Желание умереть. Психология веры в жизнь после смерти и её отрицания. Спиритизм и оккультизм.

Опубликовано khantibalo от 10 августа, 2010 - 15:06
<<Назад
Вера в вечную жизнь и в полное уничтожение. Вытеснение страха смерти и его последствия. Буддист и смерть.
Оглавление Далее>>
Что такое смерть? Что такое перерождение?
Перевод Таблица Оригинал

Желание умереть

Хотя страх смерти достаточно силён, удивительным фактом является и желание её наступления. Психоанализ позволил многое узнать об этом, хотя полученная информация не даёт особой ясности. Но, какое бы объяснение ни было, факт остаётся фактом, что у многих людей есть склонности к самоубийству или они даже совершают реальные попытки покончить с жизнью. Будда включил это стремление умереть как третье в своём перечислении видов "жажды". Помимо жажды чувственных удовольствий и жажды существования, в формулировке второй благородной истины мы находим и желание самоуничтожения. Поскольку жизнь по своей природе разочаровывает, мы никогда не сможем добиться, чтобы она стала такой, как мы хотим, и, следовательно, возникает желание покончить со всем. Ошибка, конечно же, состоит в том, что мы не можем так просто "сойти", поскольку смерть в результате самоубийства, как и любая другая смерть, немедленно влечёт за собой перерождение на одном уровне существования или другом, и вполне возможно, что условия будут хуже тех, которые человек покинул. Традиционный христианский взгляд состоит в том, что самоубийство - смертный грех, подразумевая, что человек попадёт "из огня да в полымя". Некоторые психоаналитики невежественно говорят о "принципе Нирваны" в связи с желанием умереть. Но здесь мы в реальности имеем дело не со стремлением к истинному освобождению, а просто с реакцией избежать неприятного. Только если благодаря более глубокому прозрению, чем у последователей Фрейда, это отвращение к миру сопровождается безмятежным наблюдением, оно может быть обращено к надмирским состояниям, которые и являются целью буддизма. Это не может произойти случайно. Нужно отметить, что упоминаемое здесь "желание умереть" в буддизме связывается с ложной "верой в полное уничтожение", о которой говорилось выше. Когда это желание принимает определённые агрессивные формы, оно даже может маскировать вытесненный страх смерти. Это может объяснить, почему учёные, такие как доктор Эрнест Джонс, столь яростно утверждают о полезности выдвигаемых ими взглядов об отсутствии загробной жизни. Любопытно отметить, что один видный биолог официально заявил о генетических причинах наличия у человека веры в жизнь после смерти. Но это больше похоже на крайний случай применения идеи о предопределённости.

Психология веры в жизнь после смерти и её отрицания

Конечно, легко предположить, что верящие в ту или иную форму загробной жизни являются жертвами принятия желаемого за действительное, фантазий и подобного. И во многих случаях в этом утверждении немалая доля истины. Но гораздо реже признаётся то, что бывает и обратная ситуация. Как уже говорилось, нашлось немало случаев фанатичной и нетерпимой веры в "смерть как конец всему". И это отношение просто маскирует вытесненный страх смерти, как объяснялось выше. Также это демонстрирует степень самомнения: принимая такие взгляды начинаешь считать себя "учёным", "реалистом", "упёртым" и т.п. Это даже может в какой-то степени выставляться как признак мужественности (неверие в "бабушкины сказки" и т.п.). Факт того, что женщины ходят в церковь чаще, чем мужчины, может быть частично связан с тем, что в целом они испытывают меньшую потребность, чем мужчины, поддерживать свой образ этим конкретным способом (но у них есть другие!). Комментарий

Удивительно, что помимо этих факторов, данное отношение даёт в определённой мере чувство "безопасности". Человек определился с этим конкретным вопросом и теперь его можно оставить в стороне, переключившись на другое. Это позволяет учёным и политикам принимать "реалистичные" решения, не обращаясь к традиционным возражениям. Кроме того, исключение целой категории явлений из области, требующей исследований, помогает сделать наше научное знание "стройным и последовательным". Однако, к сожалению, для такого подхода, существует целая область знания, которая прямо противоречит всем самоуверенным механистическо-материалистическим картинам мира. Большое разнообразие паранормальных явлений, часть из которых напрямую относятся к вопросу жизни после смерти, подтверждаются столь серьёзно, что просто отбросить их, откровенно говоря, затруднительно. Некоторые учёные умудряются игнорировать все подобные явления целиком и просто ведут себя, как будто бы в реальности ничего этого нет. Немалое количество учёных (пока что растущее меньшинство) пытается исследовать подобные вещи в результате приходят к выводам, что "там" на самом деле что-то есть, какое бы объяснение мы ни пытались дать. Остальные не пытаются сделать ни того ни другого, то есть, они ни игнорируют всю массу явлений, ни исследуют их с подлинной объективностью. Тогда они называют себя "разоблачителями". Они занимаются "раскрытием" или "опровержением" всего того, что осуждают.

Они убеждены, что раз в соответствии с очевидным и общепризнанным фактом среди медиумов и подобных людей есть обманщики, то абсолютно все эти люди нечестны или в той или иной мере заблуждаются. В последние годы появился целый ряд книг и статей, в которых усердно "разоблачаются" разного рода классические случаи паранормальных явлений. Но по-настоящему беспристрастное расследование зачастую показывает, что какие бы ни были недостатки в отчётах о паранормальных явлениях, качество работы "разоблачителей" находится ниже всякой критики и они сами иногда вели себя весьма недобросовестно (что, без всяких сомнений, было непредумышленным). Это хорошо иллюстрирует известный случай, произошедший несколько лет назад с Брайди Мёрфи. Результаты расследования одного из "последовательных разоблачений" данной истории показали, что оно пошло вообще не в ту сторону. Также в одной из книг по гипнозу выражается презрение к попыткам вспомнить при его помощи свои прошлые жизни. Автор книги называет эти попытки "кучкой мусора", явно подразумевая в них умышленное внушение, делаемое гипнотизёром. Но данное предложение не просто смехотворно - это чистая клевета. Ваш покорный слуга однажды услышал, как весьма интеллигентная женщина-психолог сказала: "Я могу поверить во всё что угодно, но не в возможность предвидения: это нарушит всю мою научную картину мира". Наверное, можно даже немного посочувствовать этой женщине, но, тем не менее, поскольку предвидение является хорошо проверенным фактом, пусть даже и весьма загадочным, это она должна пересматривать свою картину мира. Однако она точно сформулировала двусмысленное положение, в котором сейчас находятся многие люди с научным образованием.

С этой точки зрения важно знать о психологических мотивах, которые могут лежать в основе различных взглядов на проблему в целом, причём не только у других людей, но и у себя. Хотя чрезмерное доверие и некритическое баловство с оккультизмом заслуживает сожаления (и само по себе несёт особую опасность), к другой крайности также следует относиться с бОльшим подозрением и осторожностью, чем обычно высказывается.

Спиритизм и оккультизм

Хотя в буддизме чрезмерная увлечённость этими вещами не поощряется, в нём, конечно же, не отрицается существование различных классов бестелесных существ. Они живут в разных местах и на различных уровнях существования, некоторые на более высоких и счастливых, чем этот мир, а другие, так называемые "голодные духи", ведут более мучительную жизнь. Они являются относительно реальными, т.е. не менее "реальны", чем мы сами в этом мире. Эти существа все без исключения принадлежат к Сансаре, колесу рождений и смертей, и, следовательно, их существование в соответствующих мирах является временным, пусть и в некоторых случаях по человеческим стандартам оно фантастически длинное. Здесь нет противоречия с идеей о перерождении человеком, поскольку уровень, на котором происходит перерождение, зависит от кармы, и человеческое рождение является лишь одним из множества возможных вариантов (хотя и особенным, поскольку достичь просветления в других мирах практически невозможно). Следовательно, рождение человеком считается столь же желательным, насколько оно редкое. Это ценная возможность, которую глупо упускать. В писаниях также говорится, что у человека есть "созданное умом тело, имеющее все составные части", которые видимо соответствует "астральному" или "эфирному" телу, упоминаемому оккультистами.

Честные оккультисты, которых немалое количество, сами, в полной мере осознают опасности неосторожного обращения с этими вещами, и часто это подчёркивают. Жители различных миров не являются просветлёнными существами, и хотя некоторые без всяких сомнений гораздо мудрее и куда совершеннее обычного человека, остальные напротив, и они могут даже оказывать вредоносное влияние.

В обязанности буддийских монахов не входит занятие какими-либо видами оккультизма, и, более того, это им явно запрещено, хотя в странах востока подобная практика - не редкость. Буддистам в западных странах также не стоит обращаться к этим вопросам. Если же они, тем не менее, прибегнут к этой сфере (подобно другим людям, несмотря на все отговорки), буддисты должны быть как минимум в высшей степени осторожны, чтобы обращаться только к ответственным и честным экстрасенсам, с высоким нравственным уровнем. Их не так трудно найти и они зачастую оказываются замечательными людьми. Но нужно постоянно помнить, что даже подлинные слова умерших могут быть обманчивыми, поскольку они всё равно в разной мере невежественны. В том числе и по этой причине, хорошо известный пространный характер большинства сообщений от "духов" не доказывает их подлинность.

Существ высших миров в буддизме называют богами или небожителями, и многие из них, по-видимому, подлинно стремятся помочь людям в пределах своих возможностей. Можно даже предположить, что, судя по всему, нет особой разницы между божествами высоких уровней и бодхисаттвами в традиции Махаяны.

Некоторые люди имеют экстрасенсорные способности от природы, а некоторым даже удаётся развить их в качестве цели или побочного эффекта медитации. Эти способности вполне настоящие, но буддист не должен к ним специально стремиться или привязываться, если они достигнуты. Если же они достигнуты без достаточного прозрения или моральной чистоты, последствия могут быть катастрофическими. То, что, по мнению современного либерального гуманизма, "колдовство" и подобные вещи не существуют, является лишь одной из его многих иллюзий. Справедливое возмущение на предмет жестокого обращения с настоящими или мнимыми ведьмами в прошлом, не должно приводить нас к мысли, что всё это было совершенно мифическим. Так что мы должны быть очень осторожны в поисках контактов с "потусторонними" мирами, не потому что они не существуют (в этом случае вред был бы сравнительно невелик), а потому что они действительно есть.

<<Назад
Вера в вечную жизнь и в полное уничтожение. Вытеснение страха смерти и его последствия. Буддист и смерть.
Оглавление Далее>>
Что такое смерть? Что такое перерождение?

Редакция перевода от 05.01.2015 15:18