Религия в научную эпоху

Опубликовано khantibalo от 8 апреля, 2007 - 19:13
<<Назад
Современная религия
Оглавление Далее>>
Религия свободы
Перевод Таблица Оригинал

Религия в научную эпоху

Религия без науки является хромой, а наука без религии - слепой.

Сейчас мы живём в эпоху, когда наука оказывает влияние почти на каждую сферу нашей жизни. С началом научно-технической революции в 17 веке влияние науки на наши мысли и поступки стало огромным.

Особенно сильное влияние было оказано на традиционные религии. Многие основные религиозные принципы рушатся под давлением современной науки и более не являются приемлемыми для интеллектуального и хорошо информированного человека. Больше невозможно считать истиной то, что получено лишь путём теологических рассуждений или основано на авторитете священных писаний, в отрыве от научного рассмотрения. Например, открытия современных психологов показывают, что человеческий ум, подобно физическому телу, действует в соответствии с законами природы, законами причинности, без участия неизменной души, как об этом учат некоторые религии.

Проповедники некоторых религий избрали путь игнорирования научных открытий, которые противоречат догмам их учений. Такое непреклонное поведение является препятствием к прогрессу человечества. Поскольку современные люди отказываются слепо верить во что-то, даже если так принято в соответствии с традицией, то деятельность проповедников этих сомнительных теорий приведёт лишь к увеличению количества людей, которые не верят в них.

С другой стороны, некоторые религиозные лидеры сочли необходимым принять распространённые научные теории, давая новые интерпретации догмам своих религий. Таким примером может быть теория эволюции Дарвина. Многие проповедники утверждают, что люди были созданы непосредственно богом. Дарвин же напротив доказывал, что человек произошёл от обезьяны, и эта теория нанесла удар по учению о божественном творении. Когда все просвещённые мыслители приняли теорию Дарвина, современным теологам не оставалось ничего другого, как дать новую интерпретацию своим учениям, чтобы они не противоречили этой теории, которой теологи так долго возражали. В 1998 году Папа Римский Иоанн Павел II заявил, что человек мог быть результатом последовательной эволюции, а не существом, созданным богом непосредственно. (Нью Санди Таймс, Октябрь 1998) Таким же образом всё больше меняется отношение и к перерождению, существование которого никто из образованных людей сейчас не подвергает сомнению. Комментарий То, что некоторые священные книги будут со временем переписаны и в отношении этого вопроса - лишь дело времени.

При современных научных открытиях нетрудно понять, что ряд взглядов о жизни и вселенной, которых придерживаются многие религии, являются обычным плодом фантазии, которым сейчас уже нет места.

Буддизм и наука

Вплоть до начала прошлого века буддизм существовал только в пределах стран, нетронутых современной наукой. Тем не менее, с самого начала учения Будды всегда были открыты для научного мышления и критического рассмотрения.

Одна причина, по которой дух научного исследования может легко быть использован при рассмотрении этого учения, заключается в том, что Будда никогда не поддерживал фанатичную веру, основанную на догмах. Он не утверждал, что его учение основывается на вере, личном мнении или божественном откровении и допускал значительную гибкость и свободу мышления. Будда обращался только к тем вопросам, которые были доступны для проверки любым человеком.

Вторая причина заключается в том, что в подходе Будды к духовной Истине также присутствует дух научного исследования. Способ, при помощи которого Будда открыл и проверил Истину, очень похож на используемый учёными. Учёный беспристрастно наблюдает за внешним миром и только после проведения ряда успешных экспериментов он может создать научную теорию.

Используя аналогичный подход 25 веков назад, Будда отрешённо приступил к наблюдению за внутренним миром, и советовал ученикам не принимать какое-либо учение, пока они не подвергнут его критическому рассмотрению и лично не убедятся в его истинности. Подобно тому, как современный учёный не станет заявлять, что никто не может повторить его эксперимент, так и Будда не заявлял, что опыт Просветления присущ ему одному. Таким образом, в подходе к Истине Будда использовал анализ, подобно современным учёным. Он создал практический, научно проработанный способ познать Абсолютную Истину и реализовать Просветление.

Хотя дух буддизма весьма близок к научному, будет ошибкой приравнять учение Будды к науке. Бесспорным фактом является то, что практическое использование науки позволило людям вести более комфортную жизнь и получить огромные блага, о которых раньше и мечтать не приходилось. Наука позволила людям плавать быстрее рыб, летать быстрее птиц и даже ступить на Луну. Однако, область знаний, входящая в обычную, научную мудрость, ограничена фактами, познаваемыми опытным путём. Кроме того, научная истина подвержена постоянным изменениям. Причина в том, что на самом деле наука не постигла Абсолютной Истины. Раз она блуждает в полумраке, ей приходится менять свои точки зрения, по мере того как открываются новые знания, о существовании которых ранее никто не мог представить. До сих пор наука не может дать людям способность управлять своим умом и, конечно, не может предоставить руководство и направление в вопросах нравственности. Несмотря на её потрясающие открытия, наука на самом деле имеет много ограничений, которых нет в буддизме.

Недостатки науки

Нам часто приходится слышать о науке и о том, что она может, но о том, что она не может – мы слышим редко. Научное знание ограничено данными, получаемыми через органы чувств. Она не признаёт реальности, которая лежит за пределами этих данных. Научные знания строятся на последовательном наблюдении за информацией от органов чувств, которая постоянно изменяется. Поэтому научные знания являются относительными и не могут претендовать на то, чтобы выдержать испытание временем. Учёный, знающий об этом, всегда старается отказаться от теории, если на её место может быть поставлена лучшая теория.

Наука пытается понять внешний мир, но в познании внутреннего мира человека она сделала лишь первые шаги. Даже психология не смогла по-настоящему выявить истинную причину негативных психических реакций. Когда человек разочаровался в жизни и испытывает к ней отвращение, а его внутренний мир наполнен расстройствами и негативными реакциями, современная наука весьма плохо подготовлена, чтобы помочь ему. Общественные науки, отвечающие за среду существования людей, могут до некоторой степени обеспечить счастье. Но, в отличие от животных, людям нужно нечто большее, чем физическое благополучие, им бывает необходима помощь, чтобы справиться с возникающими в повседневной жизни неудачами и страданиями.

Сейчас многие люди поражены страхом, беспокойством и чувством опасности. Но наука не может им помочь. Наука неспособна научить людей управлению своим умом, когда в них начинает действовать врожденная животная сущность.

Может ли наука сделать людей более нравственными? Если да, то почему в странах с развитой наукой увеличивается число актов насилия и аморального поведения? Но разве не будет правильным считать, что, несмотря на весь научный прогресс и все блага, которые стали доступны людям, наука оставила их внутренний мир без изменений? Она только увеличила чувство зависимости и недостаточности. Помимо того, что наука не смогла принести людям безопасность и уверенность, она породила ещё больше страха, угрожая миру возможностью массового уничтожения.

Наука неспособна найти осмысленную цель жизни. Она не может объяснить людям её смысл. Фактически, науку по своей природе интересуют только материальные вопросы, и ей нет дела до духовных стремлений людей. Материализм, присутствующий в научном мышлении, отрицает существование духовных потребностей, превосходящих материальное удовлетворение. Используя выборочные рассуждения и относительные знания, наука игнорирует некоторые из наиболее существенных проблем и оставляет много вопросов без ответа. Например, когда спрашивается об огромном неравенстве, которое существует среди людей, то на такие вопросы не находится никакого объяснения, потому что они лежат вне узких рамок науки.

Учёное невежество

Трансцендентный ум, развитый Буддой, не ограничен данными органов чувств и выходит за пределы логики, ограниченной рамками относительного познания. Человеческий интеллект, напротив, действует на основе информации в области религии, философии, науки или искусства, которую он собирает и хранит. Эти сведения для ума собирают органы чувств, которые весьма несовершенны. Полученная таким образом очень ограниченная часть информации делает искажённым наше понимание мира.

Некоторые люди гордятся тем, что так много знают. На самом деле, чем меньше мы знаем, тем мы более конкретны в определениях, а чем больше знаем, тем больше начинаем осознавать свою ограниченность.

Однажды гениальный учёный написал книгу, которую он стал считать наилучшим трудом из всех возможных. Он считал, что книга содержит все литературные ценности и философии. Возгордившись своим достижением, учёный показал шедевр коллеге, который был столь же блестящим учёным, и попросил его написать рецензию. Вместо этого, коллега попросил автора написать на бумаге всё, что он знает, и всё, что он не знает. Автор книги сел и глубоко задумался, но по прошествии долгого времени так и не смог записать всё, что знает. Затем, он перешёл ко второму вопросу и точно так же не смог написать всё, что не знает. В конце концов, находясь в состоянии глубокого разочарования, он бросил это дело, поняв, что всё, что он знал, было на самом деле невежеством.

Точно также и древнегреческому философу Сократу на вопрос о том, что он знает, пришлось ответить: "Я знаю только то, что ничего не знаю".

За пределами науки

Буддизм превосходит современную науку в том смысле, что принимает более широкий диапазон знаний, чем тот, который доступен сознанию учёного. Буддизм признаёт знание, возникающее благодаря органам чувств, а также получаемое из личного опыта благодаря духовному совершенствованию. Благодаря развитию и тренировке хорошо сосредоточенного ума, можно понять и проверить опыт духовной практики. Это опыт нельзя понять, совершая эксперименты в пробирке или через рассмотрение под микроскопом.

Знание, которое получает наука – относительно и подвержено изменениям, в то время как истина Будды – окончательная и абсолютная. Дхамма не изменяется в зависимости от времени и пространства. Более того, в отличие от науки с её выборочными рассуждениями, Будда советовал не привязываться к научным или любым другим теориям. Вместо создания теорий, Будда учил людей, как жить праведной жизнью, чтобы открыть для себя абсолютную Истину. Он указал путь, благодаря которому мы можем открыть сущность жизни через праведность, успокоение чувств и освобождение от желаний. В результате можно найти истинную цель жизни.

В буддизме важна практика. Тот, кто много учится, но не практикует, похож на человека, способного прочесть вслух рецепты большой поваренной книги, но даже ни разу не пытавшегося приготовить хотя бы одно блюдо. Его голод нельзя удовлетворить одним лишь знанием, полученным из книг. Практика является настолько важным условием к Просветлению, что в некоторых школах буддизма, таких как Дзэн, она даже ставится выше знания.

Научный подход направлен во внешний мир, и современные учёные используют природу и её ресурсы для собственного удобства, часто игнорируя необходимость в гармонии с окружающей средой и загрязняя наш мир. В противоположность науке, буддизм направлен вглубь человека и занимается его внутренним развитием. На низком уровне буддийское учение говорит, как человек может подстраиваться и справляться с событиями и условиями повседневной жизни. На высоком уровне он представляет стремление человека превзойти себя через практику духовной культуры или совершенствования ума.

В буддизме имеется целостная система этой культуры, связанная с глубоким пониманием природы вещей, приводящим к полному самоосознанию абсолютной истины - Ниббаны. Эта система является как практической, так и научной, она использует бесстрастное наблюдение эмоциональных и умственных состояний. Практикующий медитацию наблюдает за внутренним миром с памятованием и объективностью, что больше похоже на подход учёного, нежели судьи.

Наука без религии

Без нравственных идеалов наука представляет собой угрозу человечеству. Пуля и бомба – это дары науки тем немногочисленным людям, кто находится у власти и от которых зависит судьба нашего мира. Тем временем остальная часть человечества ожидает в страданиях и страхе, не зная, когда против них будет использовано ядерное оружие, отравляющие газы или другие средства поражения, предназначенные для эффективного уничтожения и являющиеся плодом научных исследований. Наука не только неспособна дать людям руководство в вопросах нравственного поведения, она также подливает масло в огонь человеческих желаний.

Наука без нравственности порождает одни лишь разрушения и становится ужасным чудовищем, открытым человеком. И, к сожалению, это чудовище становится сильнее, чем сам человек. Если люди не научатся управлять и подчинять это чудовище через практику религиозных норм поведения, то скоро оно подчинит себе человека. Без религиозного руководства, наука угрожает миру уничтожением. С другой стороны, когда наука работает в содружестве с религией, такой как буддизм, она может сделать этот мир безопасным и счастливым.

Никогда ещё не было, чтобы имелась такая острая необходимость в содружестве религии и науки на пользу и во благо человечества. Религия без науки слепа, а наука без религии хромает.

Люди отдают буддизму дань уважения

В своей автобиографии Альберт Эйнштейн отдал должное буддизму, написав: "Если и есть какая-то религия, которая может справиться с нуждами современной науки, так это буддизм". Не требуется пересматривать буддийское учение, чтобы поддерживать его соответствие текущему состоянию научного знания. Буддизму не нужно предавать свои взгляды на милость науке, потому что буддизм, включая в себя науку, ещё и превосходит её. Учение Будды – это мост между религиозным и научным мышлением, который поощряет человека раскрыть потенциал, скрытый в нём самом и вокруг него. Буддизм актуален всегда!

<<Назад
Современная религия
Оглавление Далее>>
Религия свободы

Редакция перевода от 01.07.2015 20:15