Следует ли выражать почтение бесстыдным и падшим монахам?

Опубликовано khantibalo от 18 июля, 2011 - 14:23
<<Назад
Следует ли почитать бесстыдных и падших монахов?
Оглавление Далее>>
Следует ли критиковать бесстыдных и падших монахов?
Перевод Таблица Оригинал
Следует ли выражать почтение бесстыдным и падшим монахам? Следует ли выражать почтение бесстыдным и падшим монахам?
"Должен ли человек, знающий о том, что монах является бесстыдным или падшим, выражать ему почтение и уважение поклонами, приветствиями и т.п.? Получает ли такой человек благо почитания достойных, о котором говорится в Махамангала сутте? Согласуется ли такое поведение с учением, по которому следует выражать почтение только тем, кто наделён благим поведением? Об этом говорится в Дахара Сутте. Получает ли человек надёжное прибежище, почитая бесстыдных и падших монахов? Комментарий Приведите свидетельства или примеры, разъясняющие данный вопрос."

Способы распознания бесстыдных и падших монахов были даны в предыдущих главах. Что касается выражения почтения, то здесь принцип тот же, что и с почитанием достойных. Так что пятый вопрос аналогичен четвёртому.

Однако здесь следует дать несколько дополнительных объяснений в отношении фрагмента из Дахара сутты (S.i.70). Комментарий

"Bhujaṅgamaṃ pāvakañca, khattiyañca yasassinaṃ.
Bhikkhuñca sīlasampannaṃ, sammadeva samācare"

Вышеприведённый фрагмент в переводе означает, что, дабы избежать неприятностей сейчас и в будущем, следует выказывать должное уважение четырём видам личностей. Ради собственной безопасности следует избегать выказывать неуважение. Этот вид умелого поведения называется "цивилизованным поведением" (sammadeva samācare). Комментарий

Четыре вида существ, заслуживающих уважения

Следует почтительно относиться к ядовитой змее, правителю с его свитой, монаху, следующему правильному поведению и огню. Почитая этих четырёх, человек ведёт себя цивилизованным образом, т.е. выказывая им должное уважение.

Главными основаниями для такого отношения являются следующие:

  1. К ядовитой змее стоит относиться с уважением, чтобы избежать её укуса.
  2. К правителю, наделённому высшей властью, следует относиться с уважением и почтением, чтобы избежать опасностей, которые могут от него исходить.
  3. К добросовестному монаху следует относиться с уважением из-за его сил. В противном случае от неразумных связей с ним может исходить опасность. Правители прошлого, такие как Калабу, Дандаки, Аджджуна и др. неуважительно относились к подобным монахам. Из-за этого они подвергались угрозам и бедам, приведшим к упадку.
  4. Каждый должен быть осторожен с огнём, поскольку беспечность может привести к тяжёлым последствиям. Огню следует уделять особое внимание из соображений безопасности. Всё это мудрое и почтительное отношение считается цивилизованным поведением.

Среди четырёх вышеперечисленных змея, огонь и правитель могут нанести вред немедленно. Добросовестный монах не станет причинять вред окружающим. Однако дурное отношение и пренебрежение со стороны мирян может принести вред в долгосрочной перспективе, поэтому к добросовестному монаху нужно относиться с уважением.

В процитированном выше фрагменте Канона даётся ясное руководство для всех быть уважительными и бдительными при контактах с теми, кто может нанести вред и подвергнуть опасности. Следует стараться избегать опасностей и с осторожностью относиться к этим четырём.

Слова "вред и опасность" и "страх" в данном случае несут также смысл накопления неумелой каммы, возникновения у себя дурных мыслей и неправильного взгляда, которого человек может придерживаться. Поэтому при контактах с людьми, особенно с падшими монахами, если человек не выказывает уважения, он будет захвачен неумелыми мыслями и станет совершать неумелые поступки, в результате чего будут увеличиваться дурные черты характера. Это большая опасность, которой следует избегать. Помня об этом, следует выражать почтение падшему монаху, следуя рекомендации о цивилизованном поведении. Если вы вспоминаете этот текст и совершаете почтительные поступки даже в отношении падшего монаха, ваше поведение следует счесть приносящим благо почитания Учения Будды. Выражая должным образом почтение, например, вежливо обращаясь с монахом, приветствуя его, сложив руки в жесте уважения, вы придерживаетесь культурного отношения. Всё это является благим поступком цивилизованного поведения.

Однако, обращаясь с падшим монахом на основе умелого отношения и цивилизованного поведения, вы не получите трёх прибежищ. Причина в том, что падший монах не является подлинным членом монашеской общины, он не является монахом в истинном смысле. Этот недостаток означает, что мирянин не получает надёжного прибежища путём почитания его как человека. Однако если община выбирает падшего монаха для получения даров, а ум мирянина направлен на монашескую общину [в целом], то данный мирянин получит три прибежища. В данном случае Сангха становится получателем, а мирянин подносит пищу общине монахов [в целом]. Так что он получает надёжное прибежище благодаря правильной мотивации.

При совершении даров добросовестным и бесстыдным монахам результат будет разный. Отличие будет и при выражении им почтения. Разница в том, что один монах - добросовестный, а другой - бесстыдный. Однако в обоих случаях мирянин может получить благо уважения и почитания достойных, если он имеет благородный мотив. Для него это хороший поступок.

Цивилизованное поведение

Поведение короля Косалы показывает, что необходимо следовать совету, по которому по отношению ко всем типам личностей нужно проявлять цивилизованное поведение. Ко всем людям нужно относиться с должным уважением.

Однажды, когда король Косалы ухаживал за Буддой в монастыре Джетавана, по той местности проходили отшельники других сект. Когда царь завидел их, он назвал своё имя и поклонился им должным образом. Почему он, будучи приверженным учеником Будды, поклонился и выразил почтение этим отшельникам? В комментарии к Косала Саньютте говорится, что если бы царь не выказал им уважения, эти отшельники затаили бы против него зло. Они бы тогда подумали, что царь выражает почтение только Будде. Если бы царь их проигнорировал, они могли бы стать источником неприятностей для него. Поэтому царь выразил им почтение из соображений вежливости и дабы избежать возможных вредных последствий для страны. Данное почтение выражено царём в соответствии с рекомендацией из Махамангала сутты, где говорится проявлять цивилизованное отношение, что значит относиться ко всем с должным уважением.

Другой причиной поступка короля была политика страны. В его королевстве было множество последователей этих небуддийских учителей. Если люди узнали бы, что царь проигнорировал и пренебрёг их учителями, это могло бы породить рознь и подтолкнуть народ к восстанию. Для единения страны царь склонился перед этими отшельниками. Данный поступок был нужен, дабы принести мир и счастье большому числу последователей других учений. Это само по себе благое дело.

<<Назад
Следует ли почитать бесстыдных и падших монахов?
Оглавление Далее>>
Следует ли критиковать бесстыдных и падших монахов?

Редакция перевода от 09.12.2019 16:28