Введение

Опубликовано khantibalo от
Оглавление Далее>>
Практика бескорыстного жертвования
Перевод Таблица Оригинал
Практика бескорыстного жертвования
Введение
(автор: Бхиккху Бодхи)

Во всём мире щедрость считается одной из самых главных человеческих добродетелей. Это качество свидетельствует о глубине гуманности человека и его способности к преодолению корыстных побуждений. Также и в учении Будды практике совершения подношений придаётся особая важность, выделяющая её как своего рода основу и семя для духовного развития. В Палийском Каноне мы неоднократно сталкиваемся с тем, что в "последовательном изложении" своего учения Будда непременно излагает первым учение о бескорыстном жертвовании (dānakathā). Всегда, когда Будда излагал своё учение перед аудиторией людей, которые ещё не приняли его как своего духовного наставника, он начинал свою проповедь, объясняя большую ценность этого поступка. Только после того, как слушатели поняли ценность щедрости, Будда начинал излагать другие аспекты своего учения - нравственность, закон кармы и пользу отрешения. И уже в самом конце, когда все эти наставления оказали своё влияние на умы присутствующих, он приступал к объяснению уникального открытия, свойственного только пробудившимся личностям - Четырёх Благородных Истин. Комментарий

Строго говоря, практика совершения пожертвований не включается в Благородный Восьмеричный Путь и не стоит среди других необходимых условий для просветления. Скорее всего она была исключена из этих списков по причине того, что сама по себе не приводит непосредственно и немедленно к прозрению (vipassanā) и осознанию Четырёх Благородных Истин. В буддийской системе практика подношений служит другой цели. Она не находится в точке, куда устремлён путь в виде составной части процесса Пробуждения, а представляет собой основу и средство подготовки, лежащее в фундаменте и дающее незримую поддержку в нашем устремлении освободить ум от загрязнений.

Тем не менее, хотя щедрость явно не включается в факторы пути, его вклад в продвижение по дороге к освобождению не стоит отрицать или недооценивать. Величина этого вклада подчёркивается Буддой тем местом, на которое он ставит бескорыстное жертвование в перечнях видов практики, установленных для его последователей. Помимо включения первым номером в "последовательное изложение" Дхаммы, бескорыстное жертвование также стоит первым среди "трёх основ благих дел", среди "четырёх способов принесения пользы другим", а также среди десяти совершенств (pāramī). Десять совершенств - это возвышенные качества, развиваемые всеми личностями, устремившимися к Просветлению, а в наивысшей степени теми, кто идёт по пути Бодхисаттвы, который направлен к наивысшему Пробуждению, достигаемому в совершенном состоянии Будды.

При рассмотрении с другой точки зрения, жертвование можно соотнести с щедростью как человеческим качеством. В этом случае акт пожертвования отмечается не столько как действие тела, благодаря которому объект переходит от себя к другим, а как внутренняя склонность отдавать, которая усиливается благодаря совершаемым реальным подношениям, а те в свою очередь, делают возможными более серьёзные акты самопожертвования. Щедрость включается в перечень необходимых атрибутов хорошего или праведного человека (sappurisa), наряду с другими качествами, такими как убеждённость, нравственность, обученность и мудрость. Бескорыстное жертвование как проявление щедрости имеет особо тесную связь со всем процессом продвижения по пути буддийской духовной практики. Дело в том, что цель пути - это уничтожение алчности, ненависти и невежества, а развитие щедрости непосредственно подрывает основы алчности и ненависти, одновременно способствуя податливости ума, необходимой для уничтожения невежества.

Данная брошюра из серии The Wheel издана с целью глубокого рассмотрения этого центрального для учения Будды качества. Предлагаемая публикация представляется важной по той причине, что в трудах по реальной практике ,буддизма тема бескорыстного жертвования зачастую лишь упоминается как само собой разумеющееся, и пропускается без каких-либо комментариев. В этом издании четыре современных практикующих буддиста, сочетающие в себе знание буддийских текстов и личную приверженность пути, излагают свой собственный взгляд на различные аспекты жертвования и рассматривают его в контексте всей совокупности форм буддийской практики.

Сюда также был включён перевод древнего текста, описывающего духовную практику Бодхисаттвы, авторство которого принадлежит средневековому комментатору Ачарье Дхаммапале. Текст был взят из "трактата о совершенствах", входящего в состав его комментария к Чарияпитаке. Комментарий

Оглавление Далее>>
Практика бескорыстного жертвования

Редакция перевода от 19.01.2015 15:04