Благополучие человека в этой жизни

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Предисловие
Оглавление Далее>>
Благополучие в будущих жизнях
Перевод Таблица Оригинал
1. Благополучие человека в этой жизни

Наставления первого уровня адресованы потребности человека в благополучии и счастье в непосредственно видимой сфере личных взаимоотношений. Целью на этом уровне является показать нам образ поведения, с помощью которого мы сможем жить в согласии с собой и окружающими нас людьми, выполнить наши семейные и общественные обязанности и избежать конфликтов, которые поражают человеческие взаимоотношения и приносят столь необъятные страдания самому человеку, обществу и миру в целом.

Основные принципы, лежащие на этом уровне наставлений, в целом идентичны главным этическим установкам, содержащимся в большинстве мировых религий. Однако в учении Будды эти принципы не считаются жёсткими указаниями, установленными всемогущим богом. Напротив, они устанавливаются как правила обучения, опирающиеся на две непосредственно проверяемые основы: забота о собственной чистоте и внимание к благополучию тех, кого могут затронуть наши действия.

Наиболее общий совет, который даётся в Дхаммападе, состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого зла, быть приверженным умелым поступкам, очищать свой ум. Говорится, что этот совет дают нам все Пробудившиеся (строфа № 183). Однако, даются и более конкретные инструкции. Чтобы воздерживаться от зла нам рекомендуется избегать гнева в поступках, словах и мыслях, и практиковать сдержанность тела, речи и ума (строфы 231-234). Необходимо строго придерживаться пяти этических правил: воздержание от лишения жизни, воровства, половой распущенности, ложной речи и употребления опьяняющих веществ (строфы 246-247). Последователь Будды должен относиться ко всем существам с добротой и состраданием, жить честно, контролировать свои желания, говорить правду и следовать трезвому образу жизни праведного человека. Ему следует выполнять свой долг по отношению к родителям, членам собственной семьи, друзьям, отшельникам и брахманам (строфы 331-333).

Множество строф этого первого уровня рассматривают вопросы разрешения конфликтов и враждебности. Из других книг Сутта Питаки мы узнаём, что Будда был внимательным и чувствительным наблюдателем общественных и политических изменений, активно трансформировавших государства на территории Индии, которые он посещал в процессе распространения своего учения. Насилие, ненависть, жестокость и продолжительная вражда, которую он наблюдал, сохранилась и в наше время, так что решение, предоставленное Буддой для этой задачи, всё так же остаётся единственным, способным сработать. Будда говорит нам, что ключом к решению проблемы насилия и жестокости является старый как жизнь принцип ставить себя на место других, чтобы вывести стандарт отношений с ними. Я сам боюсь насилия, хочу жить мирно и не хочу умирать. Таким образом, ставя себя на место других, я должен понять, что все существа боятся насилия, хотят жить и не хотят умирать. Осознав это, я не буду угрожать, приносить вред или быть причиной причинения вреда другим (строфы 192-130).

Будда понимал, что ненависть и враждебность выживает и множится в форме самораспространяющейся циклической последовательности: когда на ненависть отвечают ненавистью, это приводит к возникновению ещё большей ненависти, враждебности, насилию, и ещё сильнее раскручивает безудержный ураган мести и возмездия. В Дхаммападе говорится, что истинная победа над ненавистью достигается с помощью отсутствия ненависти, то есть, с помощью прощения и доброты (строфа 5). Когда другие делают нам зло, мы должны прощать и быть терпеливыми. Мы должны сдерживать свой гнев, как колесничий - сошедшую с пути колесницу, мы должны терпеть грубые слова как слон в битве - стрелы, выпущенные в него из лука. Когда к нам обращаются грубо, мы должны сохранять молчание как разбитый гонг (строфы 222, 320, 134).

В Дхаммападе сказано, что качествами, выделяющими превосходного, замечательного человека (sappurisa), являются щедрость, правдивость и сострадание. Комментарий Следуя этим идеалам мы сможем жить в гармонии как с другими людьми, так и со своей совестью. Будда говорит, что благоухание нравственности лучше, чем запахи цветов и благовоний. "Блеск" праведного мужчины или женщины заметен издалека как вершины Гималаев. Подобно тому, как лотос возносится своим прекрасным бутоном над грязью и трясиной придорожной кучи мусора, так и ученик Будды своим великолепием мудрости выделяется среди огромных масс невежественных людей (строфы 54, 304, 59).

<<Назад
Предисловие
Оглавление Далее>>
Благополучие в будущих жизнях

Редакция перевода от 03.02.2015 22:08