Бодхисаттва

Опубликовано khantibalo от 27 марта, 2007 - 18:02
<<Назад
Спасение через достижение состояния Архата
Оглавление Далее>>
Достижение состояния Будды
Перевод Таблица Оригинал

Бодхисаттва

Бодхисаттва – это существо, посвятившее себя достижению Просветления

Как существу, обладающему состраданием, Бодхисаттве суждено достичь состояния Будды. Благодаря развитию ума он станет Буддой в одной из будущих жизней.

Для достижения Высшего Просветления он занимается практикой десяти совершенств (pāramī). Эти совершенства – щедрость, нравственность, отрешение, мудрость, усердие, терпение, правдивость, решительность, доброжелательность и беспристрастность. Он развивает эти факторы благодаря состраданию и мудрости, а не из-за эгоистичных побуждений или самомнения. Бодхисаттва трудится ради блага и счастья всех живых существ, ищет возможности облегчить их страдания в течение всего множества перерождений. На пути к своей цели он всегда готов практиковать эти совершенства, иногда даже ценой собственной жизни.

В палийских текстах слово "Бодхисаттва" употребляется по отношению к принцу Сиддхатхе в его жизни до Просветления, а также в прошлых существованиях. Сам Будда тоже использовал этот термин, вкладывая в него такой же смысл. В палийских текстах нигде не говорится, что состояние Будды – это единственный путь для достижения блаженства Ниббаны. Во времена Будды было большой редкостью, чтобы ученик оставил возможность достижения святости и вместо этого решил пойти по пути Бодхисаттвы. Хотя есть свидетельства и о том, что некоторые последователи выражали стремление стать Бодхисаттвами, чтобы затем достичь состояния Будды. В учении буддизма Махаяны идеал Бодхисаттвы играет важную роль. Здесь Бодхисаттвой считают существо, которое, соприкоснувшись с Ниббаной, добровольно откладывает получение своей награды, чтобы иметь возможность вернуться в мир и сделать Ниббану доступной для других. Это существо намеренно решает отложить своё освобождение от Сансары, чтобы указывать другим путь достижения Ниббаны.

Хотя последователи буддизма Тхеравады и уважают Бодхисаттв, они считают, что Бодхисаттвы не способны просвещать или спасать других, пока они сами не достигли Просветления. Поэтому, в духовном смысле Бодхисаттв не считают спасителями. Для достижения своего спасения, все живые существа должны использовать способ, установленный Буддой, и следовать его примеру. Они сами должны уничтожить свои пороки и развить умелые качества, поскольку никто не может спасти человека за него самого.

Буддисты Тхеравады не согласны с мнением, что каждый должен стать Буддой для достижения Ниббаны. Однако нужно заметить, что слово "Бодхи" используется для обозначения качеств как Будды, так и Паччекабудды и Архата в словах Саммасамбодхи, Паччека Бодхи и Савака Бодхи. Комментарий Кроме того, многие из Будд, упоминаемых в текстах Махаяны, не являются историческими Буддами и буддисты Тхеравады не уделяют им большого внимания. Утверждение о том, что некоторые Будды и Бодхисаттвы пребывают в настоящее время в Сукхавати (Чистая Земля) ради тех, кто им молится, не принадлежит исходному учению Будды. Говорят, что некоторые Бодхисаттвы добровольно остаются в Сукхавати и воздерживаются от собственного [полного] Просветления, до тех пор, пока все живые существа не будут спасены. Учитывая размах вселенной и бесконечное количество живых существ, порабощённых невежеством и эгоистичными желаниями, можно считать эту задачу невыполнимой, потому что множество существ не имеет предела.

Должен ли Бодхисаттва обязательно быть буддистом? Среди буддистов мы можем найти Бодхисаттв, обладающих качествами самопожертвования и любви ко всем. Иногда эти люди могут и не подозревать о своём высоком достижении, они просто стараются служить другим и развивать свои лучшие качества. Тем не менее, Бодхисаттвы есть не только среди буддистов, но и среди последователей других религий. В Джатаках, рассказах о предыдущих жизнях Будды, говорится о семьях и формах живых существ, в которых перерождался Бодхисаттва. Иногда он рождался животным. Вряд ли можно утверждать, что каждый раз он попадал в буддийскую семью. Но независимо от того, кем или в какой семье он перерождался, будущий Будда Готама неуклонно старался развивать необходимые совершенства. Комментарий Его стремление достичь идеала из жизни в жизнь вплоть до последнего рождения, в котором он стал Буддой - и есть то самое качество, которое чётко отличает Бодхисаттву от всех других существ. Здесь важно не название "Бодхисаттва", а великие совершенства, задатки которых есть у каждого.

Мнение некоторых людей о том, что Бодхисаттвы живут в каком-то мире в форме божеств, не соответствует учению Будды. Бодхисаттвы живут в любой части нашего мира и с целью достичь Просветления они занимаются развитием высших совершенств и соблюдением правил поведения. Обычно они ведут эту практику в форме людей.

<<Назад
Спасение через достижение состояния Архата
Оглавление Далее>>
Достижение состояния Будды

Редакция перевода от 03.07.2015 13:28