Комментаторские труды и руководство по абхидхамме Ачарии Ануруддхи

Опубликовано khantibalo от 17 октября, 2018 - 11:52

Комментарии

Книги Абхидхамма питаки вдохновили на написание огромного объёма комментаторской литературы, объясняющей и прорабатывающей исходный материал, будучи как бы постройками на его каркасе. Наиболее важные работы принадлежат Ачарии Буддхагхосе:
1. Комментарий к "перечисление явлений" (Aṭṭhasālinī)
2. Комментарий к "книге анализа" (Sammohavinodanī)
3. Комментарий к остальным пяти книгам (Pañcapakaraṇa-aṭṭhakathā)

К тому же классу литературы относится и Висуддхимагга, в особенности главы 14-17.

К каждому из этих комментариев есть подкомментарий, написанный ланкийским монахом Ачарией Анандой. Один из его учеников также написал подкомментарий на его работы.

Хотя авторство комментариев приписывается Буддхагхосе, не следует считать их его авторскими работами. Это скорее тщательно отредакированные версии большого обёма комментаторских трудов, найдённых Буддхагхосой в Анурадхапурской Махавихаре. Так что этот материал по-видимому на несколько столетий старше великого комментатора.

Есть основания полагать, что значительная часть комментаторских работ возникла близко к каноническим текстам и передавалась вместе с ними, хотя на них и не было печати законченности и они были открыты для доработок.

Руководство Ачарии Ануруддхи

По мере роста объёма и сложности литературы её изучение и понимание стало всё более затруднительным, поэтому на одном из этапов развития буддийской мысли возникла потребности кратких резюме всей Абхидхаммы, чтобы начинающие могли получить ясную картину основных поднимаемых вопросов.
По некоторым данным уже в пятом веке стали появляться краткие руководства по Абхидхамме. Сейчас их насчитывается 9 штук.
Среди них начиная с 12 века и до наших дней основным является руководство по Абхидхамме Ачарии Ануруддхи - Abhidhammatthasaṅgaho. Его популярность относят на замечательный баланс между краткостью и полнотой. В этй работе все основы Абхидхаммы резюмируются кратко и тщательно.
В некоторых монастырях перед изучением Абхидхамма питаки и комментариев монахов и саманер заставляют выучить это руководство наизусть.

Информация об авторе "руководства" почти отсутствует - неизвестно точно когда он жил и писал свои труды. Современные исследователи считают, что он жил скорее всего между десятым и началом 12 века. В предисловии к "руководству" Ачария Анурудха пишет, что труд был написан в монастыре Муласома, о котором все комментаторские традиции говорят как о находящимся на Шри Ланке.

В связи с тем, что материал "руководства" передан в крайне сжатом формате, его невозможно понять без объяснений. По этой причине на него было написано большое количество комментариев, причём не только на пали, но и на других азиатских языках.

Только на языке пали было написано 19 комментариев на "руководство". В некоторых из них оспариваются трактовки более древних комментариев.

Руководство по Абхидхамме состоит из 9 глав.

Сначала перечисляются четыре истинные реальности: умственные состояния, умственные факторы, материя и ниббана. Подробный их анализ проводится в первых 6 главах.

Первая глава охватывает умственные состояния, в ней даются определения 89 и 121 состояния. Здесь охватывается тот же материал, что и в одной из глав "перечисления явлений", но подход другой. В "руководстве" умственные состояния сначала делаятся по сферам, а затем по этической характеристике.

Во второй главе рассматриваются умственные факторы, поделённые на 4 класса: присутствующие всегда, присутствующие иногда, неблаготворные и прекрасные. Затем они исследуются двумя методами: метод ассоциации, в котором для умственных факторов объясняются умственные состояния, с которыми они связаны и метод сочетания, в котором для умственных состояний объясняются входящие в него факторы. Основой этой главы также является первая глава книги "перечисление явлений".

В третьей главе умственные состояния и их факторы классифицируются по 6 категориям: причина, ощущение, функция, врата, опора и основа.

Первые три главы охватывают структуру умсвтенных состояний как внутренне, так и в связи со внешними переменными. Остальные две главы разбирают виды возникновения умственных состояний.

В четвёртой главе исследуется процесс познания.

В пятой главе разбирается пассивное течение ума, свободное от процесса. Этому анализу предшествует обзор буддийской космологии. Этот материал опирается на комментарии.

В шестой главе исследуется материальное. Опираясь в основном на вторую главу "перечисления явлений", автор перечисляет виды материальных феноменов, даёт им различные классификации и перечисляет типы их возникновения. Завершается 6 глава кратким разбором четвёртой реальности - ниббаны.

В остальных главах разбираются несколько важных тем, которых недостаёт для получения полной картины.

В седьмой главе истинные реальности расставлены по нескольким классификационным схемам: умственные загрязнения, факторы постижения и прочее. Данная глава серьёзно опирается на "книгу анализа" и в некоторой степени на "перечисление явлений".

В восьмой главе описываются взаимосвязи умственных и материальных феноменов, дополняя исследование истинных реальностей их взаимосвязями. Там даётся два подхода объяснения обусловленности из Канона. Первый из них - обусловленное возникновение, преобладающий в суттах. Он разбирается с точки как сутт, так и Абхидхаммы с помощью материала из "книги анализа". Второй метод относится исключительно к Абхидхамме и построен на "книге взаимосвязей".

Девятая глава охватывает практику. Это собрание предметов медитации и является своего рода резюме материала, представленного в Висуддхимагге. В сжатой форме описываются все представленные там виды медитации и даются краткие объяснения стадий прогресса в практике спокойствия и прозрения. Завершается текст объяснением видов постигших индивидуумов, а также достижение плода и прекращения. Такое устройство "руководства" подчёркивает предназначение Абхидхаммы не как чистого теоретического труда, а как труда, который сходится к практике медитации, которая в свою очередь приводит к освобождению.