Что такое смерть? Что такое перерождение?

Опубликовано khantibalo от 10 августа, 2010 - 15:07
<<Назад
Желание умереть. Психология веры в жизнь после смерти и её отрицания. Спиритизм и оккультизм.
Оглавление Далее>>
Смерть Араханта. Смерть и медитация.
Перевод Таблица Оригинал

Что такое смерть?

Сейчас мы подошли к буддийскому определению смерти. Дост. Ньянатилока описывает её так: "исчезновение способности жить, связанной с одной жизнью, и прекращение психофизического процесса жизни, в обиходе называемого "человек, животное, личность, эго". Однако, строго говоря, смерть - это непрерывно повторяющееся разрушение и исчезновение каждого мгновенного материально-умственного сочетания, и, следовательно, она происходит каждый момент".

Это определение очень важно. Каждый миг (т.е. миллионы раз в секунду) "Я" умирает и перерождается, другими словами, новое "Я" возникает из другого, исчезнувшего навечно. В конце "моей" жизни в физической форме происходит разрыв связи между этим умственным процессом и телом, которые в результате начинает быстро разрушаться. Но перерождение столь же немедленно происходит на другом уровне существования, в виде зачатия в чреве матери или по другому принципу.

Следовательно, для буддиста смерть неотделима от перерождения, за исключением смерти существа, достигшего уровня Араханта, которой мы кратко коснёмся ниже. Но, как сказано в вышеприведённом определении, выделяется два вида перерождения - из жизни в жизнь и из мига в миг. Некоторые люди сегодня полагают, что Будда учил только о втором. Но это глупость. В буддийских писаниях всех школ очень много упоминаний перерождения и их нельзя так просто истрактовать как "символические" (что бы это ни значило) или как "уступка распространённым убеждениям" (кстати, утверждение о том, что во времена Будды "в перерождение верили все", ошибочно). Да и нет необходимости в таких трактовках, поскольку есть достаточно много убедительных свидетельств о реальности самого процесса (см. приложение).

Что такое перерождение?

Хотя "перерождение из мига в миг" очень важно и не должно упускаться из виду, здесь нас интересует именно "перерождение из жизни в жизнь". В этой связи нужно сделать два небольших замечания. Понятие "рождение" (jāti) не ограничивается одним лишь покиданием чрева матери, он также включает другие процессы, такие так самопроизвольное возникновение существ на определённых уровнях. Поэтому рождение человеком является лишь одним из конкретных случаев. Также существует вопрос "промежуточных состояний" между рождениями. Некоторые буддисты и последователи других учений говорят о наличии этих состояний. Но это на самом деле вопрос интерпретации: с точки зрения буддизма Тхеравады каждое так называемое "промежуточное состояние" между существованием определённого вида само по себе является "перерождением".

Причина, по которой происходит перерождение на любом из уровней, состоит в неисчерпанной силе жажды (taṇhā), обусловленной невежеством. Сила невежества и жажды сравнима с мощным электрическим током. Предполагать, что она исчезает в момент смерти, на самом деле просто неразумно и противоречит закону сохранения энергии. Касаемо вопроса идентичности переродившегося существа с тем, которое умерло, лучший ответ был дан досточтимым Нагасеной царю Милинде: "Оно ни то же, ни другое". Весь процесс в реальности совершенно безличен, но кажется, что было существо, которое затем переродилось. Поэтому теперь мы можем провести чёткое различие между понятиями "перевоплощение" и "перерождение"

Термин "перевоплощение" используется теми, кто верит в существование истинной сущности или души, которая переходит из жизни в жизнь, меняя тело за телом [как одежду]. Буквально это должно относиться только к проявлениям души в телесных оболочках, хотя оно часто применяется и к состояниям в бестелесной форме. Термин "перерождение" показывает буддийский взгляд, по которому, хотя действительно кажется, что именно так и происходит, на деле процесс полностью безличный. Следовательно, то, что с точки зрения относительной истины выглядит (и может даже испытываться некоторыми людьми) как перевоплощение, в понятиях абсолютной истины является перерождением. В описании взаимообусловленного возникновения (paṭicca-samuppāda) данный процесс выглядит следующим образом: невежество обуславливает кармические конструкции (или образ личности), кармические конструкции обуславливают сознание, сознание обуславливают ум и тело и так далее. Комментарий Это значит, что образ или форма характера человека основывается на невежестве, этот образ отпечатывается, как печать на сургуче, на новом сознании, возникшем в чреве матери (или в других условиях), от которого зависит развитие нового существа (ума и материи).

Предположение западных учёных о том, что характер и умственные черты наследуются генетически, в буддизме не принимается. Действительно, генетические факторы могут присутствовать, помимо чисто физического аспекта, но основное наследование в этом случае кармическое. Наблюдаемое наследование умственных черт можно объяснить множеством других способов. В определённой мере это лишь предположение. Если ребёнок оказываться музыкально одарён, родственники вспоминают, что его дядя Джордж когда-то играл на кларнете. Но на тот же самый факт никто не обратил бы и малейшего внимания, не окажись у этого ребёнка музыкального слуха. На влияние со стороны окружающей среды и родителей можно без всяких сомнений отнести многое, особенно когда мы допускаем существование бессознательного (телепатического) воздействия. Сэр Алистер Харди даже предложил, что на гены возможно телепатическое воздействие. Более того, "выбор" родителей неизбежно испытывает влияние определённой близости, и даже кармических связей из прошлого. По той же причине, разговоры о возможности вырастить целю расу клонов с идентичными реакциями, к большому счастью относятся к области научной фантастики. Такие люди, даже если их удастся каким-то образом создать, не будут кармически одинаковыми, подобно близнецам, которые хоть и выглядят одинаково, но всё равно отличаются друг от друга. Жизнь совсем не похожа на слепой автомат.

<<Назад
Желание умереть. Психология веры в жизнь после смерти и её отрицания. Спиритизм и оккультизм.
Оглавление Далее>>
Смерть Араханта. Смерть и медитация.

Редакция перевода от 05.01.2015 15:18