Развитие терпения

Опубликовано khantibalo от 29 сентября, 2008 - 12:20
<<Назад
Безмерные состояния и их развитие
Оглавление Далее>>
Развитие усердия
Перевод Таблица Оригинал
Развитие терпения
Развитие терпения (khanti-pāramī)

Терпение – отличное качество, которое часто восхваляется в буддийских писаниях. Его можно эффективно развивать только в том случае, если в уме удалось уменьшить беспокойство и раздражительность посредством медитативной практики. Непостоянство, которое заставляет человека кидаться из стороны в сторону и, таким образом, упускать ценные возможности, возникает из-за неспособности отойти в сторону и дать проблемам решиться самим, что иногда и происходит без всякого вмешательства со стороны практикующего. Терпеливый получает то многое, что упускает суетливый. Одним из достояний терпеливого человека является спокойный ум, поскольку беспокойство сжигает его и несёт с собой множество болезней современного делового мира. Человек, наделённый терпением, спокойно всё выносит – и потому это качество столь ценно в воспитании ума, и особенно, в медитации. Нет смыла ожидать немедленного просветления после пяти минут практики. Скоро только кошки родятся, а медитация быстрой быть не может и попытка ускорить её принесёт лишь только вред. Огромная куча мусора в нашем уме накапливалась в течение веков, а потому, когда мы начинаем разгребать её чайной ложкой, потребуется немалое количество времени, чтобы всё убрать. Ответ заключается в терпении и в прилагаемых усилиях действовать в соответствии с этим качеством. Терпеливый ученик получает результат, польза от которого проявляется в течение долгого времени; ищущий "быстрых методов" или "внезапного просветления" обречён на глубокое разочарование из-за своего отношения.

В самом деле, даже при поверхностном знакомстве с Дхаммой становится ясно, что это учение для терпеливых. Буддист видит эту жизнь лишь небольшим отрезком, быть может, длиной в лет восемьдесят или около того, наступившим после бесконечной череды множества подобных жизней. Помня об этом, он решает сделать как можно больше в этой жизни для достижения Просветления. Но он не переоценивает свои способности, а терпеливо живёт каждый день в соответствии с Дхаммой. Безудержное устремление к просветлению (или к тому, что под этим понимается), подобно слону в посудной лавке, и вряд ли заведёт практикующего далеко, за исключением тех редких случаев, когда человек обладает уникальным характером и, что крайне важно, находится под руководством опытного учителя медитации.

Если есть терпение, то человек не покалечится, а будет идти осторожно, шаг за шагом. Мы знаем, что Бодхисаттва полностью осознавал это и развивал ум качеством терпения так, чтобы своенравные события этого мира не влияли на него. Он решил, что будет терпелив по отношению ко внешним условиям – не станет жаловаться на то, что слишком жарко или слишком холодно. Он старался никак не реагировать, когда другие существа, такие как жуки или комары, нападали на него. Не вызывали у него возмущения и люди, ругавшие и оскорблявшие его или распространявшие сплетни о нём, в его присутствии или же за его спиной. Терпение Бодхисаттвы не ослабевало даже тогда, когда его подвергали пыткам, ударам, побиванию палками и камнями, истязаниям и даже лишали жизни. Все эти испытания он выносил достойно, столь твёрдым было его терпение. Буддийским монахам также рекомендуется следовать этому образцу поведения.

В буддийской традиции "совершенство терпения" известно несколько больше всех прочих. Причиной этому является знаменитая история в рассказах о прошлых жизнях Будды. Историю про Кхантивади (Учителя Терпения) [5] следует прочесть много раз и сделать предметом глубокого и частого рассмотрения. Только исключительно благородный человек, в данном случае Готама в предыдущей жизни, получивший тогда имя Учитель Терпения, мог спокойно наставлять разъярённого пьяного царя, который из ревности и ненависти медленно разрубал его тело на куски. Таким благородством, непоколебимым терпением и добротой, какими обладал Бодхисаттва, должен обладать и тот, кто стремится к цели просветления.


Примечания

5. Джатака №33

<<Назад
Безмерные состояния и их развитие
Оглавление Далее>>
Развитие усердия

Редакция перевода от 05.04.2015 20:55