Три аспекта дружелюбия

Опубликовано khantibalo от 18 июля, 2012 - 15:49
<<Назад
История Карания Метта сутты
Оглавление Далее>>
Этика дружелюбия
Перевод Таблица Оригинал
3. Три аспекта дружелюбия

Метта сутта состоит из трёх частей, каждая из которых связана с отдельным аспектом. Первые три части (строки с 3 по 10) описывают аспект, охватывающий тщательное и систематическое применение дружелюбия в повседневной деятельности. Вторая часть (строки с 11 по 20) объясняет дружелюбие как особую технику медитации или культуры ума, ведущей к сосредоточению (samādhi) - возвышенному сознанию, порождаемому джханой. И третья часть (строки с 21 по 40) подчёркивает полную приверженность философии всеобъемлющей любви и её личные, общественные и эмпирические следствия - дружелюбие через все поступки тела, речи и мысли.

Дружелюбие также определяется как особый фактор, позволяющий "созреть" заслугам (puñña), накопленным десятью умелыми способами, такими как практика щедрости, соблюдения этических правил и т.п. И вновь именно дружелюбие приводит к зрелости десять возвышенных качеств, называемых "совершенствами" (paramita).

Практику дружелюбия можно сравнить с выращиванием большого дерева с момента посева семени до того, как дерево будет увешано сочными плодами и чей запах будет простираться на большие расстояния, приглашая множество существ насладиться его вкусными и питательными дарами. Первая часть сутты приводит к прорастанию семени и росту деревца. Во второй части, дерево, уже крепкое и развитое, полностью покрыто благоухающими и прекрасными цветами, притягивая к себе множество взглядов.

Как модель поведения, первый аспект дружелюбия приводит к совершенствованию в жизни, подобно полезному, щедрому и благородному дереву. В качестве медитации дружелюбие влияет на этот духовный расцвет, когда жизнь человека становится источником радости для всех. Третья часть сутты в этой последовательности метафор описывает плод того процесса духовного развития, благодаря которому практикующий приходит к всеохватному применению дружелюбия, которое способно мощно повлиять на общество в целом и привести человека к вершинам надмирских достижений.

Человеческий ум подобен месторождению, содержащему неистощимые запасы духовных сил и прозрения. Этот неимоверный внутренний потенциал заслуг может быть в полной мере использован только путём практики дружелюбия, что становится ясно из объяснения его как "приводящей к созреванию силе", проявляющей спящие заслуги. В Мангала Сутте (СНп 2.4) говорится, что только после обретения стимулирующих к духовному росту личных связей (путём общения в хорошей компании и т.п.) человек обретает должные условия, в которых прошлые заслуги могут начать приносить свои плоды. Это нахождение пути проявления заслуг и есть функция дружелюбия. Одно лишь избегание дурных компаний и проживание в цивилизованной среде недостаточно. Ум должен развиваться с помощью дружелюбия. Вот почему говорится о плоде прошлых заслуг. Комментарий

<<Назад
История Карания Метта сутты
Оглавление Далее>>
Этика дружелюбия

Редакция перевода от 25.08.2014 14:59