<<Назад Благо, приносимое дружелюбием |
Оглавление |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Субъективные преимущества дружелюбия и так вполне очевидны. Благополучие в жизни, хорошее здоровье, спокойствие ума, лучезарный образ, любовь и доброта со стороны окружающих являются поистине прекрасными благами, возникающими благодаря практике медитации дружелюбия. Но ещё более удивительным является влияние дружелюбия на окружающую среду и других существ, включая божеств и животных, как об этом написано в ряде запоминающихся историй из палийских текстов и комментариев.
Однажды Будда возвращался со сбора подаяния вместе с большой свитой монахов. Когда они проходили мимо тюрьмы, местный палач спустил с привязи бешеного слона по кличке Налагири, которого использовали для казни преступников. Девадатта - злонамеренный и амбициозный двоюродный брат Будды - пообещал за это палачу приличную сумму денег. Как только опьянённый слон в ужасе трубя ринулся в сторону Будды, он распространил на слона мощные мысли дружелюбия. Почтенный Ананда, верный спутник Будды, был столь озабочен безопасностью учителя, что выбежал вперёд, дабы защитить его, но Будда попросил ученика отойти в сторону, поскольку само распространение дружелюбия было вполне достаточным. Влияние этого акта Будды было столь быстрым и мощным, что когда слон приблизился, он был полностью укрощён, подобно пьяному человеку, немедленно протрезвевшему под действием магического заклинания. Говорится, что слон поклонился в знак почтения как дрессированные животные в цирке.
В Висуддхимагге содержится история землевладельца из Паталипутры (ныне Патна) по имени Висакха. Он узнал, что остров Шри-Ланка - это настоящая колыбель Дхаммы, наполненная бесчисленными храмами и ступами, усеивающими остров. Страну украшает прекрасный климат, а её праведные жители изо всех сил и искренне следуют учению Будды.
Висакха решил посетить Шри-Ланку и провести там остаток жизни как монах. В соответствии с планом, он передал всё своё большое богатство в ведение жены и детей и покинул дом с одной золотой монетой. В ожидание корабля он остановился на некоторое время в портовом городе Тамралипи (ныне Тамлук). Там он занялся торговлей и заработал тысячу монет.
Прошло время и Висакха прибыл на Шри-Ланку, отправившись в Анурадхапуру - столицу страны. Там он пошёл в славную Махавихару и попросил у настоятеля разрешения вступить в монашескую общину. Когда его повели в здание для собраний для церемонии вступления в монашество, кошелёк с тысячью монет упал с его пояса. На вопрос "что это?" Висакха ответил: "У меня тысяча золотых монет". Когда ему объяснили, что монах не может хранить и иметь деньги в собственности, он сказал: "Я не хочу хранить их, я хочу раздать их всем, кто придёт на церемонию". Согласно этому он открыл кошелёк и покрыл весь двор церемониального здания монетами со словами: "Пусть ни один из пришедших на церемонию вступления Висакхи в монашество не уйдёт с пустыми руками".
Прожив пять лет под руководством учителя, он решил отправиться в знаменитый лес Читталапаббата, где жило множество монахов со сверхъестественными силами. И так он отправился в лесной монастырь Читталапаббата. По пути ему встретилась развилка двух дорог, и монах задумался в какую сторону нужно повернуть. Поскольку он усердно практиковал медитацию дружелюбия, Висакха заметил одно жившее в скале божество, показывающее рукой ему дорогу. Прибыв в лесной монастырь Читталапаббата, монах занял одну из хижин.
Проведя там четыре месяца, он задумался об уходе на следующее утро. В то самое время монах услышал чей-то плач. Он спросил "кто это?" и божество, жившее в маниловом дереве в конце тропинки ответило "Почтенный, меня зовут Манилия (т.е. принадлежащая маниловому дереву)".
"Почему ты плачешь?"
"Потому что вы думаете уйти отсюда".
"Какая польза тебе от моего проживания здесь?"
"Почтенный, пока вы живёте здесь, божества и другие нечеловеческие существа относятся друг к другу с добротой. Когда вы уйдёте, они снова начнут пререкаться и ссориться"
"Ну, раз моё нахождение здесь позволяет вам жить в мире и согласии, то ладно". И он остался ещё на четыре месяца. Говорится, что когда он снова задумался об уходе, божество снова начало плакать. И так этот монах продолжал оставаться и в том месте достиг Ниббаны. Таково влияние медитации дружелюбия на других существ, даже невидимых.
Есть также известная история о корове. В то время корова кормила молоком своего телёнка в лесу. Охотник, желая убить её, метнул копьё, которое, соприкоснувшись с её телом, отскочило назад как пальмовый лист. Такова огромная сила дружелюбия. В данном случае отсутствует человек, достигший джханы на основе данной медитации. Это простой случай проявления умственного состояния, основанного на любви к потомству.
Силу дружелюбия не возможно описать полностью. В комментариях к палийскому канону содержится множество историй, не только про монахов, но и обычных людей, преодолевших различные опасности, включая оружие и яд, с помощью одной лишь силы дружелюбия.
Но дружелюбие нельзя путать с обычным чувством. Это энергия сильного человека. Если бы разного рода главы и руководители честно испытали дружелюбие, то ни один принцип или руководство к действию не смогло бы сравниться с ним по эффективности или результативности во всех сферах.
Человек во всём - высшее звено. Если человек решит заменить политику агрессии и враждебности на дружелюбие, то мир превратиться в подлинный оплот согласия. Потому что только когда человек обрёл внутренний мир и безмерную доброжелательность к другим, только тогда мир во всём мире станет подлинным и сохранится надолго.
<<Назад Благо, приносимое дружелюбием |
Оглавление |
Редакция перевода от 25.08.2014 14:59
- Оставить комментарий
- 134 просмотра