История происхождения Абхидхамма питаки

Опубликовано khantibalo от

Современные исследователи считают, что Абхидхамма формировалась постепенно, однако в традиции Тхеравада она приписывается самому Будде. Ачария Буддхагоса, цитируя один из комментариев пишет, что Абхидхамма не является сферой учеников, это только сфера будд. В комментариях утверждается, что Будде принадлежит не только дух, но и буква Абхидхаммы, которая была постигнута и передавалась им в течение жизни.

В комментарии к джатакам, а также в Аттхасалини говорится, что на 4 неделе после Постижения Будда находился в "драгоценном доме", что, однако, не означает дом из драгоценностей. В нём, как говорится, он обдумывал 7 книг Абхидхамма питаки. Этот процесс был последовательным и начинался с первой книги "перечисление явлений". До обдумывания 7 книги из его тела не исходил свет, но когда он стал обдумывать последнюю, седьмую книгу, из его тела стали исходить лучи света 6 цветов.

В конкурировавшей с Тхеравадой школе Сарвастивада также присутствуют 7 книг Абхидхаммы, отличающейся от тхеравадинских. Там их авторство приписывается ученикам Будды, некоторые из которых жили несколько поколений после него. Однако в школе Тхеравада Абхидхамма считается словом Будды кроме книги "спорные вопросы", авторство которой принадлежит дост. Могалипутта Тиссе, жившему во времена императора Ашоки.

В комментарии к 181 строфе Дхаммапады говорится, что Будда изначально учил Абхидхамме не людей, а божеств. Незадолго до седьмого сезона дождей он отправился в мир 33 божеств и там преподавал Абхидхамму божествам всей десятитысячной сферы миров в течение трёх месяцев сезона дождей. Главным получателем этого наставления было божество, которое в прошлой жизни было его родной матерью. Причина, по которой Абхидхамма была именно божествам, состояла в том, что всё её учение нужно было объяснить одной аудитории за один заход. Поскольку это требует 3 месяца, только божества и брахмы способны находиться в одной позе столь долго.

Однако каждый день Будда снисходил в мир людей для поддержания тела и ходил на сбор подаяния на континент Уттаракуру. Приняв пищу на берегу озера Анотатта, он там встречался с дост. Сарипуттой и передавал резюме сказанного в этот день божествам. Сарипутта обладал достаточными способностями для понимания материала и затем передавал его своим 500 ученикам.

Сарипутте приписывается порядок трудов Абхидхаммы а также числовые последовательности в Паттхане. Из этих даваемых в комментарии сведений можно заключить, что хотя структура и основы Абхидхаммы принадлежат Будде, отработка деталей и прототипы самих текстов приписываются его главному ученику и его последователям. В других ранних буддийских школах Абхидхамма также тесно связывается с Сарипуттой и в некоторых традициях он считается непосредственным автором её трудов.

Комментарии

Вот где описывается период пребывания в драгоценном доме
https://tipitaka.theravada.su/view.php?ContentID=273048
описаны лучи света, которые стали исходить из тела, когда он стал обдумывать последнюю книгу.

Кратко объяснено как учил божеств Абхидхамме в мире 33:
https://tipitaka.theravada.su/view.php?ContentID=273057

Как принимал пищу о озера Анотатта
https://tipitaka.theravada.su/view.php?ContentID=273060

Как Сарпутта получил Абхидхамму от Будды и передавал своим 500 ученикам (и откуда они взялись)
https://tipitaka.theravada.su/view.php?ContentID=273063

А тут описано как появились разные буддийские школы (в начале)
https://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=24136
упоминается в том числе и суттавада :)