Должны ли миряне изучать монашескую дисциплину?

Опубликовано khantibalo от 28 сентября, 2011 - 22:23
<<Назад
Может ли бесстыдный монах стать добросовестным?
Оглавление Далее>>
Каковы последствия нарушений принципов нравственности?
Перевод Таблица Оригинал
Должны ли миряне изучать монашескую дисциплину?
Должны ли миряне изучать монашескую дисциплину?
"Должны ли миряне изучать монашескую дисциплину? Соответствует ли это рекомендации Махамангала Сутты, которая учит быть "хорошо освоившими дисциплину" (vinayo ca susikkhito)? Какие хорошие и плохие последствия этого поступка? Пожалуйста, приведите свидетельства или примеры, подтверждающие вашу точку зрения."

В Махамангала сутте Будда учит, что человек должен хорошо освоить дисциплину. Смысл этого наставления состоит в том, что миряне должны надлежащим образом изучить дисциплину для мирян, то есть, изучить её мудро. Для мирян существуют правила, позволяющие научиться вежливости и добиться процветания, такие как качества хорошего человека, всеобщие правила нравственного поведения, правила для домохозяина и т.п. Их нужно изучить и мудро практиковать.

Также и для монахов существуют правила их дисциплины, которые им следует знать и соблюдать, чтобы факторы добросовестного и хорошего монаха были приобретены в полном объёме. Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы сделать человека добросовестным, скромным и хорошим монахом. Поэтому монашеские правила предназначены для покинувших мирскую жизнь, но они отличаются от свода правил оставившего дом мирянина (Anāgārika Vinaya). Члены каждой из этих групп должны следовать предписанному им своду правил. Миряне должны следовать своим правилам, чтобы стать хорошими и нравственными, а монахи должны следовать монашеской дисциплине, не нарушая частично или полностью какие-либо правила. Ни один из недостатков не должен остаться незамеченным. Это означает правильное и полное соблюдение предписаний, чтобы в полной мере обрести благо в этой жизни и в последующих. Поскольку монахи обретают благо, это поведение и считается приносящим благо. Эти строки Махамангала Сутты не означают, что для получения блага миряне должны изучать монашескую дисциплину.

Понятие "хорошо освоивший дисциплину" в комментарии объясняется следующим образом: "Есть два вида дисциплины - одна для мирян и вторая для монахов. Дисциплина для мирян состоит в том, чтобы избегать десяти неумелых поступков. Мирянин отказывается от этих дурных поступков с чистым сердцем и с чувством скромности. С целью не запятнать свою нравственность он уважительно соблюдает правила в полном объёме. Таково значение термина "хорошо освоивший"."

Что касается монашеской дисциплины, то в комментарии это объясняется как соблюдение монахом с полной уверенностью семи классов правил. Если у него отсутствуют недочёты, он обретает статус хорошо практикующего. Кроме того, благодаря этому он становится по-настоящему образованным. Помимо семи классов нарушений, в монашеские правила включается нравственность четырёхчастного очищения. Совершенствуясь в этих четырёх направлениях монах может достичь высшей степени святости, совершенной чистоты, называемой ступенью Араханта. Если монах старательно следует правилам для достижения этой благородной цели, его называют "хорошо освоившим дисциплину".

Таким образом, в комментарии ясно показывается, что мирянин должен изучать дисциплину для мирян. Для монахов же существует свод правил, описанный в Виная Питаке. Если миряне и монахи изучают и следуют предписанным им сводам этических правил, их называют "хорошо освоившими дисциплину". Совет в Махамангала сутте не несёт того смысла, что миряне должны изучать монашескую дисциплину. Термин "хорошо освоивший" здесь не означает одно лишь научное изучение. [Одно лишь] научное знание в этой области бесполезно. "Хорошо освоивший" означает, что монах на деле старательно следует правилам своей дисциплины. Таким образом "быть хорошо освоившим" также означает "быть обученным". Основная мысль в том, что без приверженного следования правилам дисциплины человек не заслуживает звание "обученный". Одно лишь книжное знание становится бесполезным, если оно не применяется на практике.

Дисциплина для мирян чётко описывается в Сутта Питаке. Коротко говоря, мирянин должен отрешиться от десяти видов неумелых поступков и развивать десять видов умелых поступков. Десять видов неумелых поступков называются dasa akusala kammapathā. Десять видов умелых поступков называются dasa kusala kammapathā. Здесь слова "хорошо освоившие дисциплину" охватывают два аспекта: очищение умственных загрязнений и приверженная практика принципов дисциплины. Мирянам следует изучить и практиковать эти два важнейших аспекта.

Что касается очищения умственных загрязнений, то для глубокого понимания практического смысла следует изучить "книгу десяток" Ангуттара Никаи. В палийском тексте Ангуттара Никаи описывается четыре загрязняющих фактора при нарушении первого правила: "Он убивает сам. Он советует, побуждает или подстрекает других к убийству. Он словесно восхваляет убийство. Он даёт согласие на акт убийства." Первые два фактора очевидны и не требуют дополнительных объяснений.

Здесь я объясню фактор "Он словесно восхваляет убийство". В буддизме каждое этическое правило и моральный долг является глубокой темой, которую следует изучить и практиковать с мудростью и прозрением. Обычный человек, видя, как богатеют люди, зарабатывающие на жизнь продажей мяса, часто высказывает похвалу увеличению их богатств. Некоторые могут произносить слова в поддержку убийства. Такое восхваление убийства является двойным загрязнением его нравственности. Человек нарушает правило воздерживаться от убийства и также возникают загрязнения. Если другой человек, услышав хвалебные слова, выбирает профессию рыбака или мясника, восхваляющий их поступки человек нарушает правило "воздерживаться от убийства живых существ". Даже если он сам не совершает акт убийства, он выразил одобрение убийству и его мотивом является подтолкнуть других к совершению убийств. Поэтому, подобно исполнителю акта убийства, восхваляющий человек также виновен в лишении жизни.

Однако одно лишь восхваление без подстрекания соответствует лишь загрязнению нравственности, даже если другой человек выберет связанную с убийством профессию или будет совершать другие неумелые поступки. Комментарий В этом случае восхваляющий лишь оскверняет принятое им правило.

Четвёртый фактор состоит в том, что человек доволен или выражает одобрение, услышав об убийстве грабителей или убийц незадолго после ареста или о том, как их застрелили во время задержания. Это также означает быть довольным, когда слышишь об убийстве живущих на воле тигров, слонов, змей и т.п. Сюда также входит чувство удовлетворения, когда вы слышите о смерти своих врагов. Желать уничтожения жуков, тараканов, мух, муравьёв, крыс и других вредителей также считается осквернением принятых правил. Из-за чревоугодия некоторые люди радуются убийству животных. Они охотно выражают поддержку и радость когда это происходит. Хотя это не приравнивается к убийству, такие люди оскверняют себя одобрением, портящим этическое правило.

Некоторые люди находят оправдание и выражают одобрение, говоря, что мясо и рыба предназначены для раздачи как подаяние. Для понимания истинной сущности следует тщательно проанализировать эти два случая. Следует рассмотреть состояние ума. Те, кто выражают одобрение убийству для раздачи мяса в качестве подаяния или для праздничного стола должны проанализировать свои мотивы. Эти темные области требуют тщательного исследования.

Некоторые лично убивают животных для церемоний и праздников, некоторые радуются этому, а некоторые хвалят подобные поступки. Некоторые монахи, желающие отведать хорошей еды, надеются получить это [мясо]. Поэтому, для удовлетворения желаний монахов и гостей, совершается убийство путём косвенных указаний. Мясники и торговцы рыбой ждут этого косвенного сигнала от прислуги организаторов, чтобы накормить тысячи гостей достаточным количеством мяса и рыбы.

Факторы виновности, касающиеся правила воздерживаться от убийства, описываются в комментариях. Говорится, что одним из факторов является "дача косвенных сигналов или намёков". Поэтому в вышеописанных случаях прислуга организаторов нарушает правило или оскверняет его. Что касается накопления неумелой каммы (ведущей в ад), следует учесть все факторы в конкретной ситуации. Некоторым пограничным случаям трудно дать точную оценку.

Если прислужники виновны в полном нарушении, организаторы не могут избежать накопления неумелой каммы, а принимающие угощения монахи и гости также не избегают порицаемого поведения. Не допускается есть мясо, если в отношении его имеется сомнение по трём аспектам - монах видел, слышал или подозревает, что было совершено убийство [животного специально для него]. В соответствии с монашескими правилами, чтобы считать мясо разрешённым, оно должно быть свободно от этих трёх факторов. Если монах знает, что животное не было убито для него и у него нет сомнения, то данное мясо чисто во всех трёх аспектах. Будда разрешил монахам употреблять только такое мясо или рыбу. Если происхождение мяса вызывает сомнение и монах всё равно ест его, ему засчитывается нарушение монашеской дисциплины. Дарители, предлагающие такие сомнительные подношения пищи, пожнут благоприятные и неблагоприятные плоды, если в своей благотворительной деятельности они совершают благие и дурные поступки.

Последствия поступков со смешанными качествами

Как уже говорилось ранее, человек, совершающий поступки, в которых присутствуют как благие, так и неблагие аспекты, получит результат такого же качества. Благодаря щедрости он приобретает богатство, влияние и власть. Однако из-за сопутствующей неумелой каммы он будет страдать от безвременной кончины. Правители подстраивают его смерть, чтобы конфисковать большое богатство, его имущество часто воруют, его дом сгорает в пожаре или он страдает от различных заболеваний. Почему так? В процессе совершения благие дела были связаны также и с какими-то неумелыми поступками. Поэтому в течение целого ряда жизней он не может получить неподпорченный плод своих поступков. Этот вид каммы являются смесью чёрного и белого. Другими словами, эти праведные поступки были посажены с ядом у корней. Поэтому четыре фактора безнравственного поступка "убийство" будут присутствовать в данном деянии. Следует отметить, что при наличии всего лишь одного фактора нравственность запятнана, что является минимальным плохим последствием. Кроме того, человек уничтожает в себе фактор "хорошо освоивший дисциплину". Вот почему в комментарии к Махамангала сутте используются важнейшие слова: "'Хорошо освоивший' означает очищение загрязнений и приверженное следование дисциплине"[1].

Мирянин должен как можно более старательно соблюдать "пять правил". Ему или ей следует знать суть и факторы дурных и благих поступков в каждом из случаев.[2] В случае с первым правилом четыре фактора приведут к накоплению неумелой или дурной каммы. Комментарий Остальные девять проступков при нарушении с четырьмя факторами[3] приводят к накоплению как минимум неумелой каммы: кража, половая распущенность, ложь, клевета, грубая речь, пустая болтовня, недоброжелательность, желание получить чужое и ложные взгляды. Поэтому десять дурных поступков дают в сумме сорок, в которых каждый фактор способствует накоплению неумелой или дурной каммы.

Те, кто воздерживаются от всех 10 дурных поступков с четырьмя аспектами каждого, являются "хорошо освоившими дисциплину", как учит Махамангала сутта. Они становятся подлинно скромными, добросовестными и хорошими людьми. Будда рассказывал о десяти дурных поступках, четырёх качествах и характеристиках каждого. Чтобы быть свободным от пороков и соответствующих четырёх видов дурной каммы, нужно полностью следовать поучениям Будды.

Основные факторы, относящиеся к рекомендации "приверженно следовать дисциплине", описаны в Сингаловада сутте, которую часто называют "дисциплиной для мирян". В ней вы найдёте подробное описание обязанностей домохозяина и его добродетельного поведения. Сингаловада сутта так же известна, как и Махамангала сутта.

Там описываются обязанности детей, родителей, учителей и т.п., поэтому данная сутта называется дисциплиной домохозяев. Если дети исполняют пять видов долга в отношении родителей, они обретают статус хороших людей, а также создают причины благополучия, описанные в Махамангала сутте. И наоборот, дети, не исполняющие свой моральный долг, уничтожают эти причины и не достигают статуса хороших людей. В комментарии даётся совершенно ясное объяснение. Поэтому каждый должен исполнять свой моральный долг и следовать пути великолепных и благородных качеств, основанных на знании и прозрении. Если обычаи соответствуют учениям Махамангала и Сингаловада сутты, им следует следовать с приверженностью. Среди мирян лишь немногие полностью исполняют эти свои обязанности.

Этим завершается объяснение понятия Махамангала сутты "хорошо освоивший дисциплину" в отношении дисциплины мирян. У мирян есть естественная дисциплина, называемая "благим поведением" (sucarita vinaya) и "добродетельное поведение" (ācāra vinaya), которые они должны стараться полностью соблюдать с убеждённостью и усердием. Это нравственное поведение было предписано мирянам самим Буддой, поэтому им нет необходимости изучать монашескую дисциплину. Однако мудрым мирянам, желающим продвигать учение Будды и уже хорошо изучившим свою собственную дисциплину, следует изучить и монашеские правила. Зачем? Те, кто хорошо овладел дисциплиной мирян, становятся подлинно хорошими людьми, так что их ум и мотивы благие. Если эти миряне хорошо контролируют себя с помощью своей дисциплины, то, изучив монашеские правила, они не станут злоупотреблять своими знаниями. Они не станут пятнать себя загрязнёнными поступками тела, речи и ума. Они не станут накапливать дурные намерения и дурные поступки в результате этих новых знаний. В комментарии говорится, что однажды, когда некий учёный и мудрый брахман услышал подробно о монашеских правилах, у него развился ясный ум и сильная приверженность Сангхе. Он высоко оценил силу и значение правил для монахов, когда ясное понимание раскрыло их глубину.

Однажды приверженный брахман услышал чтение монахами их правил. Поняв благо этих многочисленных правил, он вступил в общину монахов. Поэтому собственное отношение и мотивация чрезвычайно важны для определения ценности знания правил монашеской дисциплины и разнообразного поведения монахов.

Путь мирян по изучению дисциплины начинается с изучения и практики дисциплины для мирян, дающей культуру, мудрость и знание. Мирянин должен быть привержен соблюдению предписанных ему правил во всех полноте. Если полноты недостаёт, то мирянин, пусть он и хорошо изучил этику, превращается в лицемера с показной нравственностью. Он или она становится плохим человеком. Если такой мирянин начинает изучать монашескую дисциплину, у него разовьётся склонность искать недостатки. Видя только нарушения и слабости монахов, он или она начнёт порицать, клеветать и оскорблять их. Поэтому для таких мирян изучение монашеской дисциплины не приносит пользы. Поскольку он или она не изучают и не практикуют хорошо дисциплину для мирян, у них нет основополагающих качеств и умелого умственного отношения. Поэтому им бесполезно изучать монашескую дисциплину, поскольку они будут критиковать поведение распущенных монахов, вмешиваясь в чужие дела. Такой человек, цитирующий фрагменты из Виная Питаки и порицающий монахов, накапливает дурную камму, поскольку у него недостаёт качеств хорошего и нравственного человека. Из-за этих недостатков он ставит себя на более высокое место, изрекая слова порицания и клеветы. Поэтому его познания приводят к тяжким дурным поступкам.

Видя только дурное поведение распущенного монаха, он или она порицает его, но это приводит к дурным последствиям. Сосредоточившись на недостатках, эти люди не замечают благих качеств. Если монах не совершил нарушений класса "поражение", основа нравственности у него не нарушена, но критик этого не замечает. Более девяти миллиардов правил у него остались ненарушенными. Образованный мирянин видит и порицает только совершённые нарушения, а не фундаментальную нравственность, которая не утрачена. Критик не видит ценности этой фундаментальной нравственности, он видит только пороки монаха. Поэтому дурные последствия, которые возникнут в результате акта порицания, связаны не с проступками монаха, а с тем статусом, который он сохраняет. Следовательно, критик получает много дурного, говоря против этой истины.

Слабохарактерные люди с неразвитым умом часто видят чужие недостатки. Они неизбежно клевещут, оскорбляют и с грубыми словами обращаются к тем, кто совершает дурные поступки. Они обрушиваются на монахов со слабыми моральными характеристиками. Если такой человек изучает монашескую дисциплину, он или она по глупости накапливает дурную камму из-за недостатка сдержанности. Поэтому для такого человека изучение монашеской дисциплины принесёт только вред.

Те, кто бездоказательно обвиняют падших монахов, страдают от дурных последствий точно так же как при обвинении добросовестного монаха. Монахам засчитывается нарушение класса "собрание общины", которое является очень тяжким. В Виная Питаке говорится: "Asuddha hotipuggalo aññataram pārājikam sammāpanno". В переводе это означает, что обвиняющие монахов в падении сами нечисты. Термин "падший" при подробном рассмотрении означает жажду чужих вещей или жадность, недоброжелательность и ложный взгляд. Слово "Akhantī" означает нетерпение или неприветливость. Комментарий Añāna означает невежество или заблуждение (moha). Kossajja означает лень или нетребовательность. Mutthasati означает отсутствие памятования или недостаток осознавания.

Четыре вида очищающего нравственного поведения.

"Приведите подробное описание факторов или характеристик четырёх видов очищающего нравственного поведения. Расскажите о характеристике, функции, проявлениях и поддерживающих факторах каждого."

1. Сдержанность в соответствии с Патимоккхой

Монах, не являющийся благородной личностью, неизбежно будет совершать нарушения правил дисциплины и он должен признаваться в нарушении [другому монаху] с решимостью не повторять в будущем свой проступок. Чистота сдержанности восстанавливается с помощью этого акта очищения и ограждает монаха от будущих проступков. Проводя искупительную процедуру, монах искренне обещает: "Я не буду так поступать в будущем". Эта умственная решимость должна присутствовать во время процедуры признания.

2. Сдержанность органов чувств

Два вышеописанных фактора также сосуществуют в нравственности сдержанности органов чувств, в процессе "охраны дверей чувств". Искупление вины в сфере охраны дверей чувств является очень тонким и сложным делом. Необходима использовать осознанность у шести "дверей", дабы обрести сдержанность и чистоту.

3. Два фактора очищения средств к существованию

  1. Сюда входит отказ принимать или использовать запрещённую еду или другие принадлежности. В соответствии с правилами монах должен принимать в дар только разрешённую еду и принадлежности.
  2. Если по незнанию монах получил в дар запрещённую еду или предметы, он должен быстро провести искупительную процедуру, как описано в текстах. После этого чистота средств к существованию восстанавливается. Искупление данного нарушения подразумевает отказ от использования запрещённых вещей и признание проступка. В некоторых случаях, когда нарушение чистоты средств к существованию не приводит к нарушению дисциплины, монах должен отказаться от неразрешённых вещей с решимостью быть сдержаннее в будущем.

4. Нравственность в отношении принадлежностей

В сфере соблюдения этого вида нравственности находятся три аспекта: получение даров "четырёх принадлежностей" согласно правилам монашеской дисциплины, добросовестное использование этих вещей и использование их в пределах разрешённого срока.

При употреблении пищи, ношения одежд, использования жилища и лекарств, монах должен помнить об этих трёх факторах. Следует заниматься мудрым размышлением, чтобы возникло умелое отношение и осознавание. Следование нравственности является сложной и глубокой задачей. Почему? С помощью чёток монах обычно с мудростью размышляет о четырёх принадлежностях и так обретается чистота этого вида нравственности. Так можно подумать, что здесь всё столь просто. Однако лишь считать бусинки и декламировать хорошие слова и мысли недостаточно для соблюдения этого вида нравственности. Одна лишь осведомлённость или должное памятование о четырёх принадлежностях недостаточно, хотя и необходимо. Несмотря на декламацию, перебор бусинок и должные мысли монаху трудно уничтожить тонкую привязанность к одежде, еде и жилищу. Чтобы преодолеть эту тонкую привязанность монаху требуется очень сильная осознанность и прозрение. Поэтому всегда, когда он использует четыре принадлежности, он должен до конца развивать силу мудрого рассмотрения вместе с совершенной осведомлённостью. Этот вид нравственности достигается в достаточной мере только тогда, когда исчезают четыре вида привязанности. Комментарий Чистота при использовании принадлежностей обретается в результате благородных упорных усилий. Поэтому привычное перебирание бусинок и одно лишь повторение слов не может считаться полным соблюдением этого вида нравственности. Монаху следует сосредоточиться на глубоком смысле и значении палийских текстов для приобретения ясного знания. Если это знание не возникает, нравственность в отношении принадлежностей не обретается. Из-за недостатка такого глубокого прозрения, в сердце монаха преобладают четыре вида привязанности.

Можно понять, достиг ли монах этого вида нравственности, путём наблюдения за его поведением. У монаха, достигшего этого уровня чистоты, нет привязанности или жадности. Он не накапливает имущество, богатство или собственность. Он не выказывает привязанности к поддерживающим его мирянам. Он будет жить в любом монастыре, в любое время года, в трудных условиях. Он будет принимать в дар одежды из лохмотьев, еду как подаяние, жильё у подножия дерева, резко пахнущие лекарства, - всё, что восхвалял Будда, хотя они являются грубыми составляющими простой жизни. Если монах выбирает для проживания только хорошие монастыри, ест только хорошую пищу, желает только хорошего жилища и стремится к ним, он не достигает этой возвышенной нравственности и нечист в данном аспекте. Поэтому монах должен знать факторы, ведущие к достижению этого важного вида нравственности и усердно и систематически заниматься практикой, дабы обрести факторы, требующиеся для достижения.


Примечания

1. “Tattha asamkilesapājjanena ācāragunavavatthānena.”

2. Миряне должны детально рассмотреть эти 4 фактора в связи с каждым из 10 неумелых поступков. Это упражнение выявит много умственных загрязнений. (прим. ред.)

3. Поступает так сам; советует, побуждает и подстрекает других поступать так; хвалит такой поступок; даёт согласие или потворствует таким поступкам.

<<Назад
Может ли бесстыдный монах стать добросовестным?
Оглавление Далее>>
Каковы последствия нарушений принципов нравственности?

Редакция перевода от 21.11.2014 22:42