<<Назад Благополучие человека в этой жизни |
Оглавление |
Далее>> Путь к высшему благу |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Основной акцент на первом уровне учения Дхаммапады ставится на этику, что вызвано желанием заботиться о благе человека в настоящем моменте времени. Однако, учения даваемые на этом уровне, порождают глубокую религиозную проблему или дилемму, которая возникает перед зрелым мыслителем. Проблема состоит в следующем: наша моральная интуиция, наше глубокое чувство моральной справедливости подсказывает, что должен быть какой-то принцип компенсации, действующий в мире, благодаря которому добру сопутствует счастье, а злу - страдание. Но повседневный опыт показывает прямо противоположное. Мы все знаем о в высшей степени праведных людях, которых преследуют всевозможные тяготы, и о совершенно порочных людях, добивающихся успеха во всех своих начинаниях. Мы чувствуем, что где-то должна быть компенсация этого дисбаланса, какая-то сила, которая подтолкнёт весы справедливости к кажущемуся правильным равновесию. Но наш повседневный опыт полностью противоречит этой интуитивной догадке.
Однако Будда в своих поучениях раскрывает нам, что есть такая сила, которая способна удовлетворить потребность в моральной справедливости. Эту силу нельзя увидеть человеческим глазом или зарегистрировать научными приборами, но её действие заметно святым и просветлённым личностям, которые видят её своим сверхъестественным зрением. Но охватить все принципы и хитросплетения этой силы может только в совершенстве пробудившийся Будда. Её называют каммой (санскр. карма). Закон каммы обеспечивает порядок, при котором наши этически окрашенные поступки не исчезают в пустоте, а сохраняются в форме следов в глубинных прослойках ума. Эти следы действуют таким образом, что хорошие поступки со временем влекут за собой счастье и успех, а дурные поступки - страдание и несчастье.
В учении Будды слово "камма" означает "намеренный поступок". Этот поступок может совершаться телом или речью, при которых он реализуется в виде поступков и слов соответственно, или он может быть чисто умственным, когда намерение остаётся невыраженным, оставаясь на уровне мыслей, чувств, стремлений и желаний. Поступки могут быть умелыми и неумелыми. Корнями умелых поступков являются щедрость, доброжелательность и мудрость, а корнями неумелых - алчность, ненависть и невежество. В соответствии с принципом каммы, намеренные поступки, совершаемые нами в течение жизни, имеют долговременные последствия, которые соответствуют моральному качеству самого поступка. Поступки могут полностью стереться из памяти, но будучи совершёнными, они оставляют в уме тонкие отпечатки или предпосылки, способные привести к благоприятным или неблагоприятным последствиям в будущем.
В буддизме считается, что жизнь существ, обладающих сознанием, не является случайным результатом соединения молекул или даром бога-творца, а является лишь безначальным процессом, который проявляется в момент рождения и прекращается в момент смерти, за которым следует новое рождение и так до бесконечности. Перерождение может происходить на других уровнях существования, помимо человеческого. Это может быть как мир богов с их удовольствиями, красотой и силой, так и низшие миры, где преобладают страдания и мучения. В Дхаммападе не представлено систематическое учение о камме и перерождении. Являясь собранием духовных поучений, она опирается на теоретические принципы, излагаемые в других буддийских писаниях, и рассматривает практическое влияние этих принципов на течение жизни. Однако сущность закона каммы объясняется достаточно чётко: наши намеренные поступки определяют уровень существования, на котором мы переродимся после смерти, условия жизни и способности, которыми мы будем обладать, а также потенциал духовного роста или деградации.
На втором уровне наставлений, даваемых в Дхаммападе, сущность учения в целом такая же, как на первом - это тот же самый набор моральных принципов, которые учат воздерживаться от зла и творить добро. Разница здесь состоит в том, с какой точки зрения даются эти указания и цель, с которой они принимаются. На этом уровне наставления предназначены для того, чтобы показать нам путь достижения продолжительного счастья и свободы от печали не только в видимом пространстве нынешней жизни, но и на долгий период в будущем в процессе нашего блуждания в Сансаре. Несмотря на очевидное расхождение между действием и результатом, этот всеобщий закон в конечном итоге обеспечивает торжество моральной справедливости. В краткосрочной перспективе может получиться, что добродетельный человек будет страдать, а злодей - преуспевать. Но все намеренные поступки приносят свои соответствующие плоды: если человек поступает с нечистым умом, страдание следует за ним как колесо за копытом упряжного животного. Если же поступок совершается с чистым от загрязнений умом, счастье следует за человеком как тень, которая никогда не отступает (строфы 1, 2). Злодей печалится в этой и в следующей жизни, он мучается от угрызений совести и его удел - миры страданий. Творящий добро радуется в этой жизни и в будущих, он наслаждается чистой совестью и идёт в счастливые миры (строфы 15-18). Следование принципам нравственности ведёт вверх, в направлении счастья и радости, а также к перерождению в счастливых мирах. Нарушение этих принципов ведёт вниз к страданиям и перерождению на низших уровнях существования. Этот закон непреклонен. Нигде в этом мире злодей не сможет избежать последствий своих дурных поступков, "ни в небе, ни посреди океана, ни в горной расщелине, если в неё проникнуть" (строфа 127). Праведный человек пожнёт плоды своих благих поступков в будущих жизнях, с той же гарантией, как путешественник, вернувшийся домой после долгой дороги, может ожидать радостной встречи от семьи и друзей (строфа 220).
<<Назад Благополучие человека в этой жизни |
Оглавление |
Далее>> Путь к высшему благу |
Редакция перевода от 03.02.2015 22:15
- Оставить комментарий
- 75 просмотров