Способ 1

Опубликовано khantibalo от 18 июля, 2012 - 15:52
<<Назад
Медитация на основе дружелюбия (mettā-bhāvanā)
Оглавление Далее>>
Способ 2
Перевод Таблица Оригинал
Способ 1

Сядте в удобной позе в тихом месте - у алтаря, в пустой комнате, в парке или в любом другом уединённом и тихом месте. С закрытыми глазами несколько раз повторите слово mettā и представьте себе его значение - дружелюбие как противоположность ненависти, возмущению, злонамеренности, нетерпению, гордости и надменности и как глубокое чувство доброжелательности, сочувствия и доброты, способствующее счастью и благополучию окружающих.

Теперь представьте своё собственное лицо в радостном и сияющем настроении. Всегда, когда видите своё лицо в зеркале, старайтесь увидеть себя в радостном настроении и поместите себя в это настроение во время медитации. Человек в радостном настроении не может разозлиться или таить негативные мысли или чувства. Представив себя в радостном настроении, направьте на себя мысль: "Пусть у меня не будет враждебности, пусть у меня не будет болезней, пусть у меня не будет тревог, пусть я буду жить счастливо". Комментарий

Когда вы заполните себя таким образом позитивной мысленной силой дружелюбия, вы станете подобны наполненному сосуду, чьё содержимое готово выплеснуться во всех направлениях.

Затем представьте своего учителя медитации, если он жив. Если нет, представьте другого живущего ныне учителя или уважаемого человека. Вообразите его в радостном настроении и распространите мысль: "Пусть у моего учителя не будет враждебности, не будет болезней, не будет тревог, пусть он живёт счастливо." Затем подумайте о других заслуживающих уважения людях, также выбирая только живых - монахов, учителей, родителей и других старших родственников, и интенсивно распространите на каждого из них мысли дружелюбия по уже описанной выше схеме: "Пусть у них не будет враждебности, пусть у них не будет болезней, пусть у них не будет тревог, пусть они живут счастливо". Визуализация должна быть ясной и распространение мыслей должно быть с хорошим желанием. Если она совершается поспешно или пожелание выполняется небрежным или механическим образом, практика не даст особых результатов, потому что она превратится в интеллектуальное времяпрепровождение в мыслях о дружелюбии. Необходимо ясно понимать, что думать о дружелюбии - это одно, а практиковать его, активно распространяя волевую силу доброжелательности - совсем другое.

Обратите внимание, что представлять следует только живого человека, а не умершего. Причина в том, что умерший человек находится теперь в другой форме, и окажется вне фокуса распространения дружелюбия. Объект данной медитации всегда должен быть живым существом и мысленное усилие будет неэффективным, если объект не живой.

Распространив доброжелательные мысли как уже было объяснено - на себя, на учителя и на других уважаемых людей - следует теперь представить по очереди близких людей, начиная с членов своей семьи, распространяя на каждого обильные лучи дружелюбия.

Милосердие начинается дома: если вы не можете любить своих близких, вы не сможете любить всех остальных.

Распространяя дружелюбие на членов своей семьи, следует с большой осторожностью направлять её на очень близкого человека, такого как ваша жена или муж. Причина здесь в том, что близость между мужем и женой привносит элемент мирской любви, которая загрязняет дружелюбие. Духовная любовь должна быть одинаковой ко всем. Аналогично этому, если у вас случилась размолвка или ссора с одним из членов семьи или родственником, его или её следует представлять на более позднем этапе, дабы избежать воспоминаний о произошедших между вами конфликтах.

Далее следует представлять нейтральных людей, к которым у вас нет симпатий или антипатий, например соседи, коллеги по работе, знакомые и т.п. Распространив доброжелательные мысли на каждого в круге нейтральных людей, следует перейти к тем, к кому вы испытываете неприязнь, враждебность или предубеждение, даже к тем, с которыми возникло временное недопонимание. По мере представления неприятных людей по отношению к каждому следует повторять: "У меня нет враждебности к нему/к ней, пусть он/она также не испытывает ко мне враждебности. Пусть он/она будет счастлива!"

Таким образом, по мере представления людей в разных кругах, практикующий разрушает барьеры, создаваемые симпатиями и антипатиями, привязанностью и ненавистью. Когда человек способен относиться к врагу без недоброжелательности и испытывать к нему столь же много доброты как к близкому другу, дружелюбие приобретает возвышенную беспристрастность, поднимающую ум ввысь и вширь, подобно движению по спирали, которая охватывает всё больший и больший круг существ до превращения во всеохватное чувство.

Под словом "представление" понимается умственное воспоминание или визуализация определённых объектов, таких как человек, определённая область, направление или категория существ. Другими словами, оно означает воображение людей, в отношении которых направляются или распространяются мысли дружелюбия. Например, вы представляете своего отца и визуализируйте его лицо в радостном и сияющем настроении, направляя на этот образ мысли, думая "Пусть он будет счастлив! Пусть у него не будет болезней или трудностей! Пусть у него будет хорошее здоровье." Можно использовать любую мысль, которая способствует его благополучию.

Слово "распространение", как уже объяснялось выше, означает распространение определённых мыслей, способствующих благополучию тех людей, на которых направлен ваш ум. Доброжелательная мысль является мощным мысленным усилием. Оно может на самом деле привести к тому, что вы желаете. Ведь желание благополучия является волевым усилием, и, следовательно, созидательным действием. Фактически, всё, что человек создал в различных областях, является результатом того, что он пожелал - будь то город или гидроэлектростанция, космическая ракета, оружие массового уничтожения или шедевр в области литературы или изобразительного искусства. Распространение мыслей дружелюбия также является развитием силы воли, которая способна реализовать то, что желаешь. Не так уж редко встречается, когда удаётся исцелить болезни или оградить от несчастий путём направления мысленных сил дружелюбия, даже с большого расстояния. Но эта сила мысли должна быть сгенерирована совершенно особым и умелым способом, следуя определённой последовательности.

Используемая здесь формула распространения дружелюбия пришла к нам из древнего текста "Патисам,бхидамагга": "Пусть у них не будет враждебности, пусть у них не будет болезней, пусть у них не будет тревог, пусть они живут счастливо" (averā hontu, abyāpajjā hontu, anīghā hontu, sukhī attānaṃ pariharantu). Даваемое в комментарии объяснение этих терминов особенно важно. "Отсутствие враждебности" (avera) означает отсутствие враждебности, возникающей из-за себя или других, или из-за себя по причине других, или из-за других по причине себя или других. Комментарий Злость к самому себе может принимать форму жалости к себе, угрызений совести или удушающего чувства вины. Оно может быть порождено взаимодействием с другими людьми. Враждебность сочетает злобу и неприязнь. "Отсутствие болезней" (abyāpajja) означает отсутствие болевых ощущений или физических страданий. "Отсутствие тревог" (anīgha) означает отсутствие умственных страданий, мук, тревог, часто следующих за чувствами враждебности или физическими страданиями. Только когда человек избавлен от враждебности, болезней и тревог, он "живёт счастливо", т.е. легко и счастливо ведёт себя. Так что все эти термины тесно связаны. Комментарий

Под порядком подразумевается представление объектов одного за другим, используя путь наименьшего сопротивления, в чёткой последовательности, которая постепенно расширяет круг и как следствие сам ум. В Висуддхимагге подчёркивается особая важность этого порядка. Ачария Буддхагоса пишет, что следует начинать медитацию, представляя себя самого, затем уважаемого человека, затем близких людей, затем нейтральных и, наконец, враждебно настроенных к вам. По мере распространения доброжелательных мыслей в этой последовательности ум разрушает все барьеры между собой, уважаемым, близким, нейтральным и враждебным человеком. С позиции дружелюбия все начинают восприниматься одинаково. В Висуддхимагге Ачария Буддхагоса даёт весьма точную аналогию для разрушения барьеров: "Предположим, разбойники пришли к практикующему, который сидит в одном помещении с уважаемым, близким, нейтральным и враждебным (или порочным) человеком и требуют: 'Друг, нам нужно забрать одного из вас для совершения человеческого жертвоприношения'. Если практикующий подумает 'пусть возьмёт того, пусть возьмёт этого' - это значит, он ещё не разрушил барьеры. И даже если он подумает 'не берите никого из них, возьмите меня', то даже тогда он не разрушил барьеры, поскольку стремится навредить себе, а медитация дружелюбия означает благополучие всех без исключения. Но когда он не видит никого, кого можно было бы отдать разбойникам и беспристрастно распространяет мысли доброжелательности ко всем, включая самих разбойников, именно тогда он может разрушить барьеры".

<<Назад
Медитация на основе дружелюбия (mettā-bhāvanā)
Оглавление Далее>>
Способ 2

Редакция перевода от 25.08.2014 14:59