Деньги, ценности, жильё

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Фруктовые соки и лекарства
Оглавление
Перевод Таблица Оригинал
Деньги и драгоценности

Воровство

Воровство повсеместно порицается и воздерживаться от него учит одно из пяти правил для буддистов - мирян. Для монаха данный поступок описывается во втором правиле класса наиболее тяжких нарушений - "поражение".

Данное правило было впервые установлено во времена Будды, когда дост. Дхания обманным путём взял себе принадлежащие правителю брёвна для постройки монашеского домика:

"Монах, взявший что-либо, что владелец не дал ему, чья стоимость составляет 5 масак (монет) или больше, считается "потерпевшим поражение" (Параджика 2, резюме)

или: "Кража чего-либо стоимостью 1/24 тройской унции золота или больше является нарушением класса "поражение". (резюме Параджики 2 в переводе Тханиссаро Бхиккху)

"Поражение" означает полное прекращение монашеской жизни для совершившего этот поступок человека, поэтому данный акт должен быть чем-то большим, чем мелкая кража. Чтобы засчитать полное нарушение, стоимость украденной вещи должна быть такая, что, как сказано в оригинале, "правители изгоняют его со словами "ты - вор!". В США это вероятно соответствует "крупному хищению". (Мелкая кража является "серьёзным нарушением" (тхуллаччая) или "дурным поступком" (дукката) в зависимости от стоимости вещи.)

Дабы нарушение засчитывалось, у монаха должно быть намерение украсть. Если фактическая кража происходит без его ведома или молчаливого согласия, а также по ошибке, без какого-либо умысла с его стороны, нарушение не засчитывается. Однако мошенничество, злоупотребление доверием, присвоение чужого имущества, уход от налогообложения, контрабанда, нарушение авторских прав и т.п. включаются в это правило. Комментарий

Монахи и имущество

Существует много других важных правил, описывающих отношение монахов к имуществу и деньгам. (Это также десятое правило неполноправного монаха (саманеры) или женщин, соблюдающих 10 правил.) Они были установлены потому, что пожертвования, поступающие монахам благодаря убеждённости мирян в Учении, могут при неправильном отношении привести к подрыву самой сути монашеской жизни. Хотя эти правила могут казаться относительно простыми и чёткими, существуют различные интерпретации и способы следования им. Да и практика далеко не всегда согласуется с теорией. В то же время оно остаётся очень важным аспектом монашеской дисциплины, предупреждая забывчивость на подлинном пути к счастью:

"Монахи, отказавшись от использования денег, реализуйте подлинное отрешение от мирских устремлений и покажите другим пример, что борьба за имущество не является подлинным способом обрести счастье" (Тханиссаро Бхиккху) Комментарий

Деньги

Правило, запрещающее монахам принимать деньги в дар, было установлено, когда дост. Упананда во время сбора подаяния пошёл к регулярно подававшим ему людям. Мясо, которое было специально отложено для него этим утром, было отдано голодному сыну одного из членов семьи. Мирянин хотел дать вместо этого что-то другое и спросил, что можно поднести стоимостью в одну монету. Дост. Упананда спросил, действительно ли ему хотят поднести монету, и взял её себе. Миряне с отвращением восприняли произошедшее, сказав: "Как мы, миряне, берём деньги, так и эти буддийские монахи!"

Существует несколько различных переводов данного правила:

"Если какой-либо монах возьмёт золото и серебро, или даст указание взять, или согласится с помещением их рядом с ним, это требует сдачи вещи и признания".

"Если какой-либо монах подберёт, или сделает, чтобы они были подобраны, или согласится с передачей золота или серебра, это влечёт признание и сдачу вещи".

"Монах, принимающий дар золота или денег или просящий другого принять за него или соглашающийся на помещение их рядом с ним, совершает нарушение, требующее признания и сдачи вещи".

"Если монах сам принимает золото и серебро (деньги) или просит другого человека принять за него или он рад деньгам, хранящимся для него, это нарушение класса "признание со сдачей вещи". (НП 18)

Обратите внимание на несколько тонких различий в том, как переводится это правило, особенно в последнем примере.

В комментарии объясняется что, "несогласие" означает отказ монаха от принятия денег в дар, выражаемый: (1) словами - объяснение дарителю, что монаху не разрешено принимать деньги; (2) делами - монах делает соответствующий жест и (3) мыслями - монах думает, что это не позволительно. Выражение отказа принимать дар может представлять трудность, так как монах должен стараться не обидеть чувств дарителей и в то же время не нарушить свои правила.

Множество правил, касающихся денег и т.п. относятся к классу "Признание со сдачей вещи". Это означает, что деньги или вещи, полученные недопустимым образом, должны быть сданы. Более того, сказано, что данные вещи не могут быть переданы другому монаху, а должны поступить в ведение общины в целом, которая затем должна следовать строго установленной процедуре в распределении данной собственности.

На практике это правило понимается разными монахами по-разному, начиная с того, что некоторые, пытаясь полностью обойти его, утверждают, что "бумажные деньги - это всего лишь бумага" и, следовательно, не являясь "золотом и серебром" (jātarūpa-rajata), не подпадает под действие данного запрета. Другие монахи придерживаются более строгого отношения:

Палийский термин jātarūpa определяется как "золото всех видов" и, хотя слово rajata в некоторых других контекстах может означать "серебро", здесь оно определяется как "монеты" (māsaka) из различных материалов (медь, дерево, лак), используемые в торговле, т.е. деньги.

"В настоящее время в это понятие можно включить монеты и бумажные деньги, однако кредитные карты, банковские чеки и векселя не следует включать в него, поскольку они сами по себе не являются средствами платежа без дополнительной идентификации использующего их человека" (Тханиссаро Бхиккху)

"Первое значение термина jātarūpa-rajata - нательные украшения (из золота и серебра), второе - слитки [этих металлов], третье - монеты, использующиеся для покупки и продажи, что также означает любое средство, используемое для этих целей. Этот термин охватывает все вышеперечисленные значения. Фраза "рад деньгам, хранящимся для него" показывает, что, если у монаха лишь возникла мысль (cittuppāda), он ещё не совершил нарушения, так что она означает действие принятия данного подарка и распространение на него своих прав".

"Что касается мирян: Мирянин ни при каких условиях не должен дарить монаху деньги... даже если они помещаются в конверт или в сумку с другими подношениями. Денежные пожертвования должны передаваться мирянину, отвечающему за это в монастыре, также их можно бросить в ящик для пожертвований или перевести на банковский счёт монастыря. После этого, мирянин могут сообщить монаху (монахам) о своём приглашении, указав вид или количество принадлежностей, которые он спонсирует. Например, в Таиланде образованные миряне передают пожертвование специально назначенному человеку, после чего направляют монахам записку с подробностями подношения". Комментарий

Чеки, кредитные карты и т.п.

В современных условиях следует рассмотреть и другие средства платежа, помимо наличности. Как можно оценить поведение монахов, пользующихся чеками, почтовыми марками или телефонными карточками? Что входит в правило и где проходит граница? В разных общинах эти правила понимаются с небольшими отличиями, хотя, скорее всего, практически везде использование почтовых марок разрешается. Судя по всему, хотя принцип использования кредитных карт и чеков отличается от механизма наличных денег, и, следовательно, может не приводить к нарушению правила о принятии денег в дар (НП 18), это, тем не менее, подпадает под действие другого запрета. (См. ниже: "купля и продажа", "обмен и торговля") Современные учителя пишут следующее:

"В настоящее время в термин "золото и серебро" следует включать монеты и банкноты, а чеки, кредитные карты, банковские чеки и векселя включать не стоит, поскольку они сами по себе не являются денежными средствами, требуя дополнительной идентификации использующего их человека."

"Чеки, кредитные карты и дорожные чеки не тождественны обычным деньгам, поскольку они не являются распространённым предметом оборота, который можно взять в любой магазин и без какой-либо бумажной работы обменять на необходимые вещи... следовательно, принимать и хранить их не является нарушением. Однако использование чеков, кредитных карт, дорожных чеков и подобных вещей можно счесть "покупкой и продажей" и возможно совершение нарушений, описываемых 19 и 20 правилом класса "признание со сдачей вещи". (Аджан Брахмавансо)

"Данное нарушение (НП 20) совершается, когда монах передаёт (или просит передать) продавцу подписанную квитанцию о совершении операции по кредитной карте" (Тханиссаро Бхиккху)

Разрешение Мендаки

Хотя деньги являются важным элементом в обществе, монахи не должны быть озабочены всем, что с ними связано, поскольку истинным "корнем зла" является алчность и эгоизм. Комментарий Следовательно, из-за этого буддистам-мирянам отводится важнейшая роль. Монах не хранит пищу, а получает помощь в вопросе пропитания от мирян, которые занимаются приготовлением и хранением, также он не хранит деньги, а получает поддержку от мирян, которые хранят и используют их. На самом деле эта связь показана в следующем допущении, появившемся во времена Будды, когда монахи находились в трудном путешествии. Им было трудно достать пищу и Будда разрешил искать еду про запас. Комментарий Он также сделал следующее разрешение:

"Есть убеждённые и приверженные люди, которые передают золото и серебро в руки помощников из числа мирян со словами: "Подносите почтенному то, что ему разрешено". Монахи, я разрешаю вам принимать в дар те разрешённые вещи, которые приобретаются на эти средства. Но я никоим образом не утверждаю, что можно принимать деньги в дар или стремиться получить их". (Махавагга VI.34.21)

"Уверенные в монахах мирские последователи могут доверить деньги (досл. серебро и золото) мирскому помощнику монахов и попросить его приобретать для монахов нужные им вещи. Монахи могут радоваться приобретаемым на эти деньги принадлежностям, разрешённым для них. В данном случае монах рад получать принадлежности, а не деньги. Это называется разрешением Мендаки. Монахи не должны просить у мирянина больше принадлежностей, чем можно приобрести на переданные ему деньги."

Помощник монаха

Существует правило, которое более подробно описывает взаимоотношения между монахом и помощником из числа мирян, совершающим операции с пожертвованными на его нужды деньгами.

В истории происхождения помощник дост. Упананды получил определённую сумму денег от высокопоставленного чиновника, чтобы при необходимости монаху приобреталась новая одежда. И в тот день, когда дост. Упананде действительно понадобилась одежда, его помощнику нужно было идти на собрание, присутствие на котором было обязательным под страхом наказания. Дост. Упананда отказался ждать и потребовал от мирянина немедленно приобрести одежду. Из-за этого мирянин опоздал на собрание и был оштрафован. Все собравшиеся единодушно заключили, что "эти монахи нетерпеливы и им трудно угодить". Поэтому Будда установил такое правило:

"Если кто-либо присылает деньги/ценности для приобретения одежды монаху и приносящий деньги человек желает найти помощника монаха, а монах нуждается в одежде, последний должен рассказать мирянину о связанном с монастырём человеке или буддисте-мирянине со словами: "Этот человек - помощник всех монахов". Когда принесший деньги человек всё объяснил помощнику и сообщил монаху "Если вам нужна одежда, скажите вашему помощнику", то в дальнейшем этому монаху следует пойти к помощнику. Разрешено сказать помощнику: "мне нужна одежда". Если помощник не понимает, монах может спросить его ещё до трёх раз в общей сложности. Если и после этого одежду получить не удалось, монах вправе пойти и стоять там, где помощник может видеть его. Таких попыток может быть не более шести. Если он не получает одежду и просит более трёх раз или стоит в видимости помощника более шести раз и в конце концов получает одежду, это нарушение класса "признание со сдачей вещи".

"Если разрешённое число просьб и нахождения в видимости исчерпано и монах так и не получил одежду, он должен пойти к спонсору, пожертвовавшему деньги и сказать: "То, что вы принесли, не стало для меня доступным" и он также должен попросить спонсора забрать свои деньги, чтобы они не пропали" (НП 10)

Или в краткой форме:

"Когда создан денежный фонд у указанного монахом помощника, получение монашеской принадлежности, приобретённой на деньги из этого фонда в результате обращения к помощнику больше разрешённого числа раз, является нарушением класса "признание со сдачей вещи". (НП 10)

"Сумма для оплаты одежды" считается деньгами, принадлежащими спонсору, но находятся они в распоряжении помощника монаха. На практике эти средства могут быть также использованы для приобретения других разрешённых монашеских принадлежностей. Спонсорам важно выяснить, какому образу поведения следует монах или монахи, которым они хотят сделать подношение. Те, кто строго придерживаются правил, будут вести себя не так, как менее скрупулёзные монахи. Первые будут очень осторожны, говоря о принятии денег в дар, и потенциальному спонсору следует помнить, что их общение может пойти в уклончивой манере.

Покупка и продажа

Во времена Будды монахи "группы шести" занимались покупкой и продажей с использованием денег. Миряне видели это и думая, что все монахи поступают так, стали жаловаться: "Как могут эти буддийские монахи покупать и продавать с использованием денег, они ведут себя как миряне, наслаждающиеся чувственными удовольствиями". И тогда было установлено правило:

"Если монах занимается покупкой и продажей с использованием денег (что также означает любую вещь, заменяющую деньги), это нарушение класса "признание со сдачей вещи". (НП 19)

"Приобретение денег или золота путём торговли является нарушением класса "признание со сдачей вещи". (НП 19 в краткой форме)

Обратите внимание, что в вышеприведённых переводах представлено две разные трактовки. Из текстов следует, что под это подпадает вложение денег под проценты и даже обмен валют.

Обмен и подобные сделки

Правило, регулирующее вопросы обмена для монахов, было установлено Буддой после следующего эпизода:

Путём искусного шитья и окраски дост. Упананда освоил изготовление прекрасных одежд из лохмотьев. Однажды некий бродячий аскет захотел приобрести такое одеяние и предложил обменять свою дорогую и качественную одежду на прекрасное одеяние дост. Упананды. Дост. Упананда спросил у аскета, уверен ли он в своём желании, и, получив подтверждение, согласился поменяться с ним одеждой. Через некоторое время бродячий аскет передумал и отправился к дост. Упананде, чтобы получить свою прежнюю качественную одежду назад. Дост. Упананда отказался отдать её. Аскет разозлился и сказал, что даже миряне возвращают обменянные вещи неудовлетворительного качества. И тогда Будда установил следующее правило:

"Если какой-либо монах совершает разного рода сделки, то полученные вещи должны быть сданы с признанием нарушения" (НП 20).

Неприкасаемые вещи

Во времена Будды некий монах пошёл купаться на речку и нашёл утерянный одним брахманом кошелёк с деньгами. Владелец вернулся и, дабы избежать выплаты вознаграждения нашедшему, умышленно заявил, что часть денег в кошельке куда-то пропала. Поэтому существует правило (Паччития 84), запрещающие монахам подбирать утерянные ценности.

Однако у этого правила есть исключение. Если монах нашёл ценности в монастыре или в месте своего проживания, он обязан (в противном случае ему засчитывается нарушение) подобрать их и хранить в безопасном месте с целью возврата владельцу. Это показывает, что проблема состоит не в предмете как таковом, раз "не прикасаясь к нему монах свободен от него", а в осторожности с которой следует относиться, чтобы собственная алчность и привязанность не осквернила предмет и чтобы монах не был жертвой алчности других людей.

В комментарии монахам также запрещается прикасаться к неподобающим вещам, в число которых включаются золото, серебро и ценные предметы.

Жильё

Жильё является третьей из "четырёх принадлежностей" монаха. Изначально Будда объяснял, что монаху обычно следует искать укрытия у подножия дерева. (Он сам достиг пробуждения у подножия дерева Бодхи.) Однако позже, когда для монахов был установлен сезон дождей и произошёл переход от жизни в лесу к оседлости, началось строительство и подношение общине монашеских домиков (kuṭī). (Со временем проживание в защищённом от непогоды месте фактически стало обязательным в течение трёх месяцев сезона дождей.)

Монах также может добровольно принять особые практики (dhutaṅga). Это чаще всего можно увидеть у лесных монахов и данная практика выделяет их из общей массы. Например, они довольны жизнью в лесу, на открытом воздухе, в пещерах, на кладбище или месте кремации, а находясь в монастыре, эти монахи рады любому жилью, которое им отведено.

Роскошные жилища

Изначально монашеский домик был всего лишь шалашом с полом из глины или земли. Были установлены правила, регулирующие их размер и внешний вид. Например, шестое правило класса "собрание общины" (второй из наиболее тяжких классов нарушений) было установлено после того, как монахи стали строить для себя роскошные и необычные жилища. У них не было спонсоров и из-за этого монахи стали клянчить стройматериалы у мирян, "снова и снова повторяя "дайте это, дайте то..". Это попрошайничество стало таким бременем для местных жителей, что они, завидев приближающихся монахов, причём любых, убегали и прятались.

"Постройка или указание строить отштукатуренное монашеское жилище для самого себя при отсутствии спонсора и утверждения Общиной, является тяжким нарушением, требующим собраний монашеской общины. Постройка или указание строить отштукатуренное монашеское жилище для самого себя при отсутствии спонсора, и превышающее стандартные размеры, является тяжким нарушением, требующим собраний монашеской общины" (Сангхадисеса 6, резюме)

В комментарии объясняется, что, дабы подпадать под данное правило, строение должно возводиться на длительный срок. Максимальный размер монашеского жилища зависит от древней единицы измерения, перевод которой на современные единицы различается, и составляет примерно 3 на 1,75 метра. В комментариях предлагаются размеры в три раза больше этих.

Мебель

Монахам разрешено использовать низкую кровать для сна и табуретку для сидения, позволяющую защититься от влаги, идущей от земляного пола. Но зачастую в жилищах, имеющих деревянные полы (и в тропическом климате) монахи спят на обычном матрасе на полу. В холодном климате эти принципы могут корректироваться с опорой на "великие стандарты".

Принцип избегания "высоких и роскошных постелей" также входит в "восемь правил" для мирян, временно соблюдающих особые предписания.

<<Назад
Фруктовые соки и лекарства
Оглавление

Редакция перевода от 20.12.2014 18:28