Вводная часть

Опубликовано khantibalo от
8. Ānāpānassatisuttaṃ
По случаю пятнадцатого дня Упосатхи, в ночь полнолуния месяца белого лотоса, четвертого месяца [сезона дождей], Благословенный сидел на открытом воздухе, окруженный монахами.
Осмотрев безмолвных монахов, он обратился к ним: "Монахи, это собрание свободно от бесполезной болтовни, лишено бесполезной болтовни, и основано на чистой ядровой древесине:
такова эта группа монахов, таково это собрание. Такое собрание заслуживает даров, заслуживает гостеприимства, заслуживает пожертвований, заслуживает уважительного приветствия, это несравненное поле заслуг для мира:
такова эта группа монахов, таково это собрание. Когда такому собранию дается небольшой дар, он становится великим, а большой дар еще больше:
такова эта группа монахов, таково это собрание. Такое собрание редко увидишь в мире -
такова эта группа монахов, таково это собрание. Чтобы увидеть такое собрание, стоит пройти много йоджан с мешком запасов - таково это сообщество монахов, таково это собрание.
В этой группе монахов есть монахи-араханты, устранившие влечения, прожившие [монашескую жизнь], выполнившие задачу, снявшие с себя груз, достигшие истинной цели, полностью разрушившие оковы бывания, освобожденные с помощью совершенного знания: таковы монахи в этой группе монахов.
В этой группе монахов есть монахи, которые, полностью разорвав первые пять оков, возродятся снова (в чистых землях), чтобы там полностью освободиться, и никогда больше не возвращаться в этот мир: таковы монахи в этой группе монахов.
В этой группе монахов есть монахи, которые, полностью разорвав (первые) трое оков, укротив страсть, отвращение и неведение, являются возвращающимися однажды, и вернувшись только еще один раз в этот мир, прекратят страдания: таковы монахи в этой группе монахов.
В этой группе монахов есть монахи, которые, полностью разорвав (первые) трое оков, являются вошедшими в поток, им больше не уготован дурной удел, они идут к Постижению: таковы монахи в этой группе монахов.
В этой группе монахов есть монахи, которые посвящают себя развитию четырех способов установления памятования: таковы монахи в этой группе монахов.
В этой группе монахов есть монахи, которые посвящают себя развитию четырех надлежащих усилий, ... четырех основ могущества, ... пяти способностей,... пяти сил, ... семи факторов постижения, ... благородного восьмеричного пути: таковы монахи в этой группе монахов.
В этой группе монахов есть монахи, которые посвящают себя развитию дружелюбия, ... сострадания, ... сопереживающей радости, ... безмятежного наблюдения, ... (распознавания) непривлекательности (тела), ... распознавания изменчивости: таковы монахи в этой группе монахов.
В этой группе монахов есть монахи, которые посвящают себя развитию памятования о дыхании.

История в сутте продолжается по окончании дополнительного месяца сезона дождей. В то время Будда также сидел на открытом воздухе при большом собрании монахов. Он провозгласил хвалу присутствующим монахам, что понятно при условии нахождения там многих известных учеников. Объясняя качества собравшихся, Будда особо подчеркнул их безмолвие и также перечислил 6 качеств, которые он обычно использует при объяснении Сообщества благородных (заслуживает даров и т.п.). Далее он перечисляет монахи с какими достижениями присутствуют на этом собрании:

  1. достигшие 4 благородных плодов
  2. практикующие 37 "крыльев постижения"
  3. практикующие медитацию 4 возвышенных состояний
  4. практикующие распознавание непривлекательности
  5. практикующие распознавание изменчивости (комм.: этим охвачены все виды практики прозрения)
  6. практикующие памятование о дыхании

Комментарий говорит, что среди присутствовавших там монахов было много практикующих памятование о дыхании, поэтому Будда кратко перечислил все практики, а эту решил объяснить подробнее.