Пища

Опубликовано khantibalo от 9 апреля, 2011 - 18:03
<<Назад
Одежда
Оглавление Далее>>
Фруктовые соки и лекарства
Перевод Таблица Оригинал
Пища

Как уже говорилось ранее, Будда перечислил четыре потребности человека: одежда, еда, жильё и лекарства.

Будда рекомендовал утренний сбор подаяния (piṇḍapāta) как основной источник пищи для монахов. Ежедневная зависимость от получаемой в дар пищи напоминает монахам и мирянам об их взаимосвязи и предотвращает чрезмерную изоляцию монаха от сообщества мирян. Он встречается с ними каждый день и употребляет пищу, которой миряне с ним делятся. С этим связано несколько важных правил, а также большая часть "правил совершенствования". (См. ниже, а также историю дост. Ассаджи.)

Сбор подаяния не считается попрошайничеством, поскольку монах ничего не выпрашивает, но он всегда готов осознанно принять подношения, которые миряне желают подать. Хотя пища иногда может быть скудной, монаху следует быть благодарным за всё, что ему подают. Удивительно, насколько мы можем быть конкретны в плане того, какая еда нам нравится, и сколь много сложностей из-за этого возникает. Это выражается в организации правил, касающихся съестного, и они даже могут показаться слишком сложными с учётом простоты, которая должна сопутствовать монашеской жизни. Следует помнить, что правила зачастую описывают необычные ситуации и служат для предотвращения превращения их в норму.

Выпрашивание еды

Когда монахи "группы шести" во времена Будды выпрашивали "особые блюда" и ели их, миряне начали критиковать монахов со словами: "Кому не нравится хорошая пища и сладости?". Поэтому Будда установил такое правило:

"Существуют различные виды деликатесов, входящих в число основных блюд, например: топлёное масло, свежее сливочное масло, растительное масло, мёд, сахар/патока, рыба, мясо, свежее молоко и сливки. Если какой-либо монах, не являющийся больным, попросил для себя деликатесы из числа основных блюд, подобные перечисленным выше, и съел их, это нарушение класса "признание"." (Паччития 39)

Альтернативный вариант перевода: "Существуют деликатесы, например пища, смешанная с топлёным маслом, сливочным маслом, растительным маслом, мёдом, патокой, рыбой, мясом, молоком и сливками, и, если монах, не являющийся больным, просит такие деликатесы для себя и ест их, он совершает нарушение класса "признание"."

В древних комментариях слово "деликатесы" предлагается трактовать как продукты, полученные, например, при смешивании риса и рыбы и т.п.

Исключение делается для больного монаха, а также монаху разрешено просить какую-то конкретную пищу для другого монаха, который болен. (Ему всегда разрешено просить у родственников или того человека, кто ранее пригласил его обращаться к нему за помощью.)

Получение и употребление пищи

Целый раздел в 75 правилах "совершенствования" посвящён тому, как монаху следует принимать и употреблять пищу. Хотя правила поведения за столом в разных странах и в разное время могут различаться, правила этого раздела в целом соответствуют тому, что считается хорошим застольным поведением:

"Я буду получать дарованную пищу с благодарностью" (Секхия 27)
"Получая подаяние пищи, я буду сосредоточен на сосуде для подаяния" (Секхия 28)

Это объясняет, почему во время получения пищи монах не должен смотреть на дарителей.

"Я буду принимать/есть чечевичное карри в должной пропорции к рису" (Секхия 29/34)

Есть мнение, что данное правило было установлено, чтобы монахи во время сбора подаяния, желая получить пищу получше, не обходили людей, подающих один лишь обычный рис.

"Я буду принимать поданную пищу только до тех пор, пока она не дошла до краёв сосуда" (Секхия 30)

Однако во время праздников или особых случаев сосуд для подаяния монаха может специально опорожняться, чтобы все желающие могли воспользоваться возможностью совершить подношение.

"Я буду принимать поданную пищу внимательно" (Секхия 31)
"Употребляя поданную пищу я буду смотреть только в сосуд" (Секхия 32)

В этом состоит причина, по которой монах не разговаривает во время еды, поскольку это будет отвлекать его внимание.

"Я не буду скрывать рисом карри или другую пищу, желая получить больше" (Секхия 36)

Если дарители думают, что у монаха в сосуде лишь рис, они могут подать ему еду получше.

"Когда я не болен, я не буду просить карри или риса для себя" (Секхия 37)

Другие правила из раздела "Секхия" по-видимому относятся к монахам, в соответствии с индийской традицией употребляющим пищу из сосуда с помощью пальцев:

"Я не буду делать слишком большой комок пищи, не буду открывать рот до тех пор, когда к нему поднесён комок, не буду засовывать пальцы в рот, не буду разговаривать с полным ртом.
Во время еды я не буду: набивать щёки, трясти руками вокруг себя, рассыпать вокруг себя зёрнышки риса, высовывать язык, издавать чавкающий звук, (или пить) издавая сосущий звук, облизывать руки, скоблить сосуд для подаяния, облизывать губы. Я не буду трогать сосуд с водой, когда руки испачканы пищей." (Правила "совершенствования")

Время принятия пищи

Первое принятие пищи в течение дня у монаха происходит так же как у всех остальных людей, утром, но для него это будет первый приём с утра прошлого дня. Комментарий Время принятия пищи ограничено между восходом и полуднем. Практика воздерживаться от принятия пищи после полудня является очень старой традицией, упомянутой в древнейших суттах. Она включается в "десять правил" неполноправного монаха (samaṇera), и женщин, соблюдающих аналогичный свод правил (dasasīla mātā), а также она входит в "восемь правил" для мирян.

Слово "пища" здесь охватывает блюда из зерновых, сладости из муки, чечевицы и т.п., рыбу, мясо, свежее молоко и кисломолочные продукты, фрукты, клубни и все "основные" блюда.

Если срок хранения этих основных блюд превышен (т.е. полдень уже пройден), монаху засчитывается нарушение за их употребление в пищу. В истории происхождения описываются трудности, которыми чреват выход из монастыря в неподобающее время:

Монахи "группы семнадцати" (ещё одна компания распущенных учеников Будды) однажды днём пошли развлечься на праздник, проводившийся за городом. Завидев монахов, миряне накормили их, а также дали еду, которую они могли взять с собой в монастырь. И тогда Будда установил правило:

"Если какой-либо монах жуёт или употребляет "основные" или "неосновные" блюда в неположенное время, это нарушение класса "признание". (Паччития 37)

"Неположенным" считается время с полудня до рассвета следующего дня. Монах считается виновным, даже если он искренне ошибся в вычислении времени или ошибочно принял еду за лекарство. Поэтому, если миряне готовят еду для монаха, они должны быть внимательными, чтобы не опоздать с подношением, дабы монах мог завершить принятие пищи до полудня. Также стоит отметить, что больной монах не освобождается от этого правила и не должен употреблять пищу после полудня, как и здоровые.

Четыре вида съестного

Все продукты, которые ест монах, делятся на четыре группы, в зависимости от срока, в течение которого ему разрешено употреблять или хранить их:

  • (1) Еда - от рассвета до полудня
  • (2) Фруктовые соки - один день
  • (3) Лекарственные тоники - семь дней
  • (4) Другие лекарства - в течение всей жизни

Смешивание продуктов

Когда различные продукты смешиваются, получившаяся смесь переходит в категорию того продукта, чей срок короче. Например, имбирь может использоваться как "пожизненное" лекарство от болезней желудка. Однако тёртый имбирь, использовавшийся для приготовления пищи, считается едой и, следовательно, не должен оставляться монахом на хранение в течение суток или использоваться как лекарство. В соответствии с тем же принципом, если мёд использовался в качестве растворителя или основы для растительных лекарств, то, поскольку срок хранения мёда составляет 7 дней, срок хранения данного "пожизненного" растительного лекарства сокращается до 7 дней.

Это одна из причин, по которой монахи могут быть очень осторожны в вопросе состава подносимых им лекарств. Перед подношением лекарств даритель должен узнать, что монах считает разрешённым, а что - нарушением.

Подношение съестного

Мы уже упоминали сбор подаяния, на который ходит монах, и его зависимость от пищи, подаваемой мирянами. Но как совершается дар и как он надлежащим образом должен приниматься? Хотя данная процедура проходит вполне формальным образом, она всё равно может порождать непонимание, поскольку способ принятия подношений может немного отличаться у разных монахов.

Правило, которое требует совершения формального подношения монахам, возникло, когда некий монах, живший на кладбище, носил одежды из собранных на нём лохмотьев. Он также питался тем, что родственники оставляли "духам умерших". Миряне критиковали его, ошибочно предполагая, что он также питается человеческим мясом, поэтому Будда установил такое правило:

"Если монах возьмёт в рот съестное, которое не было дано ему, за исключением воды и зубочисток, это нарушение класса "признание". (Паччития 40)
Альтернативный вариант перевода: "Монах, помещающий в рот любую пищу, которая не была предложена ему, совершает нарушение класса "признание".

Как следует совершать подношение

В настоящее время есть различия в следовании этому правилу (Паччития 40) из-за сложности трактовки. Однако, обычно, всё, что помещается в рот - еда или лекарства - должно быть должным образом поднесено. То есть, дар должен:

(а) быть передан с помощью тела (рукой) или чем-то связанным с телом (напр. ложкой), или путём бросания (напр. бросить комок липкого риса в сосуд монаха).

(б) быть передан таким образом, что даритель и монах находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки (1,25 м.).

(в) приниматься с помощью тела (т.е. в руку монаха) или с помощью чего-то связанного с телом (напр. сосудом монаха или на ткань для подношений, как принято в Таиланде).

В комментариях правила подношения пищи дополняются ещё рядом подробностей:

(г) поднесённая пища не должна быть столь тяжёлой, чтобы человек среднего телосложения не мог поднять её.

Во многих общинах это вылилось в традицию, по которой еда передаётся монаху из рук в руки или на его ткань для подношений. В комментарии разрешается передавать подношение, подтолкнув его по полу или по столу в руки монаху.

(д) даритель должен передвинуть дар (например, поднос с едой) в сторону монаха (т.е. монах первым не протягивает к нему руку).

Это может также означать совершение дарителем жеста (уважения) при передаче дара. (Это должно уравновешиваться правилом "совершенствования", по которому именно монах должен быть "благодарным и внимательным во время принятия даров пищи".) Однако на западе этот жест уважения может совершаться в соответствии с местной традицией.

В некоторых монастырях пища не считается должным образом поданной, если мирянин в обуви подаёт босому монаху. В некоторых общинах также есть традиция, по которой, если пища поднесена должным образом, но кто-то из мирян прикоснулся или переместил сосуды с ней, даже случайно, то она должна быть поднесена заново.

Главное, о чём нужно помнить, состоит в том, что для подношения пищи (и других съедобных вещей) существует установленный способ, в противном случае монах не будет иметь возможности употреблять её. Когда мирянин освоился с этим способом взаимодействия с монахом, подношение пищи становится вполне осмысленным действием.

Хранение еды

Формально приняв подношение пищи, монах не имеет права хранить её до следующего дня. Это ещё одно правило, которое поддерживает идеал "нищенствующего" и взаимозависимость между монахом и мирским последователем, а также предотвращает возникновение у монаха привязанности к любимым вкусам.

Данный вопрос впервые возник, когда монах, по возвращении со сбора подаяния часть пищи съедал, а оставшийся рис сушил на солнце для хранения про запас и употребления в другие дни. Таким образом, ему не требовалось ходить каждый день за подаянием. В краткой форме данное правило выглядит следующим образом:

"Употребление пищи, которая была официально принята в течение предыдущего дня самим монахом или другим монахом, является нарушением класса "признание". (Паччития 38)

После принятия пищи, на которое обычно собираются все монахи общины, остатки еды могут быть розданы присутствующим, чтобы ничего не испортилось и не оставалось. Также мирянам разрешается поместить пищу в специально назначенное место для хранения, чтобы её можно было поднести монахам в другой день. Если миряне поместили её на хранение, то монахи не считаются формально принявшими её. (Таким образом, формальный акт подношения служит, в том числе и для того, чтобы определить, можно ли хранить пищу или нет.)

Приглашение на принятие пищи

В среде буддистов-мирян принято по особым случаям приглашать монахов принять пищу в их доме. Обычно с этим не возникает никаких сложностей, и монахи расскажут вам, смогут ли они прийти в этот конкретный день. Есть несколько правил, показывающих несколько случаев на этот счёт, произошедших во времена Будды:

Возникновение первого из этих правил показывает, сколь внимательно монах должен относиться к принятию подобных приглашений.

Бедный ремесленник пожелал пригласить Будду и всех монахов в городе на подношение пищи, и он настаивал на их приходе, даже когда Будда предупредил его о большом количестве возможных участников. Некоторые монахи предположили, что он не сможет приготовить так много еды, и поэтому сначала пошли на сбор подаяния и поели заранее. Поэтому, придя к этому бедняку, они не смогли съесть много, хотя еда была в большом количестве, поскольку другие люди присоединились в знак поддержки уверенности бедного ремесленника, прислав большие дары. Бедный ремесленник был расстроен, говоря: "Как вы могли есть в другом месте? Разве я не способен подать вам достаточно?".

В краткой форме это правило звучит следующим образом:

"Принятие пищи до отправления на званый приём пищи, &nbsp;или, если монах ранее согласился прийти на званый приём пищи, а принял её где-то в другом месте, является нарушением класса "признание", за исключением времени болезни, периода получения даров ткани или изготовления одежд." (Паччития 33)

Если вам кажется, что монах с неохотой относится к вашему предложению, помните, что у него может не быть возможности отказаться от ранее данного согласия на другое приглашение. Однако монаху разрешено "поделиться" или передать принятое приглашение другому полноправному или неполноправному монаху, а самому принять новое. Даже в таком случае правилом хорошего тона является уведомить тех, кто делал первоначальное приглашение, о том, что планы изменились.

Есть и ещё одно трудное для понимания правило, касающееся принятия приглашений на подношение пищи. Установлено оно было после следующего эпизода:

Дост. Дэвадатта попытался захватить руководство монашеской общиной и затем сделал попытку убить Будду. Монахи уведомили местных жителей о поведении Дэвадатты, чтобы оно не повлияло на репутацию общины в целом. После этого дост. Дэвадатте стало так трудно добывать еду, что он начал выпрашивать её "прося снова и снова" (для всей своей общины) и миряне подвергли его критике за такое неподобающее поведение.

По-видимому, это достаточно загадочное правило было установлено, чтобы запретить монахам принимать приглашение на "совместное принятие пищи" четырьмя (или более) монахами в доме мирянина, если вся местная монашеская община не приглашена, что во времена Будды было более распространено. Это позволило бы избежать создания тесных групп внутри общины.

Поэтому Будда установил такое правило:

"Принятие даров пищи, на подношение которых были приглашены четверо или более конкретных монахов, за исключением особых случаев, является нарушением класса "признание". (Паччития 32, резюме).

Другая интерпретация этого правила требует, чтобы монахи не принимали приглашения от тех мирян, которые перечисляют названия подаваемых блюд. Знающий об этом даритель обращается к монахам следующим способом: "Я приглашаю вас на подношение пищи в моём доме" или "Я приглашаю вас на завтрак.. или обед". Когда к ним обращаются таким образом, монахи имеют право согласиться.

Если конкретная община следует второй трактовке, мирянин должен быть осторожен, чтобы, приглашая монахов из неё, не упоминать названия конкретных блюд, которые он планирует подать.

Употребление в пищу мяса

В последнее время на западе растёт популярность вегетарианства и это вызывает вопросы об отношении монахов к употреблению мяса. (В бедных странах вопрос по большей части состоит в том "есть ли вообще хоть какая-то еда?").

Вопрос об употреблении монахами мяса является очень древним и изначально был поднят "монахом-отступником" Дэвадаттой. Он попросил Будду установить запрет для монахов на употребление рыбы и мяса, что выглядело как уловка для захвата власти над общиной. (Так называемая "тактика более строгого аскетизма".) Будда к тому времени уже установил строгое правило для монахов и мирян, предписывающее воздерживаться от убийств, поэтому от отказался принять новую формулировку от дост. Дэвадатты.

Будда разрешил монахам есть мясо и рыбу, за исключением следующих условий:

Если монах видит, слышит или подозревает, что животное было убито специально для него, он не должен есть его мясо. (Дживака сутта - M.I,369)

Если монаху дают мясо во время сбора подаяния и он не знает как умерло животное, ему следует "принять этот дар с внимательностью".
(см. правила "совершенствования")

Монах должен быть благодарен дарителям и помнить, что именно подаваемая пища позволяет ему жить монашеской жизнью, и, будучи нищенствующим, он не имеет возможности выбирать из того, что подаётся. Если в дальнейшем он лучше узнает семью дарителя и они попросят объяснить им Учение, монах сможет рассказать о правиле воздерживаться от лишения жизни. Это может подтолкнуть их к пересмотру своих взглядов на употребление мяса.

Буддист-мирянин сам принимает решение быть ему вегетарианцем или нет. Обычно, проблемы возникают лишь в случаях, когда вегетарианцы пытаются навязать свой выбор другим, и, поскольку принятие пищи обычно является семейным или общим событием, это может породить напряжённость или непонимание.

Монах, питающийся подаянием, не имеет возможности выбора в этом вопросе. Зачастую он не знаком с дарителями, они могут даже не быть буддистами или встретиться с Учением лишь недавно, поэтому отказать им в ответ на проявление щедрости может столь оскорбить их чувства, что они могут отказаться иметь что-то общее с Учением в будущем.

В конечном итоге, это дело мирян, которые покупают еду на рынке и подносят монахам. Если они сами вегетарианцы или предпочитают подавать вегетарианскую пищу, то монах должен принимать её "с благодарностью", особенно если благодаря этому убивают меньше животных. В любом случае, это не должно становиться политическим вопросом там, где к людям предъявляются претензии за их поведение. Комментарий

Подношение фруктов

Во времена Будды некоторые миряне жаловались, что монахи уничтожали жизнь в семенах. (См. также выше упоминания "живых существ с одной способностью восприятия".) Из-за этого уничтожение семян стало незначительным нарушением (класса "дурной поступок"), и монаху необходимо спрашивать, считают ли они некоторые фрукты "разрешёнными" ему для употребления.

Фрукты, содержащие способные прорасти семена, а также корни (луковицы и клубни), из которых можно вырастить растения, должны быть сделаны "разрешёнными" для употребления монахами. Человек, не являющийся полноправным членом монашеской общины, может сделать фрукт/овощ разрешённым, коснувшись его пламенем огня, проведя по нему ножом или сделав насечку ногтём. Комментарий

В некоторых монастырях проводится церемония, мимоходом упоминаемая в каноне, но подробно описываемая в комментариях, когда мирянин, подавая фрукты, делает их "разрешёнными" для употребления монахами. Например, в отношении [целого] апельсина это делается путём надрезания шкурки, когда монах говорит "Kappiyaṃ karohi" ("Сделайте его разрешённым"), а мирянин отвечает "Kappiyaṃ Bhante" ("Он разрешён к употреблению, почтенный"). Если апельсинов много и они лежат вместе, касаясь друг друга, то, сделав разрешённым один, разрешёнными становятся все. (В других общинах, если даритель подносит уже "повреждённый" фрукт (т.е. очищенный или разрезанный), он считается разрешённым.)

Нет необходимости совершать данную церемонию в отношении фруктов без косточек, фруктов с незрелыми семенами, неспособными прорасти, и в отношении разрезанных на части фруктов, все семена из которых удалены. Кроме того, если монах осторожно ест некоторые виды фруктов, например, манго, джекфрут, сливы, персики и т.п., не повреждая семя, косточку или пестик, нарушение не засчитывается.

Принятие пищи в безлюдной местности

Следующее правило вновь показывает взаимозависимость и внимание, которое должно развиваться в отношениях между монахами и теми, кто их поддерживает.

Во времена Будды несколько женщин, шедших с едой к монахам, жившим в опасной местности в джунглях, подверглись внезапному нападению и изнасилованию. Семья этих женщин жаловалась на то, что монахи не предупредили их об опасностях. Если миряне собираются поднести пищу монаху (монахам) в такой опасной местности, они должны оповестить монахов заранее, чтобы те могли предупредить об опасностях или уменьшить угрозу. В краткой форме это правило звучит следующим образом:

"Употребление предварительно необъявленного дара основной или неосновной пищи, приняв в его в опасной безлюдной местности, является нарушением класса "признание факта", за исключением случая болезни" (Патидесания 4)
<<Назад
Одежда
Оглавление Далее>>
Фруктовые соки и лекарства

Редакция перевода от 25.08.2014 15:18