в четвёрке. Мудрость прозрения следует за этим знанием.

Резюмируя объяснение 4 четвёрок Будда говорит, что таким образом памятование о дыхании приводит к совершенству все 4 способа установления памятования.

Подробно памятование о дыхании разбирается в 8 главе Висуддхимагги (конспект).