Смерть Араханта. Смерть и медитация.

Опубликовано khantibalo от 10 августа, 2010 - 15:08
<<Назад
Что такое смерть? Что такое перерождение?
Оглавление Далее>>
Приложение: наука и жизнь после смерти
Перевод Таблица Оригинал

Смерть Араханта

Для тех, кто в этой жизни достиг полного просветления, смерть тела влечёт за собой конец всех видов индивидуального существования, таков по крайней мере взгляд буддизма Тхеравады. Это называется "Ниббана без остатка" (anupādisesa-nibbāna). Хотя конечное достижение Ниббаны не следует считать полным уничтожением в понимании материалистов (хотя некоторые исследователи, судя по всему, именно так его и трактуют), невозможно описать её с помощью положительных утверждений. Оно не является самоуничтожением, поскольку никакого эго изначально не существовало, равно как и не происходит "вход в Ниббану", поскольку нет существа, которое могло бы туда входить. Окончательное исчезновение, однако, происходит в отношении "пяти совокупностей", являющихся плодом алчности, ненависти и неведения. Мы можем считать данное состояние конечным умиротворением, и, пожалуй, можно ограничиться этим. Это бессмертное состояние.

Смерть и медитация

В своём подробном описании методик буддийской медитации досточтимый доктор Ваджираньяна пишет о "памятовании о смерти": "Она в реальности относится к "медитации прозрения", поскольку практикующий должен заниматься ей, удерживая восприятие непостоянства, неудовлетворённости и безличности". Когда досточтимый Сомдет Пхра Ванарата, в то время бывший вице-патриархом Тайланда, 23 октября 1968 года посетил лондонский монастырь Ват Дхаммадипа, он прочёл лекцию о смерти. Досточтимый сказал, что сейчас нам посчастливилось родиться людьми с полноценными органами чувств, и это даёт нам возможность слушать Учение и практиковать его. Мы не должны забывать об этом преимуществе, поскольку рождение человеком - редкость. Если человек родился слепым, глухим или другие его органы чувств неработоспособны, таков результат кармы. Таким людям-инвалидам придётся ждать другой возможности. Мы должны всегда помнить о неизбежности смерти. Это осознание поможет нам перестать чрезмерно привязываться к мирскому. Если мы постоянно удерживаем памятование о смерти, это будет подстёгивать нас к усердной работе над собой и хорошему продвижению в практике.

Буддхагоса даёт стандартную схему медитации о смерти в 8 главе Висуддхимагги. Её можно кратко изложить следующим образом: Буддхагоса начинает с перечисления видов смерти, которые не будут рассматриваться. Это смерть Араханта, "смерть из мига в миг" (т.е. разрушение конструкций каждый миг) и смерть в метафорическом смысле. Он говорит о своевременной смерти, возникающей при исчерпании заслуг, завершении срока жизни или того и другого, и о безвременной кончине, вызываемой кармой, которая прерывает другую карму (формирующую жизнь). Практикующий должен уйти в одиночный ритрит и направить основательное внимание следующим образом: "Смерть произойдёт, способность жить будет прервана" или "Смерть, смерть". Неосновательное внимание может проявиться в форме скорби (при мысли о смерти любимого человека), радости (при мысли о смерти врага), безразличия (как у работника крематория) или страха (при мысли о собственной смерти). Всегда должно присутствовать памятование, чувство срочности (saṃvegа) и знание. Тогда возможно достижение "сосредоточения доступа" и это основа для возникновения прозрения.

Далее Буддхагоса пишет: "Но тот, кто понимает, что этого не удаётся достичь, должен практиковать памятование о смерти восемью способами, а именно: [смерть] (1) как имеющую вид убийцы, (2) как разрушение успеха, (3) с помощью сравнения, (4) в смысле разделения тела со многими, (5) в смысле бренности жизни, (6) как отсутствие предупреждения, (7) как ограниченности масштаба, (8) как кратковременности момента." Некоторые из этих терминов не очень понятны, поэтому даётся такое объяснение: (3) означает сравнение себя с другими, поскольку даже великим и известным людям, включая Будду, приходится умереть, (4) означает, что тело населено различными видами удивительных существ, "восьмьюдесятью семействами червей". Они зависят и питаются внешним слоем кожи, внутренним слоем кожи, плотью, сухожилиями, костями, костным мозгом, "и там они рождаются, стареют и умирают, испражняются и мочатся; тело - их родильный дом, их больница, их кладбище, их туалет и их писсуар." (6) означает, что смерть непредсказуема, (7) означает кратковременность жизни человека.

Буддхагоса подытожил: "Монах, приверженный памятованию о смерти постоянно старателен. Он обретает восприятие пресыщения всеми видами становления (существования). Он побеждает привязанность к жизни. Он порицает зло. Он избегает хранения многих вещей. Комментарий Он незапятнан алчностью в отношении [монашеских] принадлежностей. Комментарий У него возрастает восприятие непостоянства, следуя за которым возникает восприятие неудовлетворённости (страдания) и безличности. Но в то время, как существа, не практиковавшие памятование о смерти, становятся жертвами страха, ужаса и замешательства в момент смерти, как будто на них неожиданно напали дикие звери, духи, животные, грабители или убийцы, он умирает без заблуждений и страхов, избегая подобных состояний. И, если практикующий не достиг Бессмертного в этой жизни, он как минимум направляется в счастливый удел после разрушения тела.

Коль человек подлинно мудрый
его постоянным делом точно будет
памятование о смерти
столь мощной силой одарённое."
<<Назад
Что такое смерть? Что такое перерождение?
Оглавление Далее>>
Приложение: наука и жизнь после смерти

Редакция перевода от 05.01.2015 15:18