<<Назад Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ) |
Оглавление |
Далее>> Глава 1. Ненасилие |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Когда монах нарушает установленные для него правила, это называется нарушением (āpatti). Эти нарушения являются поступками тела или речи, хотя почти всегда определяющим фактором является намерение. Одно лишь размышление о совершении чего-то недопустимого является неумелым поведением и может привести к проблемам в будущем, но оно не является нарушением. Далее мы рассмотрим некоторые из этих правил.
Основные классы правил монашеской дисциплины
а) 4 правила класса "поражение" (Pārājika)
Монаху рассказывают о правилах класса "поражение" сразу же после вступлению в общину, благодаря чему он полностью осведомлён о том, что нарушения данных правил являются наиболее тяжкими и приводят к потере статуса монаха. Сущность поступка, преступающего любое из правил класса "поражение" чётко показывает, что монах более не заинтересован в совершенствовании на глубоком и возвышенном пути учения Будды. Возможность добровольного возвращения к мирской жизни доступна в любое время, если монах считает, что не может более соблюдать правила и это считается куда лучшим способом справиться с непреодолимым желанием такого рода.
Монах автоматически утрачивает статус, совершая одно из четырех нарушений класса "поражение": половой контакт, убийство человека, крупная кража и заведомо ложные заявления о высоких достижениях в практике. Монах, совершивший любой из этих поступков, безвозвратно отлучает себя от монашеской общины и более не считается монахом. В текстах это иллюстрируется яркими метафорами, показывающими необратимую природу данных нарушений: как человек с отрубленной головой, как увядший лист, оторвавшийся от стебля, как срубленная пальма, как разбитый камень. В отличие от остальных нарушений, для которых существует искупительная процедура, эти четыре являются окончательным падением.
б) 13 правил, требующих официальных собраний монашеской общины в случае нарушения (Saṅghādisesa)
Нарушения правил этого класса считаются очень тяжкими. Однако любой провинившийся монах может восстановить свою репутацию путём признания и прохождения испытательного срока под надзором других монахов. Наконец, для восстановления нарушителя в правах требуется специальное собрание, состоящее из не менее чем 20 монахов.
в) 2 "неопределённых" правила (Aniyata)
Монашеская община (вместе с провинившимся монахом) должна решить, было ли нарушено какое-либо правило, и если да, то какое.
г) 30 правил, при нарушении требующих признания и сдачи вещи (Nissaggiya Pācittiya)
Эти правила обычно касаются монахов, проявляющих жадность и чрезмерные запросы в отношении монашеских принадлежностей или приобретающих принадлежности недопустимым способом. Это отягощает мирян и как правило, является поводом для замечаний с их стороны: "Как могут эти отшельники... не ведающие умеренности, просить...?" Правила этого класса также показывают монахам как следует обращаться с принадлежностями и предупреждают получение монахами предметов, которые по своей сути являются неподобающими. Чтобы искупить свою вину монах должен сдать неразрешённый предмет другому монаху (монахам) и провести официальное признание нарушения.
Нарушения остальных правил обычно искупаются путём простого признания другому монаху.
В их число входят:
е) 92 правила, при нарушении требующих признания [другому монаху] (Pācittiya)
Все эти нарушения можно искупить, признавшись другому монаху.
ж) 4 правила, при нарушении требующих признания факта (Pāṭidesanīya)
з) 75 правил совершенствования (Sekhiyavatta)
При нарушении этих правил монаху засчитывается нарушение [наименее тяжкого] класса "дурной поступок" (dukkaṭa). В этих "правилах совершенствования" присутствует два аспекта, касающихся главным образом этикета и хороших манер. Во-первых, они являются показателем осознанности монаха, благодаря чему он учится отслеживать своё поведение. Во-вторых, они дают возможность стороннему наблюдателю анализировать поступки монаха и замечать внимательность и отточенность, с которой он двигается, ест и т.п.
е) Семь правил о разрешении вопросов (Adhikaraṇasamatha)
Сюда входят не правила с возможностью нарушения, а общие процедуры разрешения разногласий, обвинений, нарушений и обязанностей.
Также в текстах о монашеской дисциплине существует класс "серьёзных" нарушений (thullaccaya). Это "производные нарушения" от наиболее серьёзных правил класса "поражение" и "собрание общины", охватывающие случаи, когда полное нарушение не совершено, но проступок монаха всё равно достаточно весомый. Также есть одно нарушение класса "дурная речь" (dubbhāsita).
<<Назад Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ) |
Оглавление |
Далее>> Глава 1. Ненасилие |
Редакция перевода от 20.12.2014 17:14
- Оставить комментарий
- 1 просмотр