Религия свободы

Опубликовано khantibalo от 8 апреля, 2007 - 19:13
<<Назад
Религия в научную эпоху
Оглавление Далее>>
Буддийские миссионеры
Перевод Таблица Оригинал

Религия свободы

Буддизм - это религия свободы и здравого смысла, которая учит людей жить благородной жизнью.

Буддизм никому не запрещает знакомиться с учением других религий. Более того, Будда поощрял стремление последователей изучать другие религии и сравнивать с ними его учения. Будда сказал, что если в других религиях есть логичные и рациональные положения, то его последователи могут оказывать им должное уважение. Кажется, что проповедники некоторых религиозных школ пытаются держать своих последователей в темноте. Некоторым даже не дозволяется прикасаться к предметам или книгам других религий, а также слушать проповеди их учителей. &nbsp; Им приказано не подвергать сомнению учения своей религии, насколько бы неубедительными они ни были. Проповедники считают, что чем больше они будут приучать последователей иметь такие однобокие взгляды, тем легче будет держать их под контролем. Если кто-то из верующих проявляет свободомыслие и начинает понимать, что всё это время находился в неведении, то проповедники заявляют о том, что в него вселился дьявол. Людям не дают возможности руководствоваться здравым смыслом и знаниями. Комментарий Тех, кто хочет изменить свои взгляды на религию, начинают учить, что они недостойны возможности самостоятельно выносить какие-либо суждения.

Будда считал, что религия должна быть предметом свободного выбора человека. Религия – это не закон, а свод дисциплинарных правил, которому нужно следовать с пониманием. Для буддистов истинные религиозные принципы не являются ни божественным законом, ни человеческим. Они являются законом природы.

Сейчас в любой части света на самом деле нет подлинной свободы вероисповедания. Люди даже не имеют свободу думать как хотят. Когда они осознают, что не могут найти удовлетворения в религии, к которой принадлежат и которая не может дать удовлетворительного ответа на некоторые вопросы, то оказывается, что они несвободны отказаться от неё и принять другую, ту, которая им нравится. Причина в том, что руководящие органы религий, члены семьи и политические лидеры отобрали у них эту свободу. Людям должна быть предоставлена возможность выбрать ту религию, которая соответствует их убеждениям. У человека нет права заставлять другого принять какую-то определённую веру. Это наиболее очевидно, когда влюбляются два человека, принадлежащие к разным религиям. Некоторые оставляют свою веру, чтобы сочетаться браком, так толком и не понимая религию будущего супруга. Не следует менять религию ради удовлетворения чьих-то чувств и из-за человеческих слабостей. Нужно хорошо подумать перед совершением этого поступка. Религия – это не предмет торга и не следует менять её ради эмоциональной, личной и материальной выгоды. Следование религиозному учению необходимо для духовного развития и спасения.

Буддисты не пытаются повлиять на верующих других религий, чтобы поглотить их организацию для получения материальной выгоды. Они также не используют для увеличения числа буддистов бедность, болезни, неграмотность и невежество. Тем, кто заявлял о желании следовать его учению, Будда советовал не спешить с его принятием. Он советовал сначала тщательно рассмотреть учение и самостоятельно определиться, подходит ли оно вам. Именно по этой причине не существует никакого формального ритуала "принятия в буддисты".

Буддизм учит, что одна лишь вера и ритуалы недостаточны для достижения мудрости и совершенства. С этой точки зрения нет никакого смысла совершать формальную церемонию принятия религии. Продвигать буддизм силой означало бы распространять любовь и справедливость методами принуждения и несправедливого отношения к людям. Для последователей Будды нет никакой важности в том, как себя называть. Буддисты знают, что только благодаря собственному пониманию и усилиям они смогут приблизиться к цели, о которой говорил Будда.

Среди последователей религий всегда присутствует некоторая часть фанатиков. Религиозный фанатизм опасен. Фанатик не может управлять собой как при помощи способности к рассуждению, так и с помощью научных принципов наблюдения и анализа. В учении Будды говорится, что последователи его учения должны быть свободны. Люди должны быть открытыми и не подчиняться кому-то в вопросах, касающихся духовного развития. Они прибегают к Будде как к прибежищу, считая его источником, который направляет и вдохновляет. Человек прибегает к Будде как к прибежищу не слепо, а с пониманием. Для буддистов - он не спаситель и не сын божий, заявляющий об обладании силой прощения грехов. Последователи считают Будду учителем, показывающим путь к спасению.

Буддизм всегда поддерживал свободу и прогресс человечества. Он постоянно ратовал за развитие науки и свободу человека в любой сфере жизни. В учении Будды нет положений, от которых необходимо отказаться в свете современных научных открытий и знаний. Чем больше становится известно учёным, тем ближе они подходят к тем объяснениям природы и процессов во вселенной, которым учил Будда.

Будда освободил людей от религиозного рабства. Он также принёс свободу от монополии и тирании духовенства. Будда был первым, кто посоветовал людям использовать свой здравый смысл и не позволять подобно глупой скотине покорно пасти себя, следуя догмам религии. Будда выступал за рационализм, демократию и практическое, этичное поведение в религии. Он проповедовал своё учение, чтобы люди могли с достоинством практиковать его.

Будда призывал последователей не принимать утверждения, пока они не подвергнуты должному рассмотрению. В Калама Сутте (АН 3.7.5) он дал следующий совет группе молодых людей:

Не принимайте чего бы то ни было на основе одних лишь известий, традиций или слухов, ни на основе авторитета религиозных текстов, ни на основе доводов и аргументов, ни на основе чьих-то выводов, ни на основе того, что это кажется правильным, ни на основе умозрительных заключений, ни на основе чьих-то догадок, ни на основе заключения: "Это наш учитель". Комментарий
Но когда вы сами знаете, что это вредно и плохо, что это приносит вред себе или другим, откажитесь от него.
Но когда вы сами знаете, что это полезно и хорошо, что это приводит к духовному благу для себя и других, примите его и следуйте ему.

Буддистам рекомендовано начинать практиковать что-то только после внимательного наблюдения и анализа, когда появляется уверенность в том, что способ не противоречит здравому смыслу и приносит благо себе и другим.

Настоящие буддисты не полагаются на внешние силы в вопросе своего спасения. Также они не ждут избавления от страданий благодаря вмешательству каких-то высших существ. Комментарий Они должны стараться уничтожить все загрязнения своего ума и достичь вечного счастья. Будда сказал:

"Когда другие порицают меня, или порицают Дхамму, или порицают Сангху, то вы, монахи, не должны испытывать ни гнева, ни недовольства, ни неприязни в сердце. Если вы, монахи, будете сердиться и горевать, когда другие порицают меня, или порицают Дхамму, или порицают Сангху, то вам же будет от этого ущерб. Комментарий Когда же другие восхваляют меня, или восхваляют Дхамму, или восхваляют Сангху, то вы, монахи, не должны испытывать ни радости, ни удовлетворения, ни веселья в сердце. Если вы, монахи, будете радостны, довольны, веселы, когда другие восхваляют меня, или восхваляют Дхамму, или восхваляют Сангху, то вам же будет от этого ущерб. Когда другие восхваляют меня, или восхваляют Дхамму, или восхваляют Сангху, то вы, монахи, должны разъяснить как вернее то, что верно: "По такой-то причине это верно, по такой-то причине это правильно, и есть это у нас, и можно это найти у нас"."
(Брахмаджала сутта, ДН 1)

Вот таким беспристрастным должен быть взгляд настоящего буддиста.

Будда выступал за высшую степень свободы как в привычном человеческом смысле, так и в смысле свободы от пороков. Комментарий Это свобода, которая не умаляет достоинства людей. Это свобода, которая освобождает от рабства по отношению к догмам, диктаторским религиозным законам и наказаниям.

<<Назад
Религия в научную эпоху
Оглавление Далее>>
Буддийские миссионеры

Редакция перевода от 01.07.2015 20:15