Щедрость: внутренее измерение

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Жертвование от чистого сердца
Оглавление Далее>>
Совершенство бескорыстного жертвования
Перевод Таблица Оригинал
Щедрость: внутренее измерение
автор: Nina Van Gorkom
Как из вороха цветов можно сделать много гирлянд, так же и родившийся смертным должен сделать много благих дел.
Дхаммапада, 53

Отдать другим какую-то полезную или приятную вещь - это акт щедрости. Однако если мы внимательны только к действиям на физическом уровне, мы не знаем, является ли наша щедрость подлинно искренней. Нам нужно больше узнать о своём уме, который мотивирует наши поступки. Истинную щедрость достаточно сложно практиковать. Во время совершения пожертвования наши мысли могут быть совсем не благими и благородными. Наши мотивы могут быть и совсем не чистыми. Мы можем отдавать что-либо, будучи подталкиваемы эгоизмом, надеясь добиться расположения со сторон получателя или в надежде получить известность как щедрый человек. Можно заметить, что в разные моменты возникают различные мысли, одни подлинно бескорыстные, а другие - на основе иных мотивов.

Будда учил, что отсутствует какой-либо вечный ум или душа, которая испытывает различные ощущения. Наши ощущения сами по себе являются различными моментами сознания, которые возникают и немедленно исчезают последовательно один за другим. За каждым возникающим и исчезающим моментом сознания, следует новый. Таким образом, вся наша жизнь является цепью последовательных моментов сознания. Со временем мы можем научиться различать различные его виды. Есть дурное или неумелое сознание, а есть сознание благое или умелое. Помимо этого, есть виды сознания, не являющиеся как умелыми, так и неумелыми. В одно и то же время присутствует лишь один вид сознания, но каждый из этих видов сопровождается несколькими умственными факторами. Неумелые виды сознания сопровождаются неумелыми факторами, такими как привязанность, скупость, ревность или ненависть. Умелые же типы сопровождаются такими прекрасными умственными факторами, как щедрость, доброжелательность или сострадание.

Три неумелых фактора являются "тремя корнями порока", а именно привязанность или алчность, отвращение или злоба, и невежество[6]. Они являются твёрдой основой неумелых состояний сознания.

Каждый из перечисленных неумелых факторов принимает множество форм и имеет разную интенсивность. Мы можем осознавать привязанность, когда жадно едим или когда возникает желание заполучить чужую вещь. Комментарий Однако, мы можем и не распознать привязанность, когда наслаждаемся красивым пейзажем или приятной музыкой. В нашем обществе такого рода тонкие привязанности не считаются плохими, если мы из-за них не приносим вред другим. Неумелое имеет гораздо больший охват, чем то, что мы в обычной речи называем "безнравственным". Оно включает в себя состояния более слабые, чем безнравственное. Мы не можем заставить себя не любить красивое, на самом деле для возникновения привязанности есть условия.

Но мы можем научиться различать умелые и неумелые моменты сознания. Доля эгоизма присутствует даже в моментах тонкой привязанности. Это отличается от бескорыстных моментов сознания, сопровождаемых щедростью, когда мы не думаем о собственном удовольствии. Привязанность существует всегда, когда мы встаём, движемся, устремляемся к внешним объектам, едим или отправляемся спать. Мы думаем о себе и желаем заполучить для себя что-то приятное. Мы хотим, чтобы окружающие хорошо относились к нам, и это тоже форма привязанности. Мы можем задаться вопросом, является ли неблагой привязанность к родственникам? Привязанность к родственникам не является благой, она отличается от чистой доброжелательности (mettā), которая являтся таковой на самом деле. Когда мы довольны приятным чувством от пребывания в компании родственников или добрых друзей, здесь имеет место привязанность. Когда мы подлинно стремимся к благу другого, мы не думаем о себе и здесь присутствует умелое сознание. Мы так привыкли жить с привязанностью, что могли ни разу и не заметить разницу между моментами привязанности и подлинной неэгоистичной доброжелательности. Различные виды сознания так быстро сменяют друг друга, что пока мы не развили способность к должному пониманию, мы и не замечаем как произошла их смена.

У ненависти как корня порока есть также множество степеней интенсивности. Он может проявляться и как лёгкая неловкость, так и грубая злоба и ненависть. Отвращение не возникает в одно время с привязанностью. Когда имеет место привязанность, сознанию нравится испытываемый объект. При наличии отвращения, сознание испытывает к объекту неприязнь. Привязанность возникает только вместе с определёнными видами сознания, а не со всеми, точно так же, как и отвращение.

Невежество - это корень порока, который действует вместе со всеми видами неумелого сознания. Он собственно и является корнем всего дурного. Невежество не знает что умело, а что неумело, оно не знает что подлинно [а что - иллюзия]. Всегда когда имеет место привязанность или отвращение, присутствует и невежество.

Три корня умелых поступков - это отсутствие алчности (или щедрость), отсутствие ненависти (или доброжелательности) и отсутствие невежества (или мудрость). Каждый вид умелого сознания основывается на непривязанности и отсутствии ненависти, а также он может быть основан на мудрости. Каждый корень умелых поступков имеет разную интенсивность. Без помощи непривязанности и отсутствия ненависти не может возникнуть умелое сознание, мотивирующее акты щедрости. Привязанность не может существовать в одно время с щедростью. Истинно щедрый человек жертвует беспристрастно, не ограничивая круг получателей своих даров теми, кого он любит или членами своей семьи. Цель всех благих поступков состоит в уничтожении пороков, в избавлении от эгоизма. Будда учил мудрости, которая способна уничтожить привязанность к идее души или личности, но если человек так и не научился избавлению от скупости и привязан к своему имуществу, он не сможет отказаться от привязанности к "Я".

Поняв, что истинная щедрость полезна, а эгоизм и скупость - вредны, мы захотим иметь больше моментов щедрости. Однако, несмотря на наши желания, мы замечаем, что неумелые виды сознания возникают достаточно часто. В эти моменты мы разочаровываемся сами в себе. Нам следует приобрести понимание условий возникновения неумелых видов сознания. В этой жизни и в прошлых жизнях, мы должно быть были переполняемы привязанностью, ненавистью и невежеством. Такие тенденции глубоко укоренились и долго накапливались. Что было в прошлом - то прошло, но неумелые тенденции, которые накапливались всё это время, могут породить возникновение неумелых видов сознания в настоящем.

Мы накопили не только дурные тенденции, но также и склонности к благим поступкам. Вот по какой причине в настоящем возникают моменты щедрости и доброты. Когда возникает неумелый вид сознания, мы накапливаем ещё больше дурных тенденций, и наоборот - умелые виды увеличивают умелые тенденции.

Будда учил различным способом развития умелого, и, освоив эти способы, мы уже имеем условия для накопления благого. Мы находим возможности практиковать щедрость не только во время пожертвования, но и до него, когда мы приобретаем необходимые для этого вещи, и после, когда вспоминаем о совершённом. Если мы честны сами с собой, то можем заметить как до, во время и после пожертвования, возможности для проявления щедрости часто бывают испорчены неумелым сознанием. Мы можем чувствовать усталость, в тот момент, когда нам нужно приобрести или приготовить дар. В такой момент возникает ненависть. Получив от нас пожертвование, получатель может оказаться неблагодарным и отреагировать на него не так, как мы ожидали. В результате мы испытаем разочарование.

Однако, обладая правильным пониманием того, что умело, нас должно заботить только развитие умелых состояний ума, а не реакции других людей на наши поступки. Что умело - то умело, и никто другой не может изменить умелое состояние, которое возникло. До знакомства с учением Будда мы не относились к щедрости таким образом, мы не уделяли внимания моментам сознания. Благодаря учению Будды мы приобретаем понимание вещей такими, какие они есть на самом деле. После совершения пожертвования возможность умелому сознанию возникнуть путём воспоминания о щедром поступке, может быть упущена под влиянием неумелого сознания. Сначала мы проявили подлинную щедрость, но после этого можем счесть наш дар слишком дорогостоящим и пожалеть о потраченных деньгах.

Будда учил, что нет какой-либо вечной сущности (души), которая управляет возникающими видами сознания. Они возникают под влиянием соответствующих необходимых им условий. В учении Будды мы находим информацию о различных видах сознания и наших накопленных склонностях. Благодаря этому возникнет более глубокое понимание истинного положения дел, и это также большое благо. Человеку, накопившему склонность к скупости, трудно быть щедрым, но благодаря пониманию учения Будды склонности можно изменить.

В комментарии к Судхабходжана джатаке (№535) рассказывается о монахе, жившем по времена Будды, который практиковал щедрость в наивысшей степени. Комментарий Он отдавал другим свою пищу, а получив питьё, отдавал без какой-либо алчности и его, если оно помещалось в ладони. Хотя до этого он был столь скуп, что "не давал даже капли масла, которая могла бы поместиться на кончике травинки". В одной из прошлых жизней он был жадным человеком по имени Косия. Однажды он захотел рисовой каши. Его жена предложила приготовить кашу не только для него, но и для всех жителей Баранаси. Услышав это, он почувствовал "как будто его ударили палкой по голове". Тогда жена предложила приготовить кашу для одной улицы, потом для всех жителей его дома, потом только ля членов его семьи, и, в конце концов, для них двоих. Но Косия отверг все её предложения. Он захотел, чтобы каша была приготовлена для него одного в лесу, так, чтобы никто не увидел. Бодхисаттва, который в то время был Саккой, правителем богов, захотел обратить его и появился перед ним с четырьмя спутниками под видом брахманов. Один за одним они подходили к жадному Косие и просили каши. Сакка изрёк следующие строфы, прославляющие щедрость:

Из малого давайте малое, из среднего - среднее, из большого давайте большое. Когда не даётся ничего - такой вопрос не возникает. Комментарий Поэтому так говорю тебе, Косия, совершай дары из того что имеешь, не ешь один, нет счастья тому кто один ест, благодаря щедрости ты сможешь взойти по благому пути.

Косия с неохотой дал им немного каши. Тут один из брахманов превратился в собаку. Собака пописала, и капля мочи упала на руку Косии. Комментарий Косия пошёл к реке, чтобы вымыть руку и тогда собака написала ему в кастрюлю. Когда Косия в ответ пригрозил ему, брахман превратился в разъярённую лошадь и погнался за ним. Комментарий Тут Сакка и его спутники зависли в воздухе, и правитель богов из сострадания к Косие изрёк ему наставления, предупредив о возможности перерождения в несчастном мире. В тот момент Косия осознал опасность жадности. Он раздал всё своё имущество и стал отшельником.

Расставание со своим имуществом может оказаться для нас трудным, но нужно помнить, что когда мы умрём, то не сможем взять с собой то, что имеем. Комментарий Жизнь коротка, поэтому имея возможность для пожертвования, мы должны использовать её для борьбы с эгоизмом. Каждый момент щедрости в настоящем обуславливает возникновение его в будущем.

Благие дела дают приятные результаты, а дурные поступки - неприятные. Таков закон кармы и её плода, или, другими словами, причины и следствия[7]. Результатом поступка (kamma) может быть перерождение на определённом уровне существования. Карма, накапливаемая умелыми поступками, способна привести к перерождению в благоприятных условиях, а неумелыми - в неблагоприятных. Помимо человеческого мира, есть и другие уровни существования, среди которых есть как счастливые, так и несчастные миры. Рождение человеком или в мире богов считается счастливым и обуславливается кармой благих поступков. Карма, накапливаемая неумелыми поступками, приводит к рождению в несчастных мирах, таких как ад, мир дУхов (petaloka) или мир животных. Карма может также проявляться в виде приятных или неприятных ощущений, испытываемых в течение жизни. Видимые образы и слышимые звуки являются видами сознания, являющимися результатом кармы. Мы слышим и видим приятные и неприятные объекты в соответствии с кармой, которая обуславливает этот опыт.

Жадность может в этой или в будущих жизнях принести именно тот плод, которого мы так боимся: потеря своего имущества. Щедрость способна дать такой благоприятный результат как материальное благополучие. Однако, совершая пожертвования, мы не должны испытывать привязанности к будущим результатам, потому что привязанность неумела. Карма проявляется, хотим мы этого или нет. Совершая подношения, мы можем, обладая правильным пониманием кармы и её плода, не испытывать привязанности. Мы можем совершать благие поступки с пониманием того, что является умелым. Как мы ранее уже говорили, понимание является корнем умелых поступков, в некоторых случаях сопровождающим умелое сознание. Когда умелое сознание сопровождается пониманием, оно увеличивает степень умелости. Мы не можем усилием воли породить понимание, оно возникает при наличии необходимых условий. Познание учения Будды является условием для роста понимания.

Есть и другие способы практики бескорыстного жертвования, даже тогда, когда у нас нет ничего, что бы мы могли отдать другим. Одобрение благих дел других людей является одним из проявлений щедрости. Когда мы узнаём о совершении другим человеком благого поступка, мы можем [мысленно] одобрить его начинание, а также выразить словами свою похвалу и высокую оценку случившемуся. Мы можем быть жадными не только в отношении своей собственности, но в отношении слов похвалы. Человек может постепенно научиться щедрости, одобряя благие дела других.

В Таиланде у меня была возможность узнать больше об этом виде щедрости, о котором я ранее не знала. Я получила книгу, отпечатанную в ознаменование дня рождения Её Величества Сирикит, супруги короля Таиланда. В этой книге упоминались многие благие дела, совершённые ей, такие как поддержка распространения учения Будды, помощь буддийским храмам, повышение уровня жизни жителей удалённых регионов путём реализации различных государственных проектов. Человек, читающий об этом, может искренне почтить и обрадоваться благим делам Её Величества. В Таиланде я часто слышала как жители, склоняя голову и сложив вместе руки у груди, говорят "анумодана", что означает "спасибо". Они поступают так, когда испытывают уважение и одобрение добродетели других людей, особенно во время подношения пищи монахам или дарения буддийских книг. Выражение своего одобрения может стать полезной привычкой.

Зная и помня о таком виде щедрости, мы можем говорить о других с умелым сознанием. В развитии умелых качеств нужно иметь широкий взгляд. Нужно осознать, что всё умелое и неумелое, совершаемое сегодня, даст результаты в будущем, даже в будущих жизнях. Человек может стать более способным к анализу своего текущего положения и круга общения. Тогда он сможет выяснить, являются ли внешние условия и круг друзей подходящим для развития благих качеств. Такой человек узнает, чего следует избегать в своей речи, а что развивать. Часто общение скатывается к обсуждению плохих качеств других людей или разговоров на бессмысленные темы, которые не стимулируют развитие полезных качеств. Поскольку мы часто вступаем в разговор с другими, нам нужно научиться направлять его в ту сторону, которая принесёт пользу.

Ещё одним видом щедрости является "разделение" своих благих дел с другими. Это не значит, что другие люди получат приятные результаты наших благих дел. Будда учил, что существа являются наследниками своих поступков. Мы получаем результат только тех действий, которые совершили сами. Разделение блага с другими означает, что наши хорошие поступки могут стать условием для возникновения умелого сознания в других, когда они радуются нашим делам. Мы можем разделить его даже с существами на других уровнях бытия, при условии, что существа живут в тех мирах, где можно получить это благо.

В комментарии к Тиррокуда сутте[8] говорится, как король Бимбисара преподнёс пищу Будде, но забыл посвятить накопленные этим поступком заслуги другим существам. Его родственники, переродившиеся в мире духов, очень надеялись на это посвящение и, будучи сильно разочарованы, вызвали наводящий ужас скрежет, продолжавшийся всю ночь. Будда объяснил королю причину, по которой духи так отреагировали. Тогда Бимбисара сделал новое подношение и произнёс слова: "Пусть это пойдёт на благо моих родственников". Духи немедленно получили благо от совершённых королём пожертвований, что облегчило их страдания и породило умелые виды сознания. Для них возникли пруды, покрытые лотосами, в которых умершие родственники смогли купаться и из которых пить, а сами они приобрели золотой цвет. Для них также появилась пища, одежда и жильё богов. Эта история иллюстрирует возможность посвящения благих дел умершим. Если умершие не могут получить заслуги, это смогут сделать другие существа.

Совершенно понятна наша грусть, возникающая при потере близких, но если мы научимся развитию умелых качеств, мы найдём в этом большое утешение. Вместо погружения в печаль и недовольство произошедшим, мы должны посвящать свои благие дела всем тем, кто может радоваться им, благодаря чему наше сознание будет умелым. Посвящение заслуг другим существам может стать нашей привычкой. Мы можем даже явно не указывать, в память о ком конкретно они совершены.

В буддийских странах есть обычай, по которому при подношении монахам пищи или одежды на руки человека льют воду, в то время как монахи декламируют строфы благословений. Таким образом, намерение посвятить благой поступок другим существам обретает материальную форму. Вода символизирует реку, наполняющую водой океан, и точно так же благое дело приносит столь большой плод, что его благо могут получить и другие.

Благие поступки обычно относят к одной из трёх категорий: щедрость, нравственное поведение и развитие ума. Данное деление не следует считать жёстким. Нравственность, то есть воздержание от дурных поступков, можно также рассматривать как аспект щедрости, как вид доброты по отношению к другим. Воздерживаясь от дурных поступков, мы даём возможность другим существам жить мирно, не боясь вреда, исходящего от нас. Желая совершенствоваться в щедрости, мы не должны пренебрегать развитием ума, то есть взращиванием его умелых состояний. Чтобы развивать щедрость и другие благие качества, мы должны научиться различать в себе умелое и неумелое сознание. Всё более глубокое познание различных видов собственного сознания и является развитием ума.

"Вошедший в поток" - это благородная личность, достигшая первой ступени просветления. Этот человек развил правильное понимание различных умственных и физических явлений, возникающих в настоящий момент, и увидел реальность такой, какая она есть на самом деле. С этим достижением он впервые испытывает необусловленную реальность - Ниббану. В момент этого просветления уничтожается ложная вера в вечную душу, и вместе с этим уничтожается жадность. Комментарий Жадность более не может возникнуть, поэтому вошедший в поток наделён совершенной щедростью. Обычный человек может временно подавить жадность, например, во время совершения пожертвования, но она непременно проявится в другой раз, пока существует накопленная тенденция. Благодаря правильному пониманию, вошедший в поток уничтожил склонность к жадности и никогда больше не будет ей объят.

Высшим источником блага является, благодаря познанию учения Будды овладеть техникой развития умелых умственных качеств и уничтожения пороков. Поэтому учение Будды (Дхамма) следует считать наивысшим даром. Благодаря познанию того, чему учил Будда и развитию умелых умственных качеств, мы исправляем наши взгляды о том, что достойно старания, а что нет, что реально, а что - иллюзия. До того, как мы узнали об учении Будды, мы могли счесть наслаждение чувственными удовольствиями целью жизни. Но познав его учение, мы постепенно начинаем понимать, что эгоистичная привязанность приводит к умственному беспокойству, которое вредно как для нас самих, так и для окружающих. Мы начинаем понимать, что умелые умственные состояния приносят спокойствие ума и полезны как для нас самих, так и для окружающих.

Наш взгляд на то, что действительно ценно в этой жизни, может измениться. Мы исправляем свой взгляд на реальность, понимая, что есть умелая карма и неумелая и что карма даёт соответствующий результат. Мы исправляем свои взгляды, понимая, что никакая не душа, а различные виды сознания - умелые и неумелые, мотивируют наши поступки, а сами эти виды возникают благодаря обуславливающим их факторам. Исправление своих взглядов имеет разную степень. Благодаря пониманию реальности уничтожается ложная вера в душу, что даёт возможность возникнуть совершенной щедрости. Плодом изучения учения Будды является уменьшение эгоизма и развитие щедрости, а также более искренняя забота о других людях.


Примечания

6. См. Ньянапоника Тхера "Корни порока и корни умелых поступков" (Wheel № 251/253)

7. См. Wheel 221/224 - "Карма и её плод"

8. См. комментрий к Кхуддакапатхе (Paramatthajotika). London: Pali Text Society, 1960.

<<Назад
Жертвование от чистого сердца
Оглавление Далее>>
Совершенство бескорыстного жертвования

Редакция перевода от 04.06.2015 13:05