Психология дружелюбия

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Этика дружелюбия
Оглавление Далее>>
Медитация на основе дружелюбия (mettā-bhāvanā)
Перевод Таблица Оригинал
5. Психология дружелюбия

В палийских комментариях даётся такое объяснение:

Человек любит всех существ:

(а) будучи неиздевающимся над всеми существами и так избегает издевательств

(б) будучи неоскорбляющим (в отношении каких-либо существ) и так избегает оскорбительного поведения

(в) избегая приносить мучения (всем существам) и так избегает мучить

(г) избегая уничтожения (каких-либо существ) и так избегает разрушительного воздействия

(д) будучи недосаждающим (каким-либо существам) и так избегает досаждать

(е) распространяя мысль "пусть все существа будут дружественны и не враждебны"

(ж) распространяя мысль "пусть все существа будут счастливы и не будут несчастны"

(з) распространяя мысль "пусть все существа пребывают в благополучии и избегут страданий"

Этими восемью способами человек любит всех существ, поэтому дружелюбие также называется всеобъемлющей любовью. И поскольку практикующий зарождает внутри это качество (любви), оно принадлежит уму. А поскольку ум свободен от всех мыслей недоброжелательности, совокупность любви, ума и свободы определяется как всеобъемлющая любовь, ведущее к свободе ума.

Из вышеприведённого фрагмента ясно, что дружелюбие подразумевает "пересиливание" негативных черт путём активного претворения в жизнь соответствующих положительных поступков. Только когда человек активно избегает беспокоить каких-либо существ, он может пересилить тенденцию беспокоить окружающих. Аналогично, именно с помощью остальных качеств - избегания издеваться, мучить, уничтожать, и досаждать поступками, словами и мыслями человек может пересилить негативные черты оскорбительного поведения, причинения мучений, уничтожения и досаждения. Наряду и сверх такого положительного поведения и принципиального образа жизни, человек дальше развивает ум с помощью специальной техники медитации, называемой mettā-bhāvanā, которая порождает мощные мысли одухотворённой любви, становящейся безграничной, делая само сознание бесконечным и всеобъемлющим.

Мысли, которые желают всем существам быть дружественными и не враждебными, счастливыми и не несчастными, испытывать благополучие и не испытывать несчастий, подразумевают не только возвышенность и неограниченность, но также и полную свободу ума. Отсюда понятна уместность словосочетания "всеобъемлющая любовь, ведущая к свободе ума".

Что касается смысла пяти аспектов, которым противостоит дружелюбие, то издевательство - это желание притеснять или вредить; оскорбительное поведение - это тенденция уязвлять и ранить; мучение - это синоним садисткой тенденции истязать, подвергать других боли и мукам; уничтожение значит приводить к концу или кончине - черта экстремистов и иконоборцев; досаждать означает обвинять, создавать неприятности, изматывать или заставлять других волноваться. Каждая из этих тенденций коренится в антипатии и злонамеренности и представляет собой противоположность дружелюбию, как в форме образа поведения, так и психологического состояния или умственного отношения.

Замена негативной черты противоположным позитивным направлением подразумевает очень развитый и зрелый подход к жизни. Способность оставаться в состоянии, когда не причиняешь издевательств, оскорблений, мучений, уничтожения и не досаждаешь, означает очень развитый, прекрасный и любящий образ поведения в мире, где взаимодействие между людьми порождает столь много напряжённости и несчастий.

В Висуддхимагге дружелюбие сравнивается с растворителем, который растворяет не только собственные загрязнения в виде злобы, возмущения и оскорбительного поведения, но также и эти качества в других людях. Поскольку оно использует подход дружбы, то даже враждебный человек превращается в друга.

Дружелюбие описывается как то, что "способствует благополучию". Его функцией является "предпочтение благополучия" вместо несчастий. Оно проявляется как сила, которая "убирает раздражение" и её непосредственной причиной является тенденция видеть хороший аспект вещей и существ, а не недостатки. Успех дружелюбия достигается, когда оно любит, и неудача, когда оно деградирует до мирской привязанности.

Из этого анализа становится ясно, что только когда человек склоняется видеть хорошее в людях, предпочитает благополучие окружающих, и соответственно избегает оскорбительного поведения (дабы исключить любое раздражение или причинение страданий) и активно стремится к благополучию, дружелюбие действует как растворитель. Говорится, что конечной целью дружелюбия является достижение надмирского прозрения, а если его достичь не удаётся, оно как минимум приведёт к перерождению в мире Брахм, не говоря уже об обретении внутреннего умиротворения и здорового состояния ума здесь и сейчас. Поэтому Будда и обещает в Метта сутте:

Более не придерживаясь ложных взглядов,
С нравственностью и видением наивысшего,
И преодолев все чувственные желания,
Никогда он не переродится в утробе.

Любовь отпугивает недоброжелательность, которая является самым опасным чувством. Поэтому сказано: "Вот это освобождение от недоброжелательности, друзья, а именно освобождение ума, достигнутое с помощью дружелюбия". (Дасуттара сутта - ДН 34; PTS D 3.280) Комментарий

В практике дружелюбия важно понимать чувства, которые разрушают его, будучи похожими или непохожими. В Висуддхимагге они называются двумя врагами - близким и далёким. Алчность, вожделение, мирская привязанность, чувственные удовольствия - все они называются "ближними врагами", поскольку их тенденции похожи. Похотливый человек также видит "хорошую сторону" или "красоту" и поэтому начинает привязываться. Дружелюбие нужно защищать от них, иначе маскарад этих чувств способен обмануть практикующего.

Недоброжелательность, злоба и ненависть, будучи непохожими чувствами, представляют собой "дальнего врага". Дальнего врага можно легко определить, так что его не стоит бояться, нужно лишь преодолеть его путём распространения возвышенной силы, т.е. любви. Но нужно остерегаться ближнего врага, поскольку он порождает самообман, являющийся худшим событием, способным произойти с практикующим.

Говорится, что дружелюбие начинается только тогда, когда есть усердие в форме желания действовать. Встав на путь с помощью старательных усилий, идти по нему можно только когда удаётся подавить пять препятствий: чувственное желание, недоброжелательность, лень и сонливость, неугомонность и беспокойство и неуверенность. Дружелюбие становится совершенным с достижением медитативных поглощённостей (джхан).

<<Назад
Этика дружелюбия
Оглавление Далее>>
Медитация на основе дружелюбия (mettā-bhāvanā)

Редакция перевода от 25.08.2014 14:59