Четыре принадлежности

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Предисловие
Оглавление Далее>>
Одежда
Перевод Таблица Оригинал
Четыре принадлежности: что нужно монаху?

Будда сказал, что в жизни есть четыре основные потребности: одежда, еда, жильё и лекарства, к которым следует развивать правильное отношение:

"Вдумчиво размышляя, я ношу монашескую одежду только для того, чтобы противостоять холоду, противостоять жаре, противостоять нападениям мух, комаров, влиянию ветра, жары и ползающих существ, просто чтобы скрыть части тела, вызывающие стыд."

"Вдумчиво размышляя, я употребляю пищу, полученную как подаяние, не для веселья, не для удовольствия, не для того, чтобы поправиться, не для украшения тела [мышцами], но только для выживания и продолжения существования этого тела, для устранения его страданий, для поддержания святой жизни. Думая "Так я уничтожу старые чувства [голода] и не создам новых чувств [от переедания]. Так я буду поддерживать жизнь, не заслуживая порицания и пребывая в благополучии."

"Вдумчиво размышляя, я использую жильё только для того, чтобы, противостоять холоду, противостоять теплу, противостоять нападениям мух, комаров, влиянию ветра, жары и ползающих существ, просто для защиты от суровости погоды и для пребывания в уединении."

"Вдумчиво размышляя, я использую предметы для излечения болезней, только для того, чтобы противодействовать страданиям возникшего заболевания и для максимальной свободы от болезни." (Саббасава сутта, МН 2)

Одежда, еда, жильё и лекарства необходимы вне зависимости от того, является ли человек монахом или живёт в миру. Однако монах должен занимать по отношению к ним полностью сбалансированную позицию. Он не должен следовать рекламе и моде, поскольку ему следует быть приверженным простоте и непривязанности к вещам. Судя по всему, в исходный перечень принадлежностей входили только самые необходимые вещи, которые странствующие монахи могли носить с собой, например сосуд для подаяния, три части монашеской одежды, подкладка для сидения и пояс. Однако, по мере возникновения соответствующих потребностей, были разрешены и другие предметы, например, фильтр для воды, бритва с чехлом, наждак и ремень для правки бритв, а затем и такие вещи как зонт и сандалии. Позже в комментариях появились разрешения и на другие подобные предметы.

Просит ли монах что-нибудь?

Будда ясно дал понять, что монах должен по возможности избегать просить чего-либо. (В случае острой необходимости монаху разрешено просить вещи из числа основных принадлежностей. Например, если вся его одежда украдена, монах может попросить у мирянина одно одеяние на замену.) Будда рассказал о попрошайничестве такую историю:

Однажды к Будде пришёл монах и пожаловался на большую стаю шумных птиц, которые прилетали на ночлег в ту часть леса, где он проживал. Будда предложил монаху, чтобы тот, желая прогнать птиц, многократно выходил ночью в лес и просил у каждой птицы по перу. Птицы, подумав "этому монаху нужно перо, и ещё одно, и ещё одно...", покинули лес и никогда больше не возвращались. Затем Будда объяснил, что попрошайничество и соответствующие намёки неприятны даже животным, а о людях и говорить нечего.

Монах, постоянно просящий что-либо, демонстрирует наличие алчности в своём уме. Никому не нравится на это смотреть и миряне-спонсоры могут подвергнуть его осуждению, что потом может быть распространено на всю монашескую общину и даже на учение Будды. Поэтому Будда установил множество правил, объясняющих монахам что является должным поведением.

Приглашение принять помощь

Обычно монах не просит чего-либо. Вместо этого он будет ждать, когда ему что-нибудь поднесут. Это проявляется во время сбора подаяния пищи, где монах не произносит каких-либо просьб и пожеланий, он даже не смотрит на людей, хотя ему разрешено тихо остановиться и подождать, чтобы понять, подадут ему в данном месте или нет. Одним из способов, которым мирянин может дать возможность монаху просить у него помощи - это так называемое "приглашение" (pavāraṇā). Будда разрешил монахам принимать такие приглашения. Приглашение совершается в случае, когда миряне решают взять на себя обеспечение лекарствами конкретного монаха, если он заболеет, или это может быть предложение помощи в более широком смысле. (Хотя больной монах может просить лекарства у любого человека, гораздо предпочтительнее выглядит обращение к тому мирянину, который ранее пригласил его обращаться к нему за помощью в таких ситуациях.) Поэтому, если миряне встречают монаха, который кажется им достойным помощи и поддержки, они приглашают его в случае необходимости обращаться к ним. Достаточно много правил описывают что и как можно просить у мирянина, если он сделал это официальное приглашение.

Поэтому оно может быть вполне конкретным в вопросе того, что подносится и какое время действует. (Очевидно, что, если ситуация изменилась или просьба монаха является чрезмерной, у дарителя нет обязательств и внимательный монах всегда сможет прочувствовать ситуацию.)

Ясно выраженное предложение помощи также позволяет предотвратить недопонимание. Например, монах будет точно знать что конкретно предлагается и не будет просить чего-либо помимо этого. Также и мирянин не будет перегружен выполнением непосильных для него запросов.

47 правило класса "признание" было установлено после следующего происшествия:

У одного мирянина было много "лекарственного масла" и он пригласил монахов пользоваться этими запасами в течение четырёх месяцев. По истечении этого срока большое количество масла так и осталось неиспользованным, поэтому мирянин продлил своё предложение ещё на 4 месяца, а затем и бессрочно. Будда разрешил монахам воспользоваться им. Однако тот же мирянин в прошлом подвергал критике монахов "группы шести" за их недопустимое поведение и они решили отомстить дарителю, попросив у него слишком большое количество масла и начав жаловаться, из-за того, что он не смог немедленно произвести обещанный объём. В результате Будда установил следующее правило:

"Монах, не являющийся больным, может принять приглашение сроком на 4 месяца, в течение которого он вправе просить монашеские принадлежности. Если монах будет пользоваться им в течение более длительного срока, то ему засчитывается нарушение класса "признание", за исключением случаев продления дарителем срока или когда приглашение является бессрочным." (Паччития 47)

Если приглашение более размытое, например, мирянин сказал "Почтенный, если вам что-нибудь нужно, дайте мне знать" - то монах не должен поступать вразрез с духом этого предложения. В некоторых общинах считается, что приглашение, в котором мирянин не указывает срок его действия, действительно в течение четырёх месяцев и пользоваться им дольше этого срока является нарушением.

Монаху разрешено в любое время просить принадлежности у своих родственников, даже если они не предложили ранее свою помощь. (Разумеется, они сами решают, удовлетворять ли просьбу монаха или нет.) Под термином "родственники" понимаются те люди, с которыми у монаха есть общие предки до семи поколений на стороне отца и матери. Родственники со стороны жены не считаются.

"Следовательно, все потомки пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-дедушки считаются родственниками... хотя в настоящее время монахам рекомендуется считать родственниками только тех, с кем имеются реальные родственные связи." (Тханиссаро Бхиккху)

Имущество монаха

В идеале у монаха должны быть только его основные принадлежности: три части одежды (описаны в следующей главе), сосуд для подаяния, пояс, иголка и с ниткой, бритва и фильтр для воды.

Сосуд для подаяния может быть из глины или железа. Если сосуд глиняный - он должен быть обожжён с целью повышения прочности, а если железный - должен быть защищён от ржавения. В текстах упоминаются сосуды трёх размеров: маленькие, средние и большие. Установлен ряд правил, касающихся поиска нового сосуда до того момента, когда старый износился. Они требуют от монаха сдать сосуд в ведение общины, если он был получен неразрешённым образом (НП 22 и 23).

Необходимость в поясе появилась, когда у монаха, шедшего по деревне, упала нижняя часть одежды (юбка). Иголка и нитка необходимы для пришивания заплаток и другого ремонта монашеских одежд. Многие учителя объясняют, что монаху следует засчитывать нарушение класса "дурной поступок", если он не починил свою одежду в тот день, когда она порвалась. Потребность в бритве возникла после следующей истории:

"В то время монахи ходили с длинными волосами. Будда спросил: "Монахи, можете ли вы стричь друг другу волосы?" Получив утвердительный ответ, он разрешил [иметь и использовать] бритву, точильный камень, чехол, фетровую обёртку и другие бритвенные принадлежности. "Миряне критиковали монахов "группы шести" за ношение длинных волос. Будда установил правило класса "дурной поступок", разрешив монахам носить волосы длиной не более двух пальцев в толщину или отраставших в течение не более двух месяцев. Не допускается придание формы, причёсывание или приглаживание волос или бороды. Также запрещено вырывание седых волос. Всё это считается поведением "мирян, наслаждающихся чувственными удовольствиями". (НС)

Фильтр необходим, дабы избежать убийства существ, живущих в питьевой воде.

Однако, большинство монахов имеет предметы, не входящие в число уже перечисленных. Это предметы повседневного использования, такие как мыло и зубная паста, свечи и спички, ручка и книги, часы или будильник, фонарик или другой подобный светильник, а также более сложные вещи, соответствующие их месту проживания. Принцип состоит в том, что эти вещи не должны быть роскошными или дорогими. Всё что дано монаху принадлежит ему (при условии, что данная вещь разрешена), также монаху разрешается отдавать свои вещи другим, если это делается должным образом и не приводит к утрате доверия дарителей. Передача или получение в собственность имущества, принадлежащего монашеской общине или монастырю, строго контролируется и описывается правилами, рассматриваемыми в следующем разделе.

После смерти монаха его имущество обычно переходит в собственность общины.

"Вещи, принадлежавшие умершим полноправным и неполноправным монахам, являются собственностью общины, то есть, община наследует их." (EV)

Получение даров недопустимым способом

Существуют два правила, описывающих ситуацию, когда монах получает в свои руки дар, предназначенный общине (т.е. не ему лично). (Если монах украдёт что-либо, это нарушение класса "поражение".)

Первое из этих двух правил было установлено, когда группа мирян готовилась совершить подношение пищи и ткани общине в целом. Однако, пришедшие в то место монахи "группы шести" склонили этих мирян поднести ткань им.

"Если какой-либо монах умышленно переводит на себя дары, предназначенные общине в целом, это нарушение класса "признание с конфискацией". (НП 30)

"Слово "дары" здесь означает одежду, еду, жильё и лекарства, а также другие разрешённые вещи. Это вещи, предназначенные в дар Общине, но ещё не поднесённые. Монах переводит их на себя, прося их непосредственно у дарителей или путём обтекаемых фраз с целью убедить дарителя отдать вещь ему." (НП 30)

В вышеупомянутом правиле недопустимым способом полученный дар должен быть отдан другому монаху (монахам). (Однако деньги являются особым случаем. См. раздел о деньгах.) Следующее правило дополняет данное, но оно требует лишь признания:

"Убеждение дарителя отдать другому человеку вещь, которую он/она планировал(а) поднести общине в целом, является нарушением класса "признание", если монах знает, что дар изначально предназначался общине." (Паччития 82)

Что можно поднести монаху?

Как уже говорилось выше, Будда сказал, что для жизни существуют 4 основные потребности - одежда, еда, жильё и лекарства, поэтому в последующих разделах мы будем использовать именно такое деление.

В одной из сутт также говорится, что монахи не принимают в дар сады, рисовые поля и другие участки земли, упряжных и других животных и т.п. (EV)

<<Назад
Предисловие
Оглавление Далее>>
Одежда

Редакция перевода от 18.12.2018 15:26