Этика дружелюбия

Опубликовано khantibalo от 18 июля, 2012 - 15:50
<<Назад
Три аспекта дружелюбия
Оглавление Далее>>
Психология дружелюбия
Перевод Таблица Оригинал
4. Этика дружелюбия

В буддийском контексте этика означает должное поведение, приносящее счастье и умиротворение и никогда не порождающее угрызений совести, волнения или неугомонности ума. Это непосредственное психологическое преимущество. Должное поведение также приводит к благоприятному перерождению, позволяя практикующему дальше продвигаться по пути к духовному освобождению. Также она является основой совершенствования в практике в настоящий момент. Другими словами, правильная речь, правильные действия и правильные средства к существованию, входящие в Благородный восьмеричный путь, представляют собой должное поведение в наилучшем смысле этого слова.

Буддийская этика состоит из двух частей: развитие благих качеств (cāritta) и принципы сдержанности (vāritta). В Метта сутте развитие благого описывается следующим образом:

Пусть он будет способным, честным и порядочным,
вежливым, скромным и не гордым.
Удовлетворённым, кого легко обеспечивать,
Не чрезмерно занятым и живущим просто.
С умиротворёнными чувствами, пусть он будет рассудительным,
И не наглым, не заискивающим перед семьями.

Сдержанность описывается в следующей строфе:

Также он должен воздерживаться от любых действий,
за которые мудрые могли бы его осудить.

Следовательно, развитие благого и воздержание от дурного описывается через поступки тела и речи. Возникающее внутреннее счастье и альтруистические импульсы охватываются в дружелюбии умственных действий практикующего, как описано в заключении этой строфы:

Пусть все будут благополучны и в безопасности,
пусть все существа будут счастливы!

Таким образом, этика дружелюбия предоставляет не только субъективное благополучие или возможность продвигаться в практике учения Будды здесь и сейчас, наряду с достижением в будущем благого перерождения, но также дар бесстрашия (abhayadāna) и дар безопасности (khemadāna).

Анализ модели поведения и черт характера, восхваляемых в Метта сутте для осмысленного межличностного взаимодействия, как в отношении конкретных людей, так и общества в целом, ясно раскрывает глубинное значение, которое эта сутта имеет для психического здоровья.

Способность - это не одна лишь эффективность навыков, но также она означает хорошее исполнение дела из соображений пользы для других и так, чтобы не причинять неудобств окружающим. Поскольку способный человек может стать очень надменным, практикующему советуют быть "честным и порядочным", оставаясь "вежливым, скромным и не гордым". Это и есть прекрасное сочетание и равновесие черт характера.

Удовлетворённого человека "легко обеспечивать". Умеренность из соображений интересов окружающих является благородной чертой. В той мере, в которой уменьшаются собственные потребности, в качестве примера для других и чтобы не создавать неудобств, проявляется уровень человека. Чем более грубым и материалистичным становится человек, тем больше возрастают его потребности. Следовательно, линейкой, с помощью которой можно измерить умственное здоровье конкретного общества, является снижение потребностей, или, другими словами, фактор удовлетворённости.

Материалистичная и эгоцентричная жизнь характеризуется не только ростом потребностей, но также и неугомонностью, проявляющей себя в чрезмерной занятости и гиперактивности, наряду с недостатком умеренности и сдержанности. Дружелюбие, способствующее благополучию всех существ, обычно должно выстраиваться на таких качествах трезвого гуманизма, которые отражены в наличии немногих осмысленных и хорошо подобранных задач, способствующих максимальному благополучию всех, к кому они относятся.

Простой образ жизни как выражение дружелюбия включает в себя перестройку своего взгляда на мир и поведения, даже в нашем мире, где доминирует конкуренция, стремление к удовольствиям и накоплению имущества. Человек, придерживающийся простого образа жизни - мягкий, но в то же время эффективный и эффектный. Он охраняет "двери чувств", привержен самоограничению, умеренности и сдержанности. Для такого человека развитие ума с помощью медитации становится естественным и не требующим особых усилий, отсюда характеристика "с успокоенными чувствами".

Дружелюбие в поведении включает в себя рассудительность, то есть, другими словами, практическую мудрость. Ведь только праведный и мудрый человек действительно может практиковать дружелюбие во всех его формах в повседневной жизни, через все виды человеческих отношений. Самодовольство, возникающее от чувства того, что являешься лучшим или более старательным практикующим, чем окружающие, может (и часто является) ширмой для духовной практики. Быть "не наглым, не заискивающим перед семьями" как раз и является указателем для практикующего дружелюбие не впадать во все эти виды самодовольства.

Кроме того, даётся совет воздерживаться от любых действий, даже если они приняты в обществе, за которые мудрый человек может вынести порицание за неуместность или отсутствие рассудительности. Комментарий Недостаточно всего лишь быть хорошим, нужно ещё и выглядеть хорошим, учитывая не только своё собственное благополучие, но и благополучие окружающих. Примерную жизнь следует прожить для блага всех, на пользу обществу.

Живущий так человек теперь переходит к развитию всеохватного чувства дружелюбия с помощью конкретных техник медитации, как описано в оставшейся части сутты.

Дружелюбие также называется париттой, т.е. духовной формулой, способной оберегать собственное благополучие, защищающее от всех опасностей и спасающее от неудач и несчастий.

Когда из-за враждебно настроенных божеств монахи оказались неспособны оставаться и медитировать в прекрасном лесу со всеми удобствами, им пришлось покинуть это место. Но получив защитное снаряжение в виде Метта сутты, которую они декламировали и на основе которой занимались медитацией во время своего путешествия, монахи, вернувшись назад, были встречены ожидающими их божествами, чьи сердца были переполнены дружественными чувствами. Враждебность превратилась в гостеприимство.

Защита паритты работает в объективной и субъективной манере. С субъективной точки зрения, по мере того как дружелюбие очищает и укрепляет ум, оно также пробуждает непроявленные возможности, приводя к духовной трансформации личности. Будучи трансформирован таким образом, ум больше не преследуем жадностью, ненавистью, вожделением, ревностью и остальными загрязняющими его факторами, являющимися подлинным врагом и причиной несчастий.

С объективной точки зрения дружелюбие как сила мысли способна влиять на &nbsp;ум, находящийся в любой точке, причём как на развитый, так и на неразвитый. Распространение дружелюбия может не только успокоить человека или извлечь из него стрелы ненависти, но в некоторых случаях также способно вылечить его от серьёзной болезни. В буддийских странах распространённым явлением является исцеление людей от разных болезней и несчастий благодаря декламации паритта-сутт. Поэтому у дружелюбия есть настоящая целительная сила. Вот как она действует в качестве паритты - целительной формулы, дающей защиту.

<<Назад
Три аспекта дружелюбия
Оглавление Далее>>
Психология дружелюбия

Редакция перевода от 25.08.2014 14:59