Классы правил

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Оглавление Далее>>
Глава 1. Ненасилие
Перевод Таблица Оригинал
Нарушения

Когда монах нарушает установленные для него правила, это называется нарушением (āpatti). Эти нарушения являются поступками тела или речи, хотя почти всегда определяющим фактором является намерение. Одно лишь размышление о совершении чего-то недопустимого является неумелым поведением и может привести к проблемам в будущем, но оно не является нарушением. Далее мы рассмотрим некоторые из этих правил.

Основные классы правил монашеской дисциплины

а) 4 правила класса "поражение" (Pārājika)

Монаху рассказывают о правилах класса "поражение" сразу же после вступлению в общину, благодаря чему он полностью осведомлён о том, что нарушения данных правил являются наиболее тяжкими и приводят к потере статуса монаха. Сущность поступка, преступающего любое из правил класса "поражение" чётко показывает, что монах более не заинтересован в совершенствовании на глубоком и возвышенном пути учения Будды. Возможность добровольного возвращения к мирской жизни доступна в любое время, если монах считает, что не может более соблюдать правила и это считается куда лучшим способом справиться с непреодолимым желанием &nbsp;такого рода.

Монах автоматически утрачивает статус, совершая одно из четырех нарушений класса "поражение": половой контакт, убийство человека, крупная кража и заведомо ложные заявления о высоких достижениях в практике. Монах, совершивший любой из этих поступков, безвозвратно отлучает себя от монашеской общины и более не считается монахом. В текстах это иллюстрируется яркими метафорами, показывающими необратимую природу данных нарушений: как человек с отрубленной головой, как увядший лист, оторвавшийся от стебля, как срубленная пальма, как разбитый камень. В отличие от остальных нарушений, для которых существует искупительная процедура, эти четыре являются окончательным падением.

б) 13 правил, требующих официальных собраний монашеской общины в случае нарушения (Saṅghādisesa)

Нарушения правил этого класса считаются очень тяжкими. Однако любой провинившийся монах может восстановить свою репутацию путём признания и прохождения испытательного срока под надзором других монахов. Наконец, для восстановления нарушителя в правах требуется специальное собрание, состоящее из не менее чем 20 монахов.

в) 2 "неопределённых" правила (Aniyata)

Монашеская община (вместе с провинившимся монахом) должна решить, было ли нарушено какое-либо правило, и если да, то какое.

г) 30 правил, при нарушении требующих признания и сдачи вещи (Nissaggiya Pācittiya)

Эти правила обычно касаются монахов, проявляющих жадность и чрезмерные запросы в отношении монашеских принадлежностей или приобретающих принадлежности недопустимым способом. Это отягощает мирян и как правило, является поводом для замечаний с их стороны: "Как могут эти отшельники... не ведающие умеренности, просить...?" Правила этого класса также показывают монахам как следует обращаться с принадлежностями и предупреждают получение монахами предметов, которые по своей сути являются неподобающими. Чтобы искупить свою вину монах должен сдать неразрешённый предмет другому монаху (монахам) и провести официальное признание нарушения.

Нарушения остальных правил обычно искупаются путём простого признания другому монаху.

В их число входят:

е) 92 правила, при нарушении требующих признания [другому монаху] (Pācittiya)

Все эти нарушения можно искупить, признавшись другому монаху.

ж) 4 правила, при нарушении требующих признания факта (Pāṭidesanīya)

з) 75 правил совершенствования (Sekhiyavatta)

При нарушении этих правил монаху засчитывается нарушение [наименее тяжкого] класса "дурной поступок" (dukkaṭa). В этих "правилах совершенствования" присутствует два аспекта, касающихся главным образом этикета и хороших манер. Во-первых, они являются показателем осознанности монаха, благодаря чему он учится отслеживать своё поведение. Во-вторых, они дают возможность стороннему наблюдателю анализировать поступки монаха и замечать внимательность и отточенность, с которой он двигается, ест и т.п.

е) Семь правил о разрешении вопросов (Adhikaraṇasamatha)

Сюда входят не правила с возможностью нарушения, а общие процедуры разрешения разногласий, обвинений, нарушений и обязанностей.

Также в текстах о монашеской дисциплине существует класс "серьёзных" нарушений (thullaccaya). Это "производные нарушения" от наиболее серьёзных правил класса "поражение" и "собрание общины", охватывающие случаи, когда полное нарушение не совершено, но проступок монаха всё равно достаточно весомый. Также есть одно нарушение класса "дурная речь" (dubbhāsita).

<<Назад
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Оглавление Далее>>
Глава 1. Ненасилие

Редакция перевода от 20.12.2014 17:14