Спасение через достижение состояния Архата

Опубликовано khantibalo от 27 марта, 2007 - 18:01
<<Назад
Исторические свидетельства о Будде
Оглавление Далее>>
Бодхисаттва
Перевод Таблица Оригинал

Спасение через достижение состояния Архата Комментарий

Достижение Ниббаны через состояние Архата – это не эгоистичный путь.

Некоторые буддисты считают, что желание спастись путём достижения состояния Архата продиктовано эгоизмом, потому что, по их мнению, каждый должен стараться стать Буддой и спасать других людей. Комментарий Такое убеждение не имеет ничего общего с учением Будды. Будда никогда не говорил, что имеет желание спасти все живые существа во вселенной. Он предложил свою помощь тем, кто был уже духовно созревшим и обладал желанием принять его благородный образ жизни.

Двери к бессмертному открыты!
Пусть те, кто услышат, оставят ложное учение.
Сейчас я поверну колесо Великого Закона
Для этого я пойду в Касийский город Баранаси,
Там я ударю в гонг бессмертия
В этом мире, блуждающем в темноте.
(Ария Париесана сутта, МН 26)

В исходном учении Будды нет такого понятия как "спасение других". Способ, предложенный Буддой, заключался в том, что каждый человек должен сам приложить усилие по совершенствованию и самоочищению. Таким образом, благодаря руководству Будды, он или она может спастись[1]. Не забывайте совет Будды:

"Вы должны сами сделать усилие [чтобы спастись]. Будды лишь указывают путь." Комментарий
(Дхаммапада, 276)

Утверждение, что для собственного спасения каждый должен стараться стать Буддой, отсутствует в изначальном учении Будды Готамы. Придерживаться подобных взглядов – это всё равно, что просить каждого стать врачом, чтобы лечить себя и других от болезней. Это утверждение совершенно непрактично. Если люди хотят излечиться от болезней, они могут обратиться за помощью к квалифицированному врачу. Так им не нужно будет ждать, когда все они станут врачами и смогут сами себя исцелить. Да и нет никакой необходимости, чтобы все и каждый были врачами. Разумеется, тот, кто хочет стать врачом, может стать им. Но такие люди должны быть умными, смелыми и иметь все необходимые средства для изучения медицины. Точно так же, необязательно всем становиться Буддами для собственного спасения. Тот, кто хочет стать Буддой, может стать им. Однако от него потребуется смелость и масса знаний, чтобы пожертвовать своими удобствами и практиковать отрешение в различной форме для достижения состояния Будды. Если же мы не готовы устремиться к состоянию Будды, то следует поставить себе цель стать Архатом, Совершенным.

Для достижения состояния Архата, человек должен полностью искоренить в себе алчность и эгоизм. Здесь имеется в виду, что во взаимоотношениях с окружающими Архат будет поступать с состраданием и способствовать появлению у них желания пойти по пути к Освобождению. Архат – это живое доказательство хороших результатов, которых достигает человек, следующий предложенному Буддой способу практики. Достижение Ниббаны невозможно, если человек совершает поступки, основанные на эгоизме. Поэтому, нет оснований утверждать, что стремление достичь состояния Архата является эгоистичным.

Состояние Будды - это наивысший и наиболее благородный из всех трёх идеалов (Высший Будда, самостоятельно пробудившийся Будда (Паччекабудда) и Архат). Но не все способны достичь этого наивысшего идеала. Разумеется, не каждый учёный может стать Эйнштейном или Ньютоном, ведь должно быть пространство и для учёных меньшего калибра, которые всё равно приносят благо человечеству в соответствии со своими способностями. &nbsp;

Ради блага людей, Архаты возвещают им о Дхамме, которой учил Будда. Это позволяет людям спастись, следуя советам Архатов.

Не только Архаты учат Дхамме. Другие ученики тоже время от времени проповедуют её. Сарипутта достиг первого уровня святости (sotāpatti), услышав всего одно слово Будды от досточтимого Ассаджи. Ассаджи был самым молодым из первых пяти учеников Будды. Следуя Будде, Сарипутта достиг состояния Архата и стал одним из старших учеников. Император Ашока, распространивший буддизм в целом ряде стран, стал буддистом, услышав Дхамму от послушника Нигродхи.


1. Подробнее о том, как следует полагаться на самого себя, смотрите в третьей части книги в разделах "Сделай сам" и "Вы должны спасать себя сами".

<<Назад
Исторические свидетельства о Будде
Оглавление Далее>>
Бодхисаттва

Редакция перевода от 01.07.2015 19:35