Глава 2. Взаимоотношения

Опубликовано khantibalo от 9 апреля, 2011 - 18:02
<<Назад
Глава 1. Ненасилие
Оглавление Далее>>
Глава 3. Имущество и подношения
Перевод Таблица Оригинал
Монашеские правила - руководство для мирян

(II) Взаимоотношения

Монахи не могут жить в полной изоляции от мирян, поскольку взаимная поддержка является неотъемлемой частью их образа жизни. Однако эта поддержка не должна превращаться в близкие отношения, поскольку они идут вразрез со всей идеей отказа от семейной жизни с её бесконечными внутренними осложнениями. "Святая жизнь" (brahmacariyā) состоит в предотвращении проявлений всех форм сексуального желания через поступки и речь монаха. (На самом деле воздержание от грубых форм недопустимого сексуального поведения входит уже в "пять правил". Но "восемь правил" и "десять правил" немедленно переводят это ограничение на более высокий уровень, а в монашеских правилах оно рассматривается с дополнительными подробностями.) Благодаря этому духовная практика человека может продвигаться к уничтожению всех желаний с помощью развития ума и медитации. Самым сильным объектом такого сексуального желания, за который ум хватается сильнее всего, обычно являются люди противоположного пола, поэтому в столь многих правилах рассматривается этот вид взаимоотношений.

Половой акт

Первое нарушение в своде 227 правил относится к монаху, вступающему в половую связь. Эта тема остаётся столь же актуальной и в наше время, с учётом числа сексуальных скандалов, которые сотрясают буддийские регионы и сообщества как на Востоке, так и на Западе. На эту тему досточтимый Тхирадхаммо пишет:

"Хотя некоторые из указаний могут показаться негибкими или пуританскими, важно помнить о живучести и долговечности слухов, даже если они ложные. Беспрестанный поток сексуальных скандалов в религиозных кругах может послужить достаточным основанием для поддержания высочайшей степени осторожности и осмотрительности."

Данное правило было впервые установлено в результате поведения дост. Судинны. Он был сыном богатого торговца, и смог стать монахом только преодолев большое сопротивление своей семьи. Для занятий практикой он покинул местность, в которой проживал, а когда позже вернулся навестить родных, его родители были вне себя от радости и задумали заманить его обратно в мирскую жизнь. Они пригласили дост. Судинну принять пищу в их доме и разложили перед ним своё богатство, сложенное в две большие кучи золота, в то время как его бывшая жена показалась перед ним в самом соблазнительном наряде. Но монаха всё это никак не тронуло. Сказав родителям выбросить золото в реку, он назвал свою бывшую жену "сестрой". Однако когда его престарелая мать взмолилась хотя бы оставить им наследника, он по глупости поддался на уговоры и совершил со своей бывшей женой половой акт.

Первое правило класса "поражение" в краткой форме звучит следующим образом:

"Монах, вступивший в половой акт любого рода, считается потерпевшим поражение."

Запрещены все формы и разновидности половых контактов с проникновением, будь то генитальный, оральный или анальный, с мужчиной или женщиной, человеком или животным. Наказание является самым суровым - "поражение" (параджика).

Физический контакт

В настоящее время на Западе слышно много историй о сексуальных домогательствах, поэтому то, как Будда рассматривал данный вопрос, не должно касаться особенно странным.

Если монах похотливо прикасается к женщине, он совершает очень серьёзное нарушение, требующее официальных собраний монашеской общины и испытательного срока. Скрупулёзный монах стремится быть вообще вне подозрений, поэтому он, по возможности, будет стараться избегать любых физических контактов. (Отсюда вытекает отношение к рукопожатиям. Это также объясняет, почему в Таиланде монахи используют специальную ткань для принятия подношений от женщин.)

Данное правило было впервые установлено Буддой, когда один брахман вместе с женой пришёл посмотреть на прекрасное жилище дост. Удаина. Показывая своё жильё, дост. Удаин зашёл женщине со спины и "одну за другой гладил части её тела". По завершении визита брахман хвалил дост. Удаина, но его жена была настроена критически и рассказала о произошедшем. Брахман тогда стал жаловаться: "Неужели жену нельзя привести в монастырь, и чтобы на неё никто не покушался?". И тогда было установлено правило:

"Если какой-либо монах, поражённый страстью, с искажённым умом, вступит в телесный контакт с женщиной, в том числе держа её за руку, держа её за локон волос или лаская части её тела, это требует первоначального и последующих собраний монашеской общины" (Сангхадисеса, 2)

Чтобы считаться виновным, монах обычно должен совершить какое-то действие, приводящее к контакту с женщиной, в то время как его ум охвачен страстью. Если он случайно оказался в том же месте и столкнулся с женщиной или женщина натолкнулась на него, а также, если женщина сама к нему пристаёт, а желание вступить в похотливый контакт отсутствует, нарушение не засчитывается. Однако ум среднестатистического монаха обычно очень непокорен и быстро меняется, поскольку просветление ещё не достигнуто и необходимо заниматься практикой для его осуществления, поэтому в таких ситуациях монахи могут предпочесть крайнюю осторожность.

Если монах прикасается к матери из чувства привязанности, всё равно засчитывается нарушение, хотя и меньшей тяжести ("дурной поступок"). Хотя Будда в полной мере восхвалял чувство благодарности родителям, монах, будучи человеком, оставившим мирскую жизнь и семью, не должен привязываться к мирским взаимоотношениям. Единственным реальным способом для него выполнить свой сыновний долг - это достичь прозрения в практике и затем обучать своих родителей.

Если монах действует из похотливых побуждений, ему засчитывается "серьёзное нарушение" (тхуллаччая) за телесный контакт с пандакой (человеком с нестандартным половым статусом), а за контакт с мужчиной - "дурной поступок" (дукката).

Предыдущие правила касались поступков монаха на физическом уровне, в то время как следующие два, нарушение которых также классифицируется как очень тяжкое, относятся к недопустимым разговорам с женщинами.

Заигрывание

Это правило появилось после того, как большая группа женщин пришла посмотреть на жилище дост. Удаина. Во время разговора он использовал непристойные выражения, заигрывая с этими женщинами, в результате чего некоторые из них сказали: "Это неподобающе. Мы не хотим слышать такого даже от наших мужей." Поэтому Будда установил следующее правило:

"Если какой-либо монах, будучи охвачен желанием, с искажённым умом, обращается непристойными словами к женщине, подобно тому, как молодой человек обращается к девушке с намёком на сексуальный контакт, это влечёт за собой первоначальное и последующие собрания Общины."

Непристойные предложения

Данное правило очень актуально в настоящее время, потому что сейчас некоторые ошибочно верят, что вступление в половую связь с учителем может помочь в духовном развитии.

И вновь причиной установления этого запрета оказался страстный Удаин. Однажды он предложил одной красивой приверженной женщине сделать ему "особое подношение", вступив в с ним в половую связь. И тогда Будда установил следующее правило:

"Сказать женщине, что она получит благо от полового акта с предлагающим ей это, является нарушением, требующим первоначального и последующих собраний Общины" (Сангхадисеса 4 в краткой форме)

Сватовство

Сегодня основной проблемой можно скорее счесть развод и распад брачного союза, а не вступление в брак. Однако следует обратить внимание на то, как монах может участвовать в них и как он должен остерегаться чрезмерного увлечения этими процессами. (Также стоит отметить, что нарушение этого предписания стоит в числе наиболее тяжких.)

Данное правило было установлено в результате поведения дост. Удаина, который участвовал в организации браков и романтических знакомств. Когда они заканчивались неудачей, миряне винили во всём монаха. Данное правило звучит следующим образом:

"Если какой-либо монах участвует в сообщении женщине намерений мужчины или в сообщении мужчине намерений женщины, предлагая заключение брака или установление любовных отношений, даже если речь о кратковременной связи - влечёт за собой первоначальное и последующие собрания Общины." (Сангхадисеса 5)

Монах не должен проводить церемонию бракосочетания, а единственное, что для него можно счесть допустимым - это прочесть новобрачным благословительные строфы после официальной регистрации, наставляя их на праведную жизнь, основанную на верности, щедрости, добродетели и медитации. Он также должен быть особенно внимателен, наставляя семейные пары. (Нет нарушения, если монах воссоединяет находящихся в браке людей, по каким-то причинам разошедшихся, при условии, что они ещё не развелись.)

Наедине с женщиной

Монах не только должен быть безупречным, но и должен выглядеть как таковой. Он подаёт пример другим и, следовательно, не должен давать даже повода для осуждений. Необходимо точное объяснение всех сомнительных ситуаций, именно для этого и были установлены следующие правила. Знакомство с этими правилами также помогает понять, почему поведение некоторых монахов иногда может казаться асоциальным. (Когда монахи с неохотой вступают в разговоры на личные темы, это может показывать, что для них время и место такого общения является неподходящим.)

Это и есть два аспекта следующих правил: физическая близость и разговоры в уединённом месте. Если женщина видит одиноко сидящего монаха и хочет сесть рядом с ним или желает поговорить с ним один на один, должны учитываться следующие правила.

Во-первых, правила, относящиеся к физической близости:

Два правила класса "неопределённые", которые были установлены после того, как дост. Удаин отправился к молодой женщине, недавно вышедшей замуж. Он сидел с ней в уединённом месте, где больше никого не было, разговаривая на мирские темы. Висакха, уважаемая мирская ученица Будды, увидела их и сказала дост. Удаину: "Почтенный, это неподобающе и недопустимо, что учитель сидит так в укромном месте. Почтенный, хотя у учителя могло и не быть желания сексуального контакта, есть недоверчивые люди, которых трудно убедить."

Тогда Будда установил следующее правило:

"Если какой-либо монах будет сидеть в укромном месте, наедине с женщиной, на сидении, достаточно огороженном, чтобы подходить для совершения полового акта и мирянка, словам которой можно доверять, увидев их, может описать случившееся как поступок, требующий исключения из общины ("поражения"), собраний общины или признания, то монаха, признавшего, что он сидел в том месте, можно судить в соответствии с тяжестью соответствующего поступка или его можно судить в соответствии с тем поступком, который был описан увидевшей это мирянкой. Данная ситуация является неопределённой." (Анията 1)

Второе "неопределённое" нарушение похоже на первое за тем исключением, что место является менее скрытым и не подходит для сексуального контакта, хотя оно всё равно может быть основанием для других нарушений этого же плана, например "обращаться к женщине непристойными словами".

Если монах умышленно сел вместе с женщиной в уединённом или укромном месте (как описано в двух предыдущих правилах), это может привести к более тесному контакту или как минимум, к непониманию со стороны неожиданных свидетелей происходящего. Дабы избежать подобных проблем монаху требуется сопровождающий.

"Уединённое место" определяется как место, где монах может сидеть (или лежать) вместе с женщиной и оно скрыто от взглядов и находится вне пределов слышимости, например, уединённая комната или место за стеной или забором. В таких ситуациях должен присутствовать мужчина или достаточно взрослый мальчик, способный понимать, какое поведение является неподобающим.

Следовательно, если женщина (или несколько женщин - в первом "неопределённом" правиле не имеет значения сколько их) видит монаха, одиноко сидящего в таком уединённом месте, она должна вспомнить об этом правиле, не приближаясь и не садясь рядом с ним. Она должна подождать более подходящего времени или найти мужчину, который сможет играть роль сопровождающего. Менее уединённым, но всё равно укромным местом (второе правило класса "неопределённое") можно считать, например, скамью в безлюдном парке или застеклённое крыльцо или другое место, которое хоть и укромное, но не столь уединённое, чтобы быть пригодным для полового акта. В этом случае в комментарии разрешается иметь в качестве сопровождающего не только мужчину, но и женщину, при условии, что он/она знает, "что является и не является непристойным" и находится в пределах видимости. Однако если монах и женщина разговаривают друг с другом, то сопровождающим должен быть обязательно мужчина, потому что на этот счёт есть специальное правило.

Рассматриваемые далее правила "требующие признания" связаны с упомянутыми выше "неопределёнными" правилами. (Определения "уединённого" и "укромного" места смотрите выше.)

44 правило класса "признание" было установлено, когда муж одной женщины вынес осуждение дост. Упананде за то, что тот сидел с его женой в "уединённом месте". Правило звучит следующим образом: "Сидеть или лежать с женщиной или женщинами в укромном, уединённом месте, при отсутствии другого мужчины, является нарушением класса "признание". (Паччития 44)

Следующее правило того же класса было установлено, когда дост. Упананда был замечен сидящим наедине с женой одного мужчины в "укромном месте". Сформулировано оно так:

"Если какой-либо монах сидел в укромном месте наедине с женщиной, это является нарушением класса "признание". (Паччития 45)

Следовательно, аналогично "неопределённым" нарушениям, здесь необходимо присутствие сопровождающего.

Разговоры с глазу на глаз

Рассмотренные выше правила относятся к физической близости, в то время как следующее предписание рассматривает ситуацию, когда монах и женщина разговаривают один на один. Может показаться странным, что существует правило, полностью запрещающее конфиденциальные беседы с монахом наедине. Однако если поразмыслить о том, сколь часто подобные духовные консультации могут пойти не в ту сторону, становится понятнее, почему ради блага всех участников здесь разумно перестраховаться. Даже если их поведение совершенно безупречное, оно всё равно может стать причиной слухов и критики.

Седьмое правило класса "признание" было установлено, когда дост. Удаин пришёл в гости к спонсировавшим общину мирянам. Он сел у входной двери рядом с матерью семейства, проповедуя ей Учение тихим, скрытным голосом, после чего подошёл к невестке, стоящей у боковой двери и разговаривал с ней в той же манере. Обе женщины ошибочно подумали, что он заигрывал с другой и стали порицать дост. Удаина, настаивая, чтобы Учение проповедовалось в ясной и открытой форме. В результате Будда установил следующее предписание:

"Излагать Учение женщине, используя более 6 предложений (vācā), является нарушением класса "признание", за исключением ответа на вопрос или присутствия понимающего мужчины". (Паччития 7)

Существуют различные трактовки того, что означает понятие "шесть предложений", поскольку палийское слово vācā может означать "слово", "изречение" и даже "речь". Даже если присутствует множество женщин, а мужчин рядом нет, монаху засчитывается нарушение.

Из истории происхождения данного правила можно понять, что здесь, как и ранее, не делается запрета на обучение женщин Учению Будды, но оно должно совершаться так, чтобы быть полностью открытым и не давать повода для неправильного понимания.

Совместное проживание

Следующее правило регулирует близость монахов и женщин в ночное время. Существует несколько различных трактовок текста данного правила и, поскольку на эту тему задаётся много вопросов, здесь будут приведены несколько вариантов перевода и будут даны дополнительные объяснения.

Установлено оно было после того, как дост. Ануруддха, один из выдающихся учеников Будды, во время одного из путешествий спросил у хозяйки гостиницы разрешения переночевать. Она охотно согласилась, и, когда пришло ещё несколько постояльцев, дост. Ануруддха позволил им заночевать в одной комнате с ним. Тогда хозяйка предложила ему переночевать в одной из внутренних комнат. Однако женщина увлеклась им настолько, что попыталась соблазнить дост. Ануруддху. Поняв, что её чары на монаха совершенно не действуют, она одумалась и попросила прощения. Дост. Ануруддха прочёл ей проповедь, которая её так восхитила, что хозяйка гостиницы приняла прибежище в Трёх Драгоценностях.

Далее представим варианты перевода текста данного правила:

"Если монах спит в месте, окружённом стеной и под одной крышей с женщиной, даже одну ночь, это нарушение класса "признание".

"Монах, который ложится с женщиной в одном здании под одной крышей и внутри одних и тех же стен, которые достроены или почти достроены, совершает нарушение класса "признание".

"Лежать в одно и то же время в том же жилище с женщиной является нарушением класса "признание".

Есть дополнительные сложности в том, как это правило должно применяться в современных условиях, например:

"Дома в тропическом климате часто бывают построены без системы дверей и комнат, как обычно бывает в более холодных местностях, отсюда следует важность данного правила. Монахов, которым приходится ночевать в доме западного типа с запираемыми комнатами, особенно в тех местах, где нет монастырей, что может случаться в процессе миссионерской деятельности, вряд ли можно считать нарушающими его." (Paatimokkha text and English translation, 1966)

"В комментарии объясняется, что, если в одном здании имеется множество комнат, например в случае нескольких квартир, в понятие "одна спальня" можно включить только те комнаты, у которых есть общий вход. Понятие "вход" объясняется как место, где человек моет ноги перед входом в группу комнат. В настоящее время каждая квартира имеет коврик, где посетители вытирают ноги перед входом в данное жилище и, следовательно, в соответствии с комментарием, данный коврик отмечает собой вход в "одно спальное место". Другими словами, с точки зрения этого правила, отдельные квартиры следует считать отдельными спальными местами." (Из заметок Аджана Брахмавансо)

Итак, мы имеем различные трактовки того, что конкретно можно называть "одним и тем же спальным местом". Например, можно ли считать комнату "отдельным спальным местом", если у неё дверь закрывается на замок? В комментарии предлагается считать, что, если здание поделено на несвязанные секции с отдельным входом у каждого, то каждая секция может считаться "спальным местом". Следовательно, квартиры можно считать разрешёнными. А больницы?

В западных странах, где монастырей совсем немного, приезжим монахам приходится определяться на предмет соблюдения этих правил. Здесь вопрос не только в том, насколько строго монах желает соблюдать правила, но и в том, как это будет выглядеть в глазах мирян. Возникнут ли у их подозрения, если монах будет находиться слишком близко к женщинам? Что они подумают, если монах остановится в дорогом гостиничном номере? Хорошим принципом можно счесть следующий:

"поскольку в каноне нет ясных указаний на этот счёт, для монаха будет разумно следовать представлениям общины, к которой он принадлежит." (Тханиссаро Бхиккху, Buddhist Monastic Code)

Совместные поездки

Далее мы рассмотрим вопрос поездки монаха вместе с женщиной. Это весьма актуальный и часто задаваемый вопрос.

Во времена Будды был случай, когда монах, готовившийся отправиться в путь, встретил женщину, недавно поссорившуюся со своим мужем. Она спросила монаха куда он идёт и можно ли ей пойти с ним. Монах согласился. Вскоре объявился муж этой женщины, всё это время искавший её. Услышав, что жена ушла с монахом и, подумав об их любовной связи, мужчина устремился в погоню и, догнав пару, избил монаха, не дав ему возможности объясниться. Осознав впоследствии свою ошибку, он принёс монаху извинения. Поэтому было установлено правило:

"Путешествовать по договорённости с женщиной из одной деревни в другую является нарушением класса "признание".

В настоящее время принцип соблюдения этого правила отличается в разных общинах, поэтому женщинам следует помнить о нём при организации поездок монахов или путешествуя в тот же пункт назначения, что и монах. Это правило также может объяснить нежелание монаха организовывать такие поездки.

"поскольку существует некоторая неопределённость, применимо ли это правило в случаях, когда вместе с монахом и женщиной в поездке находится кто-то ещё, выглядит обоснованным более снисходительное отношение, при котором допускается путешествие монаха с одной или большим числом женщин, если монаха сопровождает хотя бы один мужчина и путешествие не слишком длинное. Например, если женщина ведёт автомобиль с двумя монахами, приглашёнными в соседнюю деревню, это достойно не большего осуждения, чем когда два монаха сидят и объясняют женщинам Учение. Но ситуация, когда две женщины, везут двух монахов по Австралии, может быть основанием для озабоченности." (Из заметок Аджана Брахмавансо)
<<Назад
Глава 1. Ненасилие
Оглавление Далее>>
Глава 3. Имущество и подношения

Редакция перевода от 20.12.2014 17:30