Зачем уничтожать страдание?

Опубликовано khantibalo от 13 мая, 2007 - 22:49
Оглавление
Перевод Таблица Оригинал
Зачем уничтожать страдание?
Зачем уничтожать страдание?
Ньянапоника Тхера

Будда сказал, что единственной целью его проповеди Дхаммы является привести существа к свободе от страдания (dukkha). Если мы решили положить ему конец, будучи движимы данным учением Будды, для нас чрезвычайно важно чётко понять проблему страдания во всей его ширине и глубине. Если наше понимание этой проблемы является не достаточно полным, то и наши устремления по прекращению страдания будут столь же неполными. Они будут неспособны взрастить силы, требуемые для достижения удовлетворительного результата.

Когда задаётся вопрос "Зачем прекращать страдание?" очевидным ответом будет существование у каждого из нас естественного глубинного желания быть свободным от несчастий. Однако, стремясь уничтожить страдания мы должны думать не только о своих собственных мучениях, но и о боли и печали, которую мы причиняем другим до тех пор пока не достигнем совершенной ненасильственности ума, свободного от страстей, и чистого восприятия, приходящего с его освобождением. Комментарий Регулярно обдумывая тот факт, что на нашем пути в Сансаре мы неминуемо увеличиваем страдания также и других существ, у нас появится повышенное чувство срочности в нашем устремлении старательно следовать пути, ведущем к собственному освобождению.

Страдание, которое мы причиняем нашим собратьям, в первую очередь включает в себя моменты, когда другие существа являются пассивными жертвами наших дурных поступков. Наша алчность грабит, приводит к нищете, лишает и отбирает, порочит и преступает границы [дозволенного]. Наша ненависть убивает и разрушает, ранит и вызывает страх. Бурные воды нашего назойливого невежества затапливают и разоряют тихие гавани наших соседей. Принимаемые нами ошибочные решения уводят их с пути и бросают в беде.

Кроме этого существует и другой опасный способ, при помощи которого наши пороки могут принести вред другим. Наши дурные или злонамеренные поступки порождают в других пагубную ответную реакцию, которая ещё более затягивает их в путы собственных пороков. Наша собственная алчность вызывает алчность на основе соперничества у других. Наша собственная страсть порождает в других те алчные желания, которые без нашей помощи могли бы и не проснуться. Наша собственная ненависть и злоба провоцируют ответную враждебность, начиная тем самым бесконечный цикл взаимной мести. Наши предрассудки становятся заразными. С помощью имеющихся у нас иллюзий мы вводим в заблуждение других людей, которые, поверив в них, придают им всё больший вес и влияние. Наши неверные решения, ложные ценности и ошибочные взгляды, иногда лишь случайно выражаемые, принимаются и развиваются другими в обширные системы обманчивых и искажённых предпосылок, создающих немыслимый вред умам людей. Во всех этих случаях значительная часть ответственности лежит на нас. Сколь осторожными мы должны быть во всём что говорим и пишем!

Третий путь, при помощи которого вы можем причинить страдания другим, существует по причине ограниченного и изменчивого срока жизни наших чувств. Наша собственная любовь к определённому человеку может естественным образом погибнуть, хотя тот человек продолжает любить нас и поэтому начинает страдать из-за нашего безразличия. Или, если взять наоборот, хотя любовь другого человека к нам исчезла, наша собственная продолжает жить и желать его, посягая на стремление партнёра к свободе. Она нарушает покой и разрывает его сердце, порождая печаль от невозможности помочь нам. Комментарий Эти ситуации довольно распространены во взаимоотношениях людей и их последствия нередко очень печальны. Мы особенно сильно чувствуем их остроту, потому что не находим в этой ситуации своей вины за какой-то проступок. Лишь суровый и безустанный закон непостоянства ставит свою мучительную печать на эту ситуацию. Однако и здесь применим моральный принцип, хотя употребление слова "вина" является лишь вопросом того, какое определение использовать. Комментарий При глубоком рассмотрении в данной ситуации проявляются элементы страсти, привязанности и жажды, вызывающих боль из-за отсутствия удовлетворения. Рассматривая её в этом ракурсе, сколь же ясно начинает проявляться Вторая благородная истина: "Жажда является причиной страданий". А также и то самое кажущееся парадоксальным утверждение: "Из того, что нами любимо, возникает страдание". Комментарий При глубоком размышлении об этой маленькой частичке жизненного страдания, мы конечно же заключим: "Воистину, одного этого вполне достаточно, чтобы отрешиться от всех форм существования, чтобы пресытиться ими, чтобы стать непривязанным к ним!".

На этом ещё не закончились все способы, из-за которых наше несовершенство может затягивать других в водоворот страданий. Но здесь достаточно будет привести четвёртый и последний довод. Наши собственные пристрастия и невежество, включают ли они других непосредственно или только в роли наблюдателя, могут причинить ему вред, уничтожив его веру в людей, в высокие идеалы и разрушить его желание сделать свой вклад в общую копилку добра в этом мире. Наше несовершенство может таким образом подтолкнуть его стать эгоцентричным по причине разочарования в людях. Этот человек может по нашей вине стать циником или мизантропом из-за обиды на кого-то конкретного или на людей в целом. Комментарий Из-за нашего несовершенства силы добра ослабляются не только в нас самих, но также и в других.

Найдётся немало людей, которые в ответ на буддийское учение о страдании (dukkha) ответят следующее: "Мы хорошо осведомлены, что за счастье и красоту, радость и удовольствие приходится платить некоторым количеством страданий. Но мы готовы платить эту цену не возмущаясь, даже наивысшую цену - смерть. И мы считаем, что оно стоит своей платы, что оно добавляет остроты нашему наслаждению". Тем, кто так утверждает, мы можем изложить представленные выше факты и задать вопрос: "Знаете ли вы, что эту самую цену приходится платить не только вашим собственным страданием, но и страданием других? Является ли правильным и справедливым то, что вы вынуждаете других платить за своё счастье? Будете ли вы и дальше ссылаться на дополнительную "остроту", взглянув на собственное счастье с этой точки зрения?" И наш собеседник, если он честен и имеет благородные помыслы (а только в этом случае есть смысл спорить с ним), задумчиво ответит "Я не подумал об этом. Действительно, я не должен вынуждать других платить за мои недостатки. Если я сочту несправедливым и неблагородным поступать так в моих повседневных контактах с ними, тогда не стоит ли мне аналогичным образом относиться и к более глобальным проблемам бытия?". Комментарий С этого момента мы можем быть уверены, что посеяли в его ум и совесть особое семя, которое когда-нибудь даст всходы.

Вернёмся теперь к рассмотрению первоначальной идеи. Теперь стало ясно, как совершаемые нами поступки могут разнообразными способами воздействовать на окружающих и как наши собственные недостатки могут привести других людей к страданиям, большей привязанности и породить чувство вины. Таким образом, наша ответственность за всё более растущую массу страданий и несчастий этого мира должна стать дополнительным и мощным стимулом стать святыми и чистыми не только для себя но также и на пользу другим.

Разумеется, наша собственная чистота и здоровье не может непосредственно исцелить других и оказываемое им благотворное влияние действует не во всех случаях. Ненасилие, которого мы придерживаемся, лишь иногда сможет удержать других от нанесения вреда. Но, достигнув духовного здоровья, мы, по крайней мере, уменьшим на один количество источников инфекции в этом мире, а наш отказ от насилия уменьшит подпитку пламени ненависти, разоряющего эту планету.

Помня о причиняемом страдании и о той его части, которую мы в состоянии предотвратить, мы добавляем два дополнительных мотива к тем, что уже толкают нас идти по пути к освобождению: побуждающее чувство отцовской ответственности и полноту материнской любви и сострадания. Эти взаимодополняющие идеалы долга и любви, которые мы можем обозначить как мужской и женский принцип, помогут нам не колеблясь двигаться по пути. Любовь и сострадание к тем, кто может стать жертвой нашего несовершенства станет подталкивать нас к выполнению долга по отношению к ним единственно возможным способом: выполнить долг, который мы имеем перед собой.

Вышеперечисленный образ мышления кратко выражен Буддой в следующем изречении, которое незаслуженно мало известно:

"Оберегающий себя оберегает других; оберегающий других оберегает себя."

Седака сутта (СН 47.19)

В свете сделанных ранее наблюдений, эти простые, но глубокие слова Просветлённого становятся всё более ясными и наделяются магической силой, трогающей за самые глубокие струны нашего существа. Размышляя о том, как наши собственные порочные поступки могут оказывать пагубное влияние на других, мы начинам ещё больше понимать, что утверждения в этом отрывке дополняют друг друга: следя за собой мы наилучшим образом оберегаем других; желая защитить других от страданий, которые сами можем причинить, мы сделаем всё возможное для самоконтроля.

Поэтому, ради себя и окружающих существ мы должны тщательно следить за каждым своим шагом. Достичь успеха в этом можно только с большой степенью осознанности. В самой Седака сутте как раз и говорится о том, что способом практики этой двойной защиты является твёрдое закрепление "основ осознанности" (сатипаттхана), которые также подтверждают здесь свою роль "единственного пути" (ekayano maggo):

"Я буду оберегать себя - так нужно развивать основы осознанности. "Я буду оберегать других" - так нужно развивать основы осознанности.

Та же мысль и тот же самый способ предлагается в этом фрагменте из "Поучения Рахуле" (Амбалаттхикарахуловада сутта, МН 61):

"... Рахула, действия тела, действия речи, и действия ума нужно выполнять с частой рефлексией... Комментарий Перед совершением поступков телом, речью или мыслями, во время и после совершения таких поступков, ты должен обдумывать его: "Причиняет ли это действие вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим?". Комментарий Обдумывая снова и снова ты должен очищать свои поступки тела, речи и мысли. Так, Рахула, ты должен совершенствовать себя."

Есть и ещё одно изречение Будды:

Так, о монахи, должны вы совершенствовать себя: "Достаточно лишь думать о собственном благе, чтобы стараться безустанно. Достаточно лишь думать о благе других, чтобы стараться безустанно. Достаточно лишь думать о собственном благе и благе других, чтобы стараться безустанно."

Дутиядасабаласутта, СН 12.22

Эти три изречения Будды проливают свет друг на друга. Напоминая нам о правильных мотивах в наших устремлениях и предоставляя нам правильные методы для достижения цели, они являются нерушимыми проводниками для прохождения пути практики.

Оглавление

Редакция перевода от 06.12.2019 08:11