Благо, приносимое дружелюбием

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Способ 3
Оглавление Далее>>
Сила дружелюбия
Перевод Таблица Оригинал
7. Благо, приносимое дружелюбием

Монахи, если ведущее к освобождению ума дружелюбие практиковать часто, развивать, безустанно обращаться (к нему), использовать как колесницу, сделать жизненным принципом, полностью укрепить, хорошо освоить, довести до совершенства, то одиннадцать преимуществ проявятся.

Каковы эти одиннадцать?

У вас хороший сон; вы просыпаетесь радостными; вы не страдаете ночными кошмарами; вас любят люди; вас любят нечеловеческие существа; божества защищают вас; ни огонь, ни яд, ни оружие не наносят вам вред; ваш ум быстро успокаивается; ваш цвет лица румяный; в момент смерти ваш ум не спутан; и даже если не достигнута высшая цель, по крайней мере, вы переродитесь в мире Брахм.

Монахи, если ведущее к освобождению ума дружелюбие практиковать часто, развивать, безустанно обращаться (к нему), использовать как колесницу, сделать жизненным принципом, полностью укрепить, хорошо освоить, довести до совершенства, то одиннадцать преимуществ проявятся.

Меттанисанса сутта (АН 11.15; PTS А 5.342) Комментарий

Термин "ведущее к освобождению ума дружелюбие" (mettā cetovimutti) означает достижение глубокого сосредоточения (samādhi), т.е. джханы, основанной на дружелюбии. Комментарий Поскольку оно освобождает ум от оков ненависти и злобы, эгоизма, жадности и заблуждений, дружелюбие являет собой состояние освобождения. Всегда, когда человек практикует медитацию дружелюбия, пусть даже на короткий период, он испытывает в какой-то мере свободу ума. Однако безмерная свобода ума достигается только тогда, когда дружелюбие полностью развито до джханы.

Различные применения дружелюбия, как объясняется терминами "практиковать, развивать" и т.п., означает чётко выстроенную силу, вызванную не только часами медитации, но и путём преобразования всех своих поступков, слов и мыслей в акты дружелюбия.

Термин "практиковать" (āsevita) означает старательную практику дружелюбия, причём не в качестве интеллектуального упражнения, а путём искреннего посвящения ей себя и превращения её в направляющую жизненную философию, в предпосылку, определяющую личные взгляды, поведение и взгляд на мир.

Термин "развивать" (bhāvita) подразумевает различные процессы внутренней культуры и умственного собирания, вызванные практикой медитации дружелюбия. Поскольку медитация приводит к собиранию ума путём соединения различных способностей, она называется развитием ума. Будда учил, что весь умственный мир развивается с практикой медитации на дружелюбии, ведущей к освобождению ума и трансформации личности.

Термин "безустанно обращаться" (bahulīkata) подчёркивает важность непрекращающейся практики дружелюбия всё время бодрствования через поступки тела, речи и мыслей и поддержание в течение всего времени темпа внимательности дружелюбия. Повторяющиеся действия означают выработку энергии. Все пять духовных сил, а именно убеждённость, усердие, памятование (осознанность), сосредоточение и мудрость, тренируются и развиваются путём повторяющейся практики дружелюбия.

"Использовать как колесницу" (yānīkata) означает полную приверженность идеалу дружелюбия как единственному возможному способу для решения межличностных проблем и в качестве инструмента для духовного роста. Когда дружелюбие является единственным способом коммуникации, единственной колесницей, жизнь автоматически превращается в "божественное местопребывание", как говорится в Метта сутте.

"Сделать жизненным принципом" (vatthukatа) означает сделать дружелюбие основой для существования во всех отношениях. Оно становится главным убежищем, гаванью, прибежищем на всю жизнь, делая реальностью прибежище в Дхамме.

"Полностью укрепить" (anuṭṭhitа) указывает на жизнь, твёрдо основанную на дружелюбии и во всех ситуациях придерживающуюся ей. Когда дружелюбие практикуется без усилий, даже по ошибке человек не нарушает его принципов.

"Хорошо освоить" (paricita) означает быть столь хорошо приученным к дружелюбию, что без каких-либо усилий остаёшься погружён в него, как в медитации, так и в повседневных заботах.

"Довести до совершенства" (susamāraddha) означает вид полноты через полное следование и развитие, ведущее к тому полностью собранному состоянию, в котором вы наслаждаетесь идеальным благополучием и духовным блаженством, упоминаемом во фрагменте, описывающим одиннадцать благ дружелюбия.

Блага дружелюбия воистину велики и многогранны. Для последователя Будды это высший инструмент, приносящий пользу везде, где вы носите его с собой.

<<Назад
Способ 3
Оглавление Далее>>
Сила дружелюбия

Редакция перевода от 25.08.2014 14:59