Глава 1. Ненасилие

Опубликовано khantibalo от 9 апреля, 2011 - 18:02
<<Назад
Классы правил
Оглавление Далее>>
Глава 2. Взаимоотношения
Перевод Таблица Оригинал
Монашеские правила - руководство для мирян

(I) Ненасилие

В течении всего времени существования буддизм выделялся своей терпимостью и состраданием ко всем живым существам и это отражено в правилах для буддийских монахов. Там описываются ситуации причинения вреда в масштабе от убийства человека, что повсеместно считается преступлением, до уничтожения растительной жизни. Комментарий

Убийство человека

Третье правило класса "Поражение" относится к убийству. В истории происхождения рассказывается о том, как несколько монахов, ошибочно поняв учение Будды о медитации на непривлекательных аспектах тела и, впав в ложные взгляды, совершили самоубийство или попросили других людей убить их. В краткой форме это правило звучит следующим образом:

"Намеренное причинение человеку безвременной смерти, даже если речь о зародыше, является нарушением класса "поражение". (Параджика 3)

Монах не должен советовать совершить убийство или самоубийство, а также помогать в организации убийства. Кроме того, поскольку в этом правиле понятие "человек" определяется, начиная с зародыша, "с момента, когда сознание впервые появляется в чреве", монах не должен рекомендовать аборт или заниматься его организацией.

Нарушение не засчитывается, если смерть произошла случайно или непреднамеренно.

Лишение жизни других существ

В предыдущем правиле предписывалось "поражение" за убийство человека, а в этом монаху засчитывается нарушение класса "признание" за убийство животных. Оно было установлено после эпизода, когда дост. Удаин, известный нарушениями монашеских правил, из ненависти к воронам начал стрелять по ним из лука и демонстрировать оторванные вороньи головы.

"Умышленное убийство или организация убийства животного является нарушением класса "признание". (Паччития 61 в краткой форме)

Понятие "животное" здесь передаёт слово pāṇо, которое дословно переводится как "имеющее дыхание". В комментарии объясняется, что сюда включаются живые существа до размера клопа. В других местах Канона порицается даже "убийство муравья".

Одной из принадлежностей монаха является фильтр для воды. Он используется для предотвращения убийства (видимых) водных существ при наборе воды из колодца или ручья. На практике это также требует от монахов внимательного отношения к сосудам с водой. Монаху следует закрывать или часто менять воду в этих сосудах, чтобы личинки комаров не могли воспользоваться ими для размножения. Это показывает какой акцент в монашеских правилах делается на внимательность и предусмотрительность как "предупредительные меры".

Существует два правила, касающихся использования монахами воды:

Одно из соответствующих нарушений было совершено пресловутой "группой шести монахов", использовавших для своих нужд воду, содержащую живых существ. В краткой форме это правило звучит следующим образом:

"Использование воды, зная о наличии в ней живых существ, способных умереть в результате этого использования, является нарушением класса "признание"". (Паччития 62)

Данное предписание было установлено в результате случая, когда монахи из Алави делали ремонт, "поливая траву и глину" водой, в которой находились живые существа, и монахи знали об этом. Данное правило может быть кратко описано следующим образом:

"Если монах знает о наличии в воде живых существ, но всё равно льёт её на траву или землю - это нарушение класса "признание". Также наливание или организация наливания в такую воду чего-либо, что способно убить находящихся в ней живых существ, является нарушением класса "признание". &nbsp;(Паччития 20)

Намерение здесь является важнейшим фактором. Например, если монах хочет лишь подмести дорожку, но в этом процессе случайно убивает муравьёв, нарушение отсутствует, поскольку лишение жизни было непреднамеренным. Однако, если монах даёт указание убить животное и оно исполнено, нарушение ему засчитывается. (Кроме того, если монах подозревает, что животное было убито специально для него для употребления в пищу, употребление данного мяса считается нарушением.)

Уничтожение растительности

Во времена Будды было распространено поверье, что растения (и даже почва) являются "формой жизни с одной способностью восприятия". Сегодня у нас есть очень похожие идеи об охране окружающей среды, по крайней мере они приводят к тому же отношению к природе. (В Таиланде лесные монахи хорошо известны как наиболее активные защитники джунглей от уничтожения.)

Одиннадцатое правило класса "признание" относится к уничтожению растительности. Оно возникло в результате поведения некоего монаха, который наносил ущерб "существам с одной способностью", срубая деревья. Он продолжал вырубку даже когда лесное божество попросило его прекратить, и тогда оно пожаловалось Будде. Это вызвало критику со стороны мирян и привело к установлению правила:

"Умышленное повреждение или уничтожение живого растения является нарушением класса "признание". (Паччития 20 в краткой форме)

Следовательно, уничтожение живого растения, например, срубить дерево, вырвать цветок или выжигать траву, является нарушением, равно как и срывать плоды с дерева, цветок с куста и т.п. Повреждение или уничтожение живых семян, клубней или саженцев, является нарушением класса "дурной поступок" (дукката).

Монахам, живущим в монастырях на территории тропических лесов, приходится постоянно защищать джунгли и себя самих. Когда дорожки зарастают, возникает опасность наступить на змей и других ползучих насекомых, которые могут в ответ укусить. Также может быть потребность в противопожарных просеках. Один из способов, которым монахи справляются с этой проблемой, является ежедневное подметание дорожек. Однако им не разрешено копать или расчищать территорию.

Десятое нарушение класса "признание" было установлено, когда монахи начали копать землю и просили других копать, а местные жители подвергли монахов критике, считая землю "формой жизни с одной способностью". Данное правило выражается следующим образом:

"Если какой-либо монах копает землю или организовывает раскопки, это нарушение класса "признание". (Паччития 10)

Раскопки, повреждение поверхности почвы, разведение костра и вбивание кольев запрещено. (Если поверхность состоит по большей части из гальки или песка, а не почвы, и в ней отсутствуют живые существа, копать в этом месте можно.)

Однако монахам разрешено делать намёки мирянам или неполноправным монахам (саманерам) о том, что нужно сделать, при условии, что слова или жесты не выглядят как указание. Когда монахам требуется расчистка дорог, есть потребность в земляных работах, прорубке противопожарной просеки и т.п., любой желающий помочь мирянин должен прислушаться к намёкам и подсказкам: "В том месте будет полезна яма для столба", "это место необходимо сделать разрешённым" и т.п. Что конкретно требуется можно затем уточнить.

Одним из практических и долгосрочных последствий этих правил является то, что они препятствуют монахам заниматься сельским хозяйством и владеть землями. В противном случае это могло бы привести к изоляции монахов от мирян, поскольку им не требовалось бы более зависеть от подаяния пищи.

<<Назад
Классы правил
Оглавление Далее>>
Глава 2. Взаимоотношения

Редакция перевода от 25.08.2014 15:20