История происхождения

Опубликовано khantibalo от

8. Ānāpānassatisuttaṃ

Так я слышал. Однажды Благословенный находился в Саваттхи в Восточном монастыре, дворце матери Мигары, со многими известными старшими учениками, - Сарипуттой, Маха-Моггаланой, Маха-Кассапой, Маха-Каччаяной, Маха-Котхитой, Маха-Каппиной, Маха-Чундой, Реватой, Анандой, и другими известными старшими учениками.
При этом старшие монахи обучали и тренировали новых монахов.
Некоторые из старших монахов обучали и тренировали десять монахов, некоторые обучали и тренировали двадцать монахов, некоторые обучали и тренировали тридцать монахов, некоторые обучали и тренировали сорок монахов.
И те новые монахи, обучаясь и тренируясь у старших монахов, обретали одно за одним возвышенные достижения.
По случаю пятнадцатого дня Упосатхи, в ночь полнолуния на церемонии "приглашение", Благословенный сидел на открытом воздухе, окруженный монахами.
Осмотрев безмолвных монахов, он обратился к ним: "Монахи, я доволен этим продвижением. Я всем сердцем рад этому продвижению.
Так что пробудите в себе еще большую настойчивость к достижению еще не достигнутого, к осуществлению еще не осуществленного.
Я останусь здесь в Саваттхи до полнолуния Комуди (белой лилии), на четвертый месяц [сезона дождей]".
Монахи в округе услышали: "Говорят, что Благословенный останется здесь в Саваттхи до полнолуния белого лотоса, на четвертый месяц [сезона дождей]".
И они отправились в Саваттхи, чтобы увидеть Благословенного.
Тогда старшие монахи стали еще усиленнее обучать и тренировать новых монахов.
Некоторые из старших монахов обучали и тренировали десять монахов, некоторые обучали и тренировали двадцать монахов, некоторые обучали и тренировали тридцать монахов, некоторые обучали и тренировали сорок монахов.
И те новые монахи, обучаясь и тренируясь у старших монахов, обретали одно за одним возвышенные достижения.

История происхождения достаточно подробно описывается в самом тексте и начинается со дня полнолуния, которое знаменует окончание сезона дождей. Будда в то время находился в одном из монастырей в Саваттхи вместе со многими известными учениками. Будучи очень рад продвижению новых монахов (khantibalo: монахи со стажем менее 5 лет) под руководством старших учеников, Будда объявил, что остаётся ещё на месяц и призвал к ещё большему старанию в практике.

Комментарий говорит, что новые монахи занимались различными видами практики медитации и достигали в них всё большего успеха. Однако на момент окончания сезона дождей Будда понял, что успокоение и прозрение этих новых монахов ещё слабое. Он подумал, что если он завершит сезон дождей, то монахи начнут стекаться в этот монастырь и новым монахам придётся уступить им место, что помешает их продвижению. Поэтому он решил не проводить церемонию "приглашение", знаменующую окончание сезона дождей и остаться в монастыре ещё на месяц.

Комментарий также говорит, что Будда здесь объявил специальное допущение, называемое допущением, связанным с приглашением (pavāraṇasaṅgaho). Оно распространяется на монахов, чьё успокоение и прозрение ещё слабо. Комментарий к корзине дисциплины говорит, что согласно этому допущению, монах со слабым успокоением и прозрением может остаться в месте своего проживания, даже если его учитель покинул монастырь после процедуры приглашения по окончании сезона дождей. Этот монах может остаться с намерением поступить под опеку другого учителя, если он прибудет в монастырь. Так можно проживать в монастыре без учителя, но если к началу следующего сезона дождей новый учитель так и не пришёл, монах должен отправиться туда, где можно провести сезон дождей под опекой учителя.

Комментарий к этому наставлению говорит, что данное разрешение предоставляется процедурой монашеской общины, т.е. видимо просто решения самого монаха недостаточно.

Далее в тексте сутты говорится, что монахи в округе услышали о том, что Будда решил остаться на месяц и отправились в Саваттхи на встречу с ним. Подкомментарий говорит, что они пробыли в своих местах проживания ещё месяц (khantibalo: видимо именно благодаря этому допущению, не будь которого им пришлось бы последовать за своими учителями) и после этого отправились.