Глава 7. Правильное сосредоточение

Опубликовано khantibalo от 31 августа, 2013 - 21:56
<<Назад
Глава 6. Правильное памятование
Оглавление Далее>>
Глава 8. Развитие мудрости
Перевод Таблица Оригинал
Благородный восьмеричный путь: путь к прекращению страданий

Глава 7. Правильное сосредоточение

Восьмой фактор пути - это правильное сосредоточение (sammā samādhi). Сосредоточение представляет собой усиление умственного фактора, присутствующего в любом состоянии сознания. Этот фактор, называемый однонаправленностью ума (citt'ekaggatā), служит для объединения остальных умственных факторов в задаче познания. Это фактор, ответственный за индивидуационный аспект сознания, и обеспечивающий, чтобы каждый акт ума (citta) удерживался на своём объекте. В каждый конкретный момент ум должен что-то познавать: видимый образ, звук, запах, вкус, прикосновение или умственный объект. Фактор однонаправленности объединяет ум и другие его составляющие в задаче познания объекта, и одновременно он исполняет функцию центрирования всех составляющих познавательного акта на объекте. Однонаправленность ума объясняет факт, по которому в каждом акте сознания есть центральная точка или фокус, на который все объективные данные указывают с дальней периферии до самой сердцевины.

Однако в буддийском смысле сосредоточение является одним конкретным видом однонаправленности, оно не эквивалентно однонаправленности во всём его многообразии. Гурман, готовящийся попробовать блюдо, убийца, готовый поразить оружием свою жертву, солдат на поле боя - все они действуют с сосредоточенным умом, но их сосредоточение не является тем, что понимается в факторе буддийского пути. В нём описывается исключительно умелая однонаправленность, сосредоточение в умелом состоянии ума. Но и при этом его понятие оказывается ещё уже: оно не включает в себя любую форму умелого сосредоточения, а только усиленное сосредоточение, которое возникает в результате направленных усилий по подъёму ума на высокий, более чистый уровень осведомлённости.

В комментариях термин samādhi описывается как правильное и равномерное центрирование ума и умственных факторов на объекте. Будучи умелым сосредоточением, оно собирает вместе обычно разбросанный и рассеянный поток умственных состояний для порождения внутренней собранности. Два характерных признака сосредоточенного ума - это неразрывная внимательность к объекту и получающееся в результате спокойствие умственных функций. Это и есть качества, которые отличают его от несосредоточенного ума. Ум, нетренированный в сосредоточении, двигается в беспорядочной манере, которую Будда сравнил с дрожанием рыбы, вынутой из воды и выброшенной на сушу. Комментарий Он не может оставаться на одном, а скачет с идеи на идею, с мысли на мысль, без внутреннего контроля. Такой рассеянный ум также полон заблуждений. Переполненный тревогами и заботами, постоянно являясь жертвой умственных загрязнений, он видит вещи только частично, в свете, искажённом рябью случайных мыслей. Но ум, который тренирован в сосредоточении, напротив способен оставаться сфокусированным на объекте без отвлечений. Эта свобода от отвлечений также приносит мягкость и умиротворение, делающие ум эффективным инструментом для проникновенного познания. Как озеро, чью поверхность не колеблет ветер, сосредоточенный ум является преданным зеркалом, отражающим помещённое перед ним как оно есть.

Развитие сосредоточения

Сосредоточение может быть развито одним из двух методов - как цель системы практики, специально направленной на развитие глубокого сосредоточения до уровня поглощённости, или как дополнительный элемент пути, направленного на развитие прозрения. Первый способ называется развитием успокоения (samatha-bhāvana), второй - развитием прозрения - (vipassanā-bhāvana). Оба пути имеют общие предварительные требования. Для практики обоих необходима чистота в нравственном поведении, нужно преодолеть различные препятствия, практикующий должен найти подходящие наставления (желательно от личного учителя) и должен удалиться в место, подходящее для практики. Когда эти предварительные условия выполнены, практикующий путь успокоения должен получить объект медитации, что-либо для использования в качестве фокуса для развития сосредоточения.[61]

Если у практикующего есть квалифицированный учитель, он скорее всего даст ему объект, выбрав наиболее подходящий для его темперамента. Если учитель отсутствует, придётся самостоятельно выбирать объект, возможно после ряда экспериментов.

Руководства по медитации описывают объекты сосредоточения в виде набора из 40, называемых "места работы" (kammaṭṭhāna), поскольку они являются местами, где практикующий ведёт работу по практике. Эти 40 можно перечислить следующим образом:

  • десять касин
  • десять непривлекательных объектов
  • десять памятований
  • четыре возвышенных состояния
  • четыре бесформенных состояния
  • одно восприятие
  • один анализ.

Десять касин - это средства, представляющие определённые первичные качества. Четыре из них представляют первоэлементы - землю, воду, огонь и воздух; четыре представляют цвета - синий, жёлтый, красный и белый; остальные две - это касины света и пространства. Каждая касина - это конкретный объект, представляющий означаемое им универсальное качество. Поэтому в качестве касины земли может выступать круглый диск, наполненный глиной. Для развития сосредоточения на касине земли практикующий устанавливает диск перед собой, фиксирует на нём свой взгляд и созерцает "земля, земля". Аналогичный способ используется для остальных касин с определёнными изменениями в каждом конкретном случае.

Десять "непривлекательных объектов" - это трупы на разных стадиях разложения. Этот объект выглядит похожим на созерцание разрушения тела в памятовании о теле и в прошлом место для кремации было фактически рекомендовано как наиболее подходящее для обоих этих видов медитации. Однако они имеют отличия в том, на чём делается акцент. В упражнении на памятовании упор делается на применение размышления, когда образ разлагающегося трупа используется в качестве стимула для обдумывания собственной неизбежной смерти и разложения. В этом упражнении (на развитие успокоения) размышлять не следует. Упор делается на однонаправленную умственную фиксацию на объекте и чем меньше мыслей, тем лучше.

Десять памятований образуют разнообразную коллекцию. Первые три представляют собой медитацию с приверженностью на качествах Трёх драгоценностей - Будды, Дхаммы и Санхи. Они используют в качестве основы стандартные формулы, пришедшие к нам из сутт. Следующие три памятования также опираются на древние формулы - это медитации на нравственности, щедрости и потенциале развития качеств, подобных качествам божеств. Затем идёт памятование о смерти, созерцание непривлекательной природы тела, памятование о дыхании и, наконец, воспоминание о покое, являющееся дискурсивной медитацией на Ниббане.

Четыре возвышенных состояния или "божественных местопребывания" - это направленные вовне отношения к другим существам: доброжелательность, сострадание, сопереживающая радость и безмятежное наблюдение, развиваемые в виде распространения во все стороны, постепенно расширяющееся в масштабе до момента, когда оно охватывает всех живых существ. Четыре бесформенных состояния являются объективными основами для определённых глубоких уровней поглощённости: основа бесконечного пространства, основа бесконечного сознания, основа отсутствия чего бы то ни было, и основа ни восприятия ни отсутствия восприятия. Они становятся доступными в качестве объектов только тем, кто уже достиг мастерства в сосредоточении.

"Одно восприятие" - это восприятие непривлекательности пищи, являющееся дискурсивной темой, предназначенной для уменьшения привязанности к удовольствиям от вкусов. "Один анализ" - это созерцание тела с точки зрения четырёх первоэлементов, которых мы уже касались в главе о правильном памятовании.

Когда предлагается такое многообразие объектов медитации, неопытный практикующий без учителя может оказаться в растерянности в вопросе того, что выбрать. В руководствах эти 40 объектов делятся в зависимости от темперамента, которому каждый из них подходит лучше всего. Таким образом, "непривлекательные объекты" и созерцание частей тела считаются наиболее подходящими страстному типу, медитация на доброжелательности - склонному к ненависти, медитация на качествах Трёх Драгоценностей считается наиболее эффективной для "приверженного" типа и т.п. Но в практических целях начинающему можно посоветовать начать с простого объекта, помогающего уменьшить дискурсивное мышление. Умственные отвлечения, порождаемые неугомонностью, и рассеянные мысли - это распространённая проблема, с которой сталкиваются люди всех видов характера, следовательно, практикующий с любым темпераментом может получить благо от объекта, стимулирующего замедление и успокоение мыслительного процесса. Объект, обычно рекомендуемый за его эффективность в очищении ума от посторонних мыслей - это памятование о дыхании, которое по этой причине можно предложить в качестве объекта, наиболее подходящего как начинающим, так и опытным практикующим, ищущим прямой подход к глубокому сосредоточению. Когда ум успокаивается и становится легче отследить собственные последовательности мыслей, практикующий может воспользоваться другими объектами для работы с конкретными проблемами, которые возникают: медитацию на доброжелательности можно использовать для противодействия злости и враждебности, памятование о частях тела для ослабления чувственного желания, воспоминание о Будде для развития убеждённости и приверженности, медитацию на смерти для пробуждения чувства срочности. Возможность выбрать объект, подходящий для ситуации, требует навыков, но этот навык развивается через практику, зачастую путём экспериментирования методом проб и ошибок.

Этапы сосредоточения

Сосредоточение не достигается немедленно, оно развивается поэтапно. Чтобы дать возможность нашему объяснению охватить все стадии сосредоточения мы рассмотрим случай с практикующим, который следует всему пути медитации успокоения от начала и до конца и кто продвигается гораздо быстрее, чем это бывает у обычного практикующего.

Получив от учителя объект медитации или выбрав его самостоятельно, практикующий уходит в тихое место. Там они принимает правильную позу для медитации - удобно скрещенные ноги, верхняя часть тела удерживается прямо и вертикально, руки сложены одна на одну &nbsp;между коленями, голова удерживается в стабильном положении, рот и глаза закрыты (за исключением случаев использования касины или другого визуального объекта), дыхание идёт естественно и регулярно через ноздри. Затем он сосредотачивает ум на объекте и пытается удержаться на нём бдительно и прочно. Если ум отклоняется, он быстро замечает это, ловит его и аккуратно, но в то же время твёрдо, возвращает его к объекту, повторяя вновь и вновь столько раз сколько нужно. Эта начальная стадия называется предварительным сосредоточением (parikkamma-samādhi) и объектом здесь является предварительный знак (parikkamma-nimitta).

Когда первоначальное волнение стихает и ум начинает погружаться в практику, вероятно проявление пяти препятствий, всплывающих из глубин. Иногда они проявляются в форме мыслей, иногда как образы, иногда как захватывающие эмоции: всплески желания, злобы и негодования, тяжесть ума, беспокойство и сомнения. Препятствия образуют труднопреодолимый барьер, но с терпением и непрерывным усилием их можно преодолеть. Для победы над ними практикующему нужно быть очень ловким. Иногда, когда конкретное препятствие становится сильным, он может быть вынужден отложить свой основной объект медитации в сторону и принять другой объект, явно противоположный препятствию. В другое время ему придётся продолжать работу на основном объекте, несмотря на кочки по дороге, вновь и вновь возвращая к нему ум.

По мере продвижения по пути сосредоточения, его усилие активирует пять умственных факторов, приходящих на помощь. Эти факторы время от времени появляются и в обычном ненаправленном сознании, но там они лишены объединяющих уз и поэтому не играют никакой особой роли. Однако, будучи активированы путём работы медитации эти пять факторов набирают силу, соединяются друг с другом и толкают ум к сосредоточению, которым они будут управлять в качестве "факторов поглощённости (джханы)" (jhānaṅga). В обычном порядке их перечисляют следующим образом: первоначальное направление ума (vitakka), удерживаемое направление ума (vicāra), восторг (pīti), счастье (sukha) и однонаправленность (ekaggatā).

Первоначальное направление ума исполняет работу по направлению ума на объект. Оно берёт ум, поднимает его с места и толкает его на объект подобно тому, как человек забивает гвоздь в дерево. Когда это выполнено, удерживаемое направление закрепляет ум на объекте, удерживая его там с помощью своей функции проверки. Дабы объяснить разницу между этими двумя факторами первоначальное направление ума сравнивается с ударом по колоколу, а удерживаемое направление - с колебаниями колокола. Третий фактор - восторг, является наслаждением и радостью, сопровождающим благоприятный интерес к объекту, в то время как счастье, четвёртый фактор, представляет собой приятное чувство, сопровождающее успешное сосредоточение. Поскольку восторг и счастье имеют аналогичные качества, их зачастую путают друг с другом, но они не идентичны. Разница между ними иллюстрируется путём сравнения восторга с радостью уставшего путника, прошедшего по пустыне и видящего вдалеке оазис, в то время как счастье - это удовольствие при испитии воды из пруда и отдыхе в тени. Пятый и последний фактор поглощённости - это однонаправленность, которая обладает ключевой функцией объединения ума на объекте.[62]

Когда сосредоточение развито эти пять факторов возникают и противодействуют пяти препятствиям. Каждый фактор поглощённости противодействует конкретному препятствию. Первоначальное направление ума путём его работы по подъёму ума до объекта, противостоит лени и сонливости. Удерживаемое направление изгоняет неуверенность путём закрепления ума на объекте. Комментарий Восторг блокирует враждебность, счастье положит конец неугомонности и беспокойству, а однонаправленность противодействует чувственному желанию - наиболее манящему побуждению к отвлечениям. Таким образом, при укреплении факторов поглощённости препятствия ослабевают и стихают. Они ещё не уничтожены - уничтожение может быть достигнуто только с помощью мудрости, третьего аспекта пути - но на этом этапе препятствия уменьшаются до степени спокойствия, когда они не могут нарушить поступательное движение сосредоточения. В то же время, когда препятствия оказываются пересиленными факторами джханы внутри нас, на стороне объекта также происходят некоторые изменения. Исходный объект сосредоточения, предварительный знак, является грубым физическим объектом; в случае касины это диск, представляющий выбранный элемент или цвет, а в случае памятовании о дыхании - ощущение потока воздуха при дыхании и т.п. Но с укреплением сосредоточения исходный объект порождает другой объект, называемый "знаком обучения" (uggaha-nimitta). В случае с касиной это будет умственный образ диска, видимый в уме настолько ясно, как будто вы смотрите на него глазами; в случае дыхания это будет отражённый образ, возникающий в результате ощущения касания потоков воздуха, движущихся вокруг ноздрей.

Когда знак обучения появляется, практикующий оставляет предварительный знак и фиксирует внимание на новом объекте. Со временем из знака обучения появится ещё один новый объект. Этот объект, называемый "знаком-двойником" (paṭibhāga-nimitta), является очищенным умственным образом, который во много раз ярче и чище, чем знак обучения. Знак обучения сравнивается с луной, наблюдаемой сквозь тучу, а знак-двойник подобен луне, вышедшей из-за туч. Одновременно с появлением знака-двойника пять факторов поглощённости подавляют пять препятствий и ум входит в стадию сосредоточения, называемую "сосредоточением доступа" (upacāra-samādhi). Здесь, в сосредоточении доступа, ум подходит близко к поглощённости. Он вошёл в "близость" (одно из возможных значений слова upacāra) поглощённости, но ещё нужно работать, чтобы ум стал полностью погружённым в объект, что является отличительной чертой поглощённости.

С дальнейшей практикой факторы сосредоточения набирают силу и приводят ум к поглощённости (appaṇā-samādhi). Подобно сосредоточению доступа, поглощённость принимает в качестве объекта знак-двойник. Две стадии сосредоточения не отличаются в плане отсутствия препятствий или использованием знака-двойника в качестве объекта - они имеют место в обоих случаях. Что различает их - это сила факторов. В сосредоточении доступа факторы поглощённости присутствуют, но им недостаёт силы и устойчивости. Поэтому ум на этой стадии сравнивается с ребёнком, который только научился ходить: он делает несколько шагов, падает, встаёт, идёт дальше и снова падает. Но ум в состоянии поглощённости подобен взрослому человеку, который хочет пойти: он просто встаёт и идёт прямо вперёд без колебаний.

Сосредоточение на стадии поглощённости делится на 8 уровней, каждый из которых отмечен большей глубиной, чистотой и утончённостью по сравнению с предшественником. Первые четыре образуют набор, называемый четырьмя джханами. Этот термин лучше оставить без перевода из-за отсутствия подходящего эквивалента, но приблизительно он означает "медитативную поглощённость".[63] Вторые четыре также образуют набор, называемый четырьмя бесформенными состояниями (āruppa). Эти восемь достигаются в последовательном порядке, и достижение каждого последующего уровня зависит от мастерства на уровне-предшественнике.

Четыре джханы образуют традиционное текстовое описание правильного сосредоточения. Будда говорит:

А что такое, монахи, правильное сосредоточение? Здесь, монахи, монах отстранившийся от чувственных удовольствий и отстранившийся от неумелых состояний ума – входит и пребывает в первой джхане, сопровождающейся направлением [ума на объект] и удержанием [ума на объекте], и наполненный восторгом и счастьем, порождённым отстранением.
Затем, с прекращением направления и удержания [ума], обретя внутреннюю устойчивость и единение ума, он входит и пребывает во второй джхане, которая свободна от направления и удержания [ума], и наполнена восторгом и счастьем, рождённым от сосредоточения.
С затуханием восторга он пребывает в безмятежности, памятующий и осознанный, и он лично испытывает то блаженство, о котором благородные говорят: "Счастливо живёт тот, кто безмятежен и памятующ" - так он входит и пребывает в третьей джхане.
Отрешившись от счастья и страдания и вместе с предыдущим исчезновением радости и скорби, он входит и пребывает в четвёртой джхане, в состоянии "ни-счастья-ни-страдания", в чистом памятовании благодаря безмятежности. Это, монахи, называется Правильным Сосредоточением".[64]

Джханы различаются путём составляющих их факторов. Первая джхана состоит из исходного набора пяти факторов поглощённости: первоначальное направление, удержание, восторг, счастье и однонаправленность. После достижения первой джханы практикующему рекомендуется овладеть ей как следует. С одной стороны он не должен впадать в самодовольство из-за своего достижения и пренебрегать продолжением практики, с другой стороны, ему не следует быть самоуверенным и стремглав бросаться к достижению следующей джханы. Для хорошего овладения он должен многократно входить в неё и совершенствовать свой навык в ней, пока он не научится достигать её, пребывать в ней, выходить из неё и анализировать произошедшее без каких-либо проблем или трудностей.

После освоения первой джханы практикующий затем размышляет, что его достижение имеет определённые недостатки. Хотя джхана безусловно многократно превосходит обычное чувственное сознание, более умиротворённая и пропитанная блаженством, она всё же стоит рядом с чувственным сознанием и не ушла далеко от препятствий. Более того, два её фактора, первоначальное направление и удержание, с течением времени начинают выглядеть достаточно грубыми, не столь очищенными как другие факторы. Затем практикующий возобновляет практику сосредоточения с целью преодоления направления и удержания ума. Когда его способности созревают, эти два фактора стихают и он входит во вторую джхану. Эта джхана содержит только три составляющих фактора: восторг, счастье, и однонаправленность. Также она содержит множество других составляющих, наиболее существенным из которых является уверенность ума.

Во второй джхане ум становится более спокойным и более тщательно соединённым, но будучи хорошо освоенным даже это состояние кажется грубым, потому что в него входит восторг, волнующий фактор, который склоняет к возбуждению. Поэтому практикующий снова вступает на путь обучения, в этот раз устремившись преодолеть восторг. Когда восторг утихает, он входит в третью джхану. Здесь присутствуют только два фактора поглощённости - счастье и однонаправленность - хотя также начинают нарастать некоторые другие побочные состояния, в первую очередь памятование, осознанность и безмятежность. Но практикующий видит, что всё равно это достижение имеет недостатки в том смысле, что оно содержит чувство счастья, которое является грубым по сравнению с нейтральным чувством, чувством, которые ни приятное, ни мучительное. Поэтому он стремится выйти за пределы даже утончённого счастья третьей джханы. Когда он достигает успеха, он входит в четвёртую джхану, которая описывается двумя факторами - однонаправленностью и нейтральным чувством - и имеет особую чистоту памятования благодаря высокой степени безмятежности.

После четырёх джхан располагаются четыре бесформенных состояния, это уровни поглощённости на которых ум превосходит даже тончайшее восприятие визуализированных образов, иногда ещё присутствующих в джханах. Бесформенные состояния достигаются не путём очистки умственных факторов, как в случае с джханами, а путём утоньшения объектов, путём замены относительно грубого объекта на тонкий. Четыре достижения называются соответственно их объектам: сфера бесконечного пространства, сфера бесконечного сознания, сфера отсутствия чего бы то ни было, сфера отсутствия восприятия и отсутствия невосприятия.[65] Эти состояния представляют собой уровни сосредоточения столь тонкие и далёкие, что словесно описать их почти невозможно. Последний уровень из этой четвёрки располагается на вершине умственного сосредоточения, это абсолютная, максимальная степень собирания, возможная для сознания. Но даже тогда этим поглощённостям, достигнутым путём медитации успокоения, сколь возвышенными они ни были, всё равно не достаёт мудрости прозрения, и по этой причине их недостаточно для достижения освобождения.

Описанные здесь уровни сосредоточения возникают лишь по причине фиксации ума на одном объекте до степени исключения других объектов. Но помимо них есть другой вид сосредоточения, который не зависит от ограничения пространства восприятия. Он называется "мгновенное сосредоточение" (khaṇika-samādhi). Для достижения мгновенного сосредоточения практикующий не пытается принудительно исключить множество явлений из своего поля внимания. Вместо этого он просто направляет памятование на изменяющиеся состояния ума и тела, отмечая любое явление, когда оно представляется; задача в поддержании продолжительного ощущения всего, что попадает в поле восприятия, не привязываясь ни к чему. По мере того, как он продолжает отмечать, сосредоточение становится сильнее миг за мигом до того момента, когда оно закрепляется однонаправленно на постоянно изменяющемся потоке событий. Несмотря на изменение объекта умственное объединение остаётся устойчивым и со временем обретает силу, способную подавить пять препятствий в мере, аналогичной сосредоточению доступа. Эта гибкое, мобильное сосредоточение развивается путём практики четырёх основ памятования, принимаемой на пути прозрения; будучи достаточно сильной, она приводит к прорыву к конечной стадии пути, возникновению мудрости.

<<Назад
Глава 6. Правильное памятование
Оглавление Далее>>
Глава 8. Развитие мудрости

Редакция перевода от 25.08.2014 12:17