Фруктовые соки и лекарства

Опубликовано khantibalo от 9 апреля, 2011 - 18:03
<<Назад
Пища
Оглавление Далее>>
Деньги, ценности, жильё
Перевод Таблица Оригинал
Фруктовые соки

В предыдущих разделах рассматривались вопросы, связанные с пищей, но, как уже ранее говорилось, фруктовые соки относятся к отдельной категории продуктов. (См. выше о "четырёх видах съестного".) Хотя монаху не разрешается после полудня есть фрукты (которые считаются пищей), употребление фруктовых соков считается допустимым в любое время в течение дня. Однако монах не должен хранить фруктовые соки больше суток. В данную категорию, на языке пали называемую yāmakālika, входят соки, выжимаемые из фруктов, которые затем были профильтрованы, дабы удалить мякоть и другие частицы. (В комментарии к Виная-Мукхе говорится, что хранить такой сок после рассвета следующего дня не разрешается по той причине, что сахар, входящий в состав сока, может вызвать брожение.)

Совершая подношение фруктового сока важно убедиться, что он хорошо отфильтрован, дабы в нём отсутствовала мякоть или другие частицы, потому что сами фрукты считаются едой и не могут употребляться после полудня. В некоторых областях Таиланда для обеспечения максимальной чистоты сок фильтруется через ткань 7 раз, но главное, чтобы фильтр был достаточно мелким.

"В число напитков из фруктовых соков входит свежевыжатый сок сахарного тростника, корня лотоса, всех фруктов кроме зерновых, всех листьев кроме приготовленных овощей и всех цветов кроме "Мадуки длиннолистной" [bassia latifolia]. В комментарии говорится, что сок должен быть профильтрован, также допускается подогреть его на солнце, но не на огне." (Тханиссаро Бхиккху)

В некоторых общинах соки из "больших фруктов" считаются неразрешёнными для употребления после полудня:

"Рассматривая "великие стандарты", в комментарии говорится, что зерно является "большим фруктом", и, следовательно, сок любого из 9 больших фруктов - пальмы, кокосового ореха, джекфрута, плода хлебного дерева, бутылочной тыквы, белой тыквы, дыни мускусной, арбуза и тыквы столовой должен быть отнесён в тот же класс, что и сок из зерновых... Из этого заключения во многих монашеских общинах Таиланда выводят, что сок любого большого фрукта, такого как ананас или грейпфрут, также следует считать "неосновной пищей" и, следовательно, запрещённым к употреблению после полудня." (Тханиссаро Бхиккху)

Лекарства или тоники

Ранее мы рассматривали пищу и фруктовые соки. Сейчас мы приступим к категории "лекарственных тоников" (sattāhakālika). Их допускается употреблять в любое время, но срок хранения ограничен семью днями (после того, как эти тоники поднесли).

Правила, касающиеся этих напитков были установлены после эпизода, когда дост. Пилиндавачча начал демонстрировать свои сверхспособности, что сделало его очень знаменитым и миряне подносили ему обильные дары пяти "тоников". Хотя он раздавал поднесённые ему дары другим монахам, объёмы были такими, что излишки пришлось складывать для хранения и жилища тех монахов переполнились крысами. Приходящие к ним миряне подвергли монахов критике за "хранение множества вещей как будто они цари". Поэтому Будда установил следующее правило:

"Хранение любого из пяти тоников: топлёного масла, свежего масла, растительного масла, мёда или сахара в течение более 7 дней является нарушением класса "признание с конфискацией". (НП 23 в краткой форме.)

На предмет того, что включается в "пять лекарственных тоников" существует несколько различных трактовок и интерпретаций в зависимости от общины и страны. В некоторых местах разрешёнными считаются только жидкости, а кое-где после полудня употребляется только чистая вода. В некоторых общинах считается недопустимым заново принимать в дар те лекарственные тоники, чей семидневный срок хранения истёк, а в других это считается допустимым при определённых условиях. Поэтому мирянам следует разузнать о том, какому порядку следуют в той общине, которую они поддерживают, и придерживаться его. Приведём несколько современных наблюдений:

"Пять лекарственных тоников: топлёное масло, свежее масло, растительное масло, мёд или сахар были разрешены Буддой для употребления больными монахами в любое время дня и ночи. В Махавагге говорится, что эти пять "считались лекарствами и, хотя люди использовали их для питания, данные продукты не считали основательной пищей". Степень слабости, которую должен испытывать монах, дабы ему было разрешено употреблять данные тоники, является объектом противоречий... По-видимому, чувство истощения или усталости после физических усилий может считаться достаточным основанием для употребления пяти тоников." (Аджан Брахмавансо)

"Основной смысл этих лекарств видимо лежит в их питательной ценности. В соответствии с современными знаниями, у них нет лечебных свойств, таких как обезболивание или антисептическое действие. Однако, как питательный продукт, они способны поддерживать силы организма и помогать в восстановлении, хотя, будучи столь насыщенными, они не являются заменой обычной пище."

Кроме того, если лекарственный тоник смешан с небольшим количеством пищи, то он всё равно остаётся разрешённым:

"если в сахаре содержится небольшое количество муки, делающее его твёрже, как часто бывает в кубиках сахара и кусках пальмового сахара, он всё равно классифицируется как тоник и считается просто сахаром". (Тханиссаро Бхиккху)

Если же мука присутствует для того же, что и в обычной еде, данный продукт будет считаться пищей. См. также раздел о смешивании продуктов.

Пожизненные лекарства

В четвёртую категорию съедобных вещей входят "пожизненные лекарства" (yāvajīvika), в которую включается то, что мы сейчас называем лекарствами.

Основной принцип, установленный Буддой в отношении лекарств, описывается в следующем фрагменте:

"Вдумчиво размышляя, я использую предметы для излечения болезней, только для того, чтобы противодействовать страданиям возникшего заболевания и для максимальной свободы от болезни." (Саббасава сутта, МН 2)

Изначально Будда разрешил использовать самые простые растительные лекарства, которые вымачивали в моче. Позже почти все остальные виды лекарств стали считать разрешёнными. (См. отдельное разрешение на "лекарственные тоники" выше.)

Лекарства, которые можно употреблять без ограничений на срок хранения, на языке пали называются yāvajīvika. В текстах перечисляются различные виды лекарств из трав, например: корни растений (имбирь, куркума, аирный корень и т.п.), отвары (из чилибухи и т.п.), листья деревьев, плоды (перец, миробалан, полынь и т.п.), смолы (асафетида и т.п.), соли (морская соль, каменная соль и т.п.). &nbsp; Любое другое лекарство или растения, подобные перечисленным и не считающиеся пищей, включаются в эту категорию "пожизненных". Современные западные лекарства также включаются сюда с помощью "великих стандартов" и поэтому могут употребляться в любое время дня и храниться сколько необходимо.

Наркотики и спиртные напитки

Наконец мы переходим к веществам, употребление которых полностью запрещено. Пятое правило буддистов-мирян предписывает воздерживаться от употребления спиртных напитков и подобных веществ, разрушающих осознанность и являющихся распространённой причиной неумелых поступков и слов. Для монахов этому соответствует 51 правило класса "признание":

"Употребление спиртного или перебродивших напитков является нарушением класса "признание" (Паччития 51).

В истории происхождения говорится о том, как дост. Сагата с помощью обретённых в медитации сверхсил победил свирепого змея (nāga), обладающего магическими силами. Горожане услышали об этом событии и захотели совершить дост. Сагате какое-нибудь подношение, на что монахи "группы шести" подло предложили всем им поднести монаху спиртного. Когда он пришёл в город за подаянием, каждая семья поднесла спиртное, и монах, будучи опьянённым, упал у городских ворот, и его пришлось нести на руках в монастырь. Дост. Сагату в бессознательном состоянии положили головой в сторону Будды, но под действием спиртного он перевернулся к Будде ногами. Комментарий Будда обратил внимание на его изменившееся поведение, отметив, что в таком состоянии он не смог бы противостоять "даже ящерице". Комментарий

Будда также сказал:

Монахи, есть четыре омрачения, из-за которых отшельники и брахманы не светятся, не сияют, не блистают. Какие четыре? Употребление спиртных напитков... вступление в половые контакты... принятие даров золота и денег... получение монашеских принадлежностей недопустимым способом." &nbsp; (Упаккилеса сутта - A.II,53)

С помощью "великих стандартов" также можно заключить, что приём наркотических веществ, способных уничтожить осознанность и привести к беспечности, также является нарушением класса "признание". Кроме того, есть общий принцип уважения "законов страны" (когда они не противоречат Учению), так что эти запрещённые вещества недопустимы в любом случае.

<<Назад
Пища
Оглавление Далее>>
Деньги, ценности, жильё

Редакция перевода от 25.08.2014 15:18